Программа по развитию и коррекции эмоционального мира дошкольников 4—6 лет Автор-составитель И.А.Пазухина.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бурдина Тамара Викторовна

Пояснительная записка.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ре­бенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется не­достаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особен­ностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто на­ходятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять сво­ими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, ослож­нениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно на­учить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мыс­ли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современ­ного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, рас­крашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приво­дит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи и создана система работы по разви­тию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!».

Основная ее цель — повысить осознание ребенком своих эмоцио­нальных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

® способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осозна­вать свои характерные особенности и предпочтения;

® развивать навыки социального поведения, чувство принадлеж­ности к группе;

© помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;

объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

® учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

® воспитывать заботливое отношение к животным, учить пони­мать их настроение;

® вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способ­ствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; кор­ректировать его нежелательные черты характера и поведения;

® развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Предлагаемая система рассчитана на работу с детьми 4—6 лет. В создании этой книги неоценимую помощь автору оказали мно­гие специалисты, чьи произведения указаны в списке использованной литературы. Труды этих авторов, творчески переработанные и офор­мленные в определенную систему, легли в основу данного пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma._davay_poznakomimsya.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по развитию и коррекции

эмоционального мира дошкольников

4—6 лет

Автор-составитель И.А.Пазухина.

Пояснительная записка.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи и создана система работы по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!».

Основная ее цель — повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

® способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

® развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

© помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;

объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

® учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

® воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;

® вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

® развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Предлагаемая система рассчитана на работу с детьми 4—6 лет. В создании этой книги неоценимую помощь автору оказали многие специалисты, чьи произведения указаны в списке использованной литературы. Труды этих авторов, творчески переработанные и оформленные в определенную систему, легли в основу данного пособия.

Общие правила проведения занятий

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы (по 22 занятия в год).

Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе.

Занятия с подгруппой детей (5—6 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).

Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:

® развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

® упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

® этюды;

® рассматривание рисунков и фотографий;

® чтение художественных произведений;

® рассказ психолога и рассказы детей;

® сочинение историй;

® беседы;

® моделирование и анализ заданных ситуаций;

® слушание музыки;

® рисование;

® мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.

Краткая характеристика разделов

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровеснцки и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животным»). Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительные средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия (темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.

Тематический план занятий

Раздел

Темы занятий

Время проведения

1. Я и Я

«Тайна моего имени» «Автопортрет»

«Мой внутренний мир» «Мой любимый сказочный герой»

  1. я        неделя ноября
  2. я        неделя ноября
  3. я        неделя ноября
  4. я        неделя ноября

2. Я и другие

«Мы так похожи»

«Мы такие разные»

«Язык жестов и движений» «Давайте жить дружно» «Мальчики и девочки»

  1. я        неделя декабря
  2. я        неделя декабря
  3. я        неделя декабря
  4. я        неделя декабря 2-я неделя января

3. Я и мои эмоции

«Радость»

«Удивление»

«Страх»

«Гнев»

«Горе»

«Интерес»

«Наши эмоции» (итоговое занятие по разделу)

  1. я        неделя января
  2. я        неделя января
  1. я        неделя февраля
  2. я        неделя февраля
  3. я        неделя февраля
  4. я        неделя февраля 1-я неделя марта

4. Я и животные

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Общение с животным»

  1. я        неделя марта
  2. я        неделя марта

5. Я и моя семья

«С кем я живу» «Правила домашнего этикета»

4-я неделя марта 1-я неделя апреля

Итоговые годовые занятия

«Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу!»

  1. я        неделя апреля
  2. я        неделя апреля

ИТОГО

22 занятия

Раздел 1. «Я и Я»

Задачи

Средняя группа

® Способствовать осознанию ребенком своего имени.

® Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.

® Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

© Формировать адекватную самооценку.

Старшая группа

© Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).

© Учить детей описывать свои желания и чувства.

© Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

© Помогать ребенку поверить в свои силы.

© Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании.

Подготовительная группа

© Способствовать психическому и личностному росту детей.

© Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».

© Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

© Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.

© Гармонизировать притязания ребенка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Тайна моего имени»

1.Игра «Паровозик с именем»

2.Игра «Поем имя»

3.Игра «Колокольчик»

4.Игра «Потерялся мальчик»

5.Игра «Соседи»

6.Игра «Ветер шепчет имя»

7.Оформление листа «Меня зовут...»

1.Чтение стихотворений М. Вла- димова «Был в старину такой обычай», Е. Долматовского «Октябрины»

2.Игра «Эхо»

3.Игра «Маленькое имя»

4.Беседа «Имена своих друзей»

5.Игра «Объясни имя»

6.Игра «Ласковое имя»

7.Конкурс «Кто знает больше имен»

8.Оформление личной визитной карточки

1.Беседа с детьми об именах, чтение стихотворения В. Бокова «Дарья»

2.Беседа «Что означает мое имя»

3.Игра «Имя растет»

4.Игра «Взрослое имя»

5.Игра «Цветок-имя»

6.Игра «Мы очень любим»

7.Игра «Имя шепчут волны»

8.Сказка: придумывание сказки о человеке с опорой на звучание и значение имени

9.Рисунок «Ромашка с именем»

Окончание табл.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Автопортрет»

1.Чтение стихотворения Н. Найденовой «Наши полотенца»

2.Упражнение «Выбери картинку»

3.Игра «Дотронься до...»

4.Игра «Мишка и кукла»

5.Рисунок «Живая рука»

1.Чтение стихотворения Р. Сефа «Еще одно эхо»

2.Игра «Радио»

3.Игра «Ветер дует на...»

4.Рассказ про девочку Катю (по произведению Е. Пермяка «Про нос и язык»)

5.Рисунок «Мой портрет»

1.Чтение отрывка из сказки А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2.Игра «Составь фоторобот»

3.Игра «Найди друга»

4.Игра «Встань по порядку»

5.Игра-ассоциация «На кого я похож»

6.Ролевая игра «На границе»

Тема «Мой внутренний мир>

1.Беседа «Мой внутренний мир»

2.Игра «Клубочек»

3.Упражнение «Назови свои сильные стороны»

4.Игра «Мой зверь»

5.Игра «Кто это?»

6.Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла»

7.Рисунок «Моя любимая игрушка»

1.Упражнение «Слушаем себя»

2.Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!»

3.Игра-разминка «Ветер дует на...»

4.Игра «Знакомство-представление»

5.Рисунок «Мне это нравится»

1.Беседа «Мой внутренний мир»

2.Упражнение «Солнечный зайчик»

3.Игра «Выдуманная биография»

4.Игра «Угадай, кто я»

5.Рисунок «Ладошка»

Тема «Мой любимый сказочный герой»

1.Чтение стихотворения Ю. Мориц «Песенка про сказку»

2.Игра «Колобок»

3.Игра-упражнение «Сказочные зайцы»

4.Рассказ детей «Моя любимая сказка и мой любимый сказочный герой»

5.Игра «Хоровод сказочных героев»

6.Рисунок «Подарок сказочному герою»

1.Чтение русских народных присказок

2.Игра «Хоровод сказочных героев»

3.Загадки про сказочных героев

4.Игра «Любимый сказочный герой»

5.Придумывание сказки со всеми любимыми сказочными героями детей

6.Рисунок «Мой любимый сказочный герой»

1.Чтение отрывка из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»

2.Игра «Знакомство со сказочным героем»

3.Упражнение «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя»

4.Игра-пантомима «Кто здесь кто?»

5.Рисунок «Карнавал сказочных героев»

Раздел 2. «Я и другие»

Задачи Средняя группа

® Предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации.

® Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

© Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

® Дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.

Старшая группа

© Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

© Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

© Сформировать позитивное отношение к сверстникам.

© Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.

© Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Подготовительная группа

© Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).

© Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

© Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

© Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Мы так похожи»

1.Упражнение «Чем я похож на соседа справа»

2.Игра «Обезьянки»

3.Игра «Люблю — не лю- [ блю»

4.Игра «Превращения»

5.Игра «Волшебник»

1.Игра «Ассоциация»

2.Игра «Подарок»

3.Игра «Мыльные пузыри»

4.Игра «Конкурс хвастунов»

5.Игра «Комната смеха»

6.Игра «Доброе животное»

1.Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака «Где тут Петя, где Сережа?»

2.Игра «Ветер дует на...»

3.Игра «Снежная королева»

4.Игра «Елочка»

5.Игра «Зеркало»

6.Игра «Волшебник»

7.Игра «Озвучивание»

Тема «Мы такие разные»

1.Чтение стихотворения «Посмотри на эти лица!»

2.Игра «Клубочек»

3.Игра «Я люблю»

4.Игра «Дотронься до...»

5.Игра «Я умею»

6.Игра «Что не так»

7.Игра «Кто это?»

1.Игра «Башенка из игрушек»

2.Игра «Мы — разные»

3.Игра «Заяц-хваста»

4.Игра «Спиной друг к другу»

5.Игра «Испорченный телефон»

6.Игра «Знакомство-пред- ставление»

7.Игра «Встань на его место»

1.Игра «Интервью»

2.Игра «Поздравляю»

3.Игра «Я взрослый»

4.Игра «Мое будущее»

5.Игра «Угадайка»

6.Игра «Испорченный телевизор»

7.Игра «Фоторобот»

8.Рисунок «Загримируй лицо человека»

Тема «Язык жестов и движений»

  1. Игра «Покажи руками»
  2. Игра «Походки»
  3. Игра «Игрушки»
  4. Игра «Расскажи стихи руками»
  5. Игра «Расскажи сказку без слов»
  6. Этюды: «Это я! Это мое!», «Тише!», «До свидания!»
  1. Беседа «Как можно общаться без слов»
  2. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»
  3. Игра «Через стекло»
  4. Упражнение «Артисты пантомимы»
  5. Упражнение «Расскажи стихи руками»
  6. Игра «Кто я?»
  7. Игра «Заколдованный ребенок»
  8. Игра «Говорящая рука»
  1. Игра «Иностранец»
  2. Игра «Березки»
  3. Игра «Волшебный карман»
  4. Игра «Цирк»
  5. Игра «Изобрази сказку»
  6. Игра «Смелый мальчик»
  7. Игра «Сурдоперевод»

Тема «Давайте жить дружно»

  1. Чтение стихотворения В. Товаркова «Почему так говорят?»
  2. Упражнение «Назови соседа ласково»
  3. Игра «Поезд»
  1. Чтение стихотворения 3. Александровой «Шарик»
  2. Игра «Путанка»
  3. Игра «Поварята»
  4. Игра «Психологическая лепка»
  1. Обсуждение стихотворения М. Пляцковского «Настоящий друг»
  2. Игра «Гомеостат»
  3. Игра «Живая скульптура»
  4. Игра «Сиамские близнецы»

Окончание табл.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.Игра «Котенок»

2.Игра «Передай мячик»

3.Игра «Рукавички»

4.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

1.Упражнение «Договорись взглядом»

2.Игра «Волны»

3.Игра «Не намочи ноги»

4.Игра «Доброе животное»

1.Игра «Строим цифры»

2.Игра «Печатная машинка»

3.Чтение стихотворения Л. Кузьмина 4.Дом с колокольчиком»

5.Игра «Камушек в ботинке»

6.Игра «Сбор рукопожатий»

Тема «Мальчики и девочки»

1.Игра «Мальчик или девочка»

2.Чтение стихотворения И. 3.айденовой «Новая девочка»

4.Игра «Знакомство»

5.Игра «Цветы и пчелки»

6.Игра «Наши прически»

7.Игра «Надень и попляши»

8.Этюд «Игрушки»

1.Чтение стихотворения А. Кузнецовой 2.Подружки»

3.Беседа «С кем бы я хотел дружить»

4.Игра «Петушки»

5.Упражнение «Приглашение на танец»

6.Игра «Лужа»

7.Игра «Найди свою пару»

8.Рисунок «Мальчик и девочка»

1.Беседа «Наши отношения»

2.Игра «Кто сильнее»

3.Игра-драматизация «Спящая красавица»

4.Игра «Защитники девочек»

5.Чтение стихотворения С. Маршака «О мальчиках и девочках»

6.Рисунок «Мальчики и девочки»

Раздел 3. «Я и мои эмоции»

Задачи Средняя группа

© Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.

® Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.

® Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).

© Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

Старшая группа

® Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.

® Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.

© Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.

® Учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная группа

® Закреплять полученные знания об эмоциях.

® Учить понимать относительность в оценке чувства.

® Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа»

Подготовительная группа

Тема «Радость»

1.Прослушивание веселой музыки

2.Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на братца»

3.Рассматривание пикто- 1 граммы «радость» и изображений веселых людей

4.Упражнение «Зеркало»

5.Игра «Клоун Тяп-Ляп»

| 6.. Этюды: «Золотые капельки», «Цветок»

7. Рисунок «Оживи кружочки»

1.Чтение стихотворения Ю. Тувима «Про пана Тру- лялинского»

2.Беседа «Радость — это...»

3.Игра «Море волнуется»

4.Игра-ассоциация «На что похожа радость»

5.Этюды: «Ласка», «Первый снег» 6.Игра «Что может поднять тебе настроение»

7.Рисунок «Я радуюсь»

1.Чтение стихотворения Г. Остера из цикла «Вредные советы»

2.Игра «Маски»

3.Беседа «Относительность радости»

4.Игра «Изобрази»

5.Этюд «Встреча с другом»

6.Рисунок «Ромашка радости»

Тема « Удивление»

1.Чтение стихотворения А. Барто «Купание»

2.Рассматривание пиктограммы «Удивление» и изображений удивленных людей

3.Упражнение «Зеркало»

4.Этюд «Удивление»

5.Упражнение «Тренируем эмоции»

6.Рисунок «Оживи кружочки»

1.Чтение отрывка из произведения А.  Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2.Беседа «Удивление — это...»

3.Игра «Море волнуется»

4.Игра-ассоциация «Удивление»

5.Этюд «Живая шляпа»

6.Рисунок «Удивленный человечек»

1.Чтение отрывков из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

2.Упражнение «Зеркало»

3.Игра «Изобрази»

4.Упражнение «Маски»

5.Игра «Фантазии»

6.Игра «Театр»

7.Этюд «Круглые глаза»

8.Рисунок «Чудеса»

Продолжение табл.

Средняя группа

Старшая группа»

Подготовительная группа

Тема «Страх»

1.Чтение отрывка из русской народной песенки «Ти- ли-бом»

3.Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами

3.Упражнение «Зеркало»

4.Игра «Медвежонок»

5.Упражнение «Тренируем эмоции»

6.Этюд «Лисенок боится»

7.Рисунок «Оживи кружочки»

8.Упражнение «У страха глаза велики»

1.Чтение стихотворения И. Демьянова «Трусов Федя»

2.Беседа «Страх — это...»

3.Игра «Расскажи свой страх»

4.Игра «Гуси-лебеди»

5.Игра-ассоциация «Страх»

6.Этюд «Момент отчаяния»

7.Чтение стихотворения К. Чуковского «Закаляка»

8.Рисунок «Мой страх»

9.Чтение рассказа С. Афонькина «Как побороть страх?»

10.Игра «Жмурки»

1.Чтение стихотворения «Кто там страшный сидит в темноте?»

2.Упражнение «Страх — это...»

3.Игра «Маски»

4.Игра «Рыбаки и рыбки»

5.Игра «Театр»

6.Этюд «Что в углу»

7.Игра «Книга страхов»

Тема «Гнев»

1.Чтение отрывка из сказки Л. Толстого «Три медведя»

2.Упражнение «Зеркало»

3.Игра «Выбиваем пыль»

4.Упражнение «Тренируем эмоции»

5..Рисунок «Оживи кружочки»

6.Игра «Тух-тиби-тух»

1.Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Мой- додыр»

2.Игра «Ругаемся овощами»

3.Игра «Море волнуется»

4.Игра-ассоциация «Злость»

5.Игра «Тигр на охоте»

6.Этюд «Гневная гиена»

7.Рисунок «Злой человечек»

8.Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

1.Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Краденое солнце»

2.Игра «Толкование»

3.Игра «Порви круг»

4.Этюд «Хмурый орел»

5.Игра «Маски»

6.Игра «Руки знакомятся»

Тема «Горе»

  1. Чтение сказки «Теремок»
  2. Рассматривание пиктограммы «горе» и изображений грустных людей
  3. Упражнение «Зеркало»
  4. Этюд «Стрекоза замерзла»
  5. Упражнение «Тренируем эмоции»
  6. Чтение стихотворения А. Барто «Встреча» и подбор к нему пиктограмм
  7. Рисунок «Оживи кружочки»

1.Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

2.Когда я грустил (рассказы детей)

3.Игра «Море волнуется»

4.Игра-ассоциация «Горе»

5.Этюд «Северный полюс»

6.Рисунок «Грустный человечек»

7.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

1.Чтение стихотворения И. Токмаковой «Мне грустно»

2.Игра «Театр»

3.Беседа «Мне грустно, когда...»

4.Игра «Маски»

5.Этюд «Золушка»

6.Рисунок «Печальный человек»

7.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Окончание табл.

Средняя группа

Старшая группа»

Подготовительная группа

Тема «Интерес»

1.Чтение рассказа «Самый лучший подарок»

2.Рассматривание пиктограммы «интерес» и изображений заинтересованных людей

3.Упражнение «Зеркало»

4.Этюд «Кузнечик»

5.Упражнение «Тренируем эмоции»

6.Рисунок «Мне интересно»

1.Чтение стихотворения Е. Тараховской «Скворушка»

2.Что меня интересует (рассказы детей)

3.Игра «Море волнуется»

4.Игра-ассоциация «Интерес»

5.Этюд «Что там происходит?»

6.Рисунок «Интересное занятие»

1.Чтение стихотворения А. Барто «Снегирь»

2.Игра «Театр»

3.Этюд «Любопытный»

4.Игра «Маски»

5.Изготовление ромашки «Мне интересно»

Тема «Наши эмоции» (итоговое занятие)

1.Знакомство с гномами

2.Игра «Кубик»

3.Упражнение «Выбери такое же настроение»

4.Игра «Хоровод»

5.Игра «Волны»

6.Игра «Зеркало»

7.Этюд «Разные настроения»

8.Игра «Облако»

9.Игра «Нарисуй облако»

1.Рассказываем сказки

2.Игра «Кривые зеркала»

3.Игра «Повтори фразу»

4.Упражнение «Слушаем музыку»

5.Игра «Профессии»

6.Игра «Азбука настроения»

7.Рисунок «Разные человечки»

1.Игра «Угадай эмоцию»

2.Игра «Прочитай письмо»

3.Игра «Джинн»

4.Игра «Встреча эмоций»

5.Игра «Полярные эмоции»

6.Игра «Зеркало»

7.Рисунок «Поезд эмоций»

Раздел 4. «Я и животные»

Задачи Средняя группа

© Дать знания о том, чем человек отличается от животных.

® Учить наблюдать за животными, играть с ними, заботиться о них.

® Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.

® Помогать преодолевать возможный страх перед животными.

Старшая группа

© Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.

® Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.

© Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.

Подготовительная группа

® Дать детям представление о связи и взаимозависимости человека и животного.

© Продолжать учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

© Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.

© Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми.

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Мой ласковый и нежный зверь»

1.Чтение стихотворения К. Чуковского 2.Путаница»

3.Рассказы детей об их домашних животных

4.Игра «Хоровод»

5.Беседа «Отличия животных от человека»

6.Игра «Мама и детеныш»

7.Игра «Повстречались»

8.Рисунок «Любимое животное»

1.Слушание аудиокассеты «Голоса животных»

2.Игра «Придумаем клички животным с картинки»

3.Игра «Большой — маленький»

4.Игра «Я и животное»

5.Игра «Изобрази животное»

6.Игра «Сказочная зверюшка»

1.Беседа «Я и животные»

2.Игра «Животные»

3.Игра «Зоопарк»

4.Игра «Маски»

5.Игра «На кого я похож»

6.Рисунок «Несуществующее животное»

7.Игра «Доброе животное»

Тема « Общение с животным»

Общение с Медведем

Общение с Волком

Общение со Змеем

1.Загадка про медведя

2.Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»

3.Беседа «Злой медведь»

4.Упражнение «Разминка»

5.Конкурс на самого злого медведя

6.Игра «У медведя во бору»

                        

1.Загадка про волка и трех поросят

2.Рассказывание сказки «Три поросенка» (пересказ С. Михалкова)

3.Беседа «Злой волк»

4.Упражнение «Разминка»

5.Конкурс на самого страшного волка

1.Рассказ русской былины «Добрыня и Змей» (пересказ Н. Колпаковой)

2.Беседа «Злая змея»

3.Упражнение «Разминка»

4.Конкурс на самого страшного Змея

5.Игра «Змея кусает свой хвост»

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.Беседа «Добрый медведь»

2.Рисунок «Добрый и пушистый мишка»

3.Упражнение «Доброе слово медведю»

4.Игра «Шел медведь по лесу»

1.Игра «Сидит заяц на припеке»

2.Беседа «Добрый волк»

3Рисунок «Добрый и веселый волк»

4.Упражнение «Доброе слово волку»

5.Игра «Иван царевич и серый волк»

1.Беседа «Добрый Змей»

2.Рисунок «Добрый и красивый Змей»

3.Упражнение «Доброе слово Змею»

4.Игра «Заклинатели змей»

Раздел 5. «Я и моя семья»

Задачи Средняя группа

® Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку — маме.

® Учить детей выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труду.

® Учить детей понимать свою роль в семье.

® Учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.

Старшая группа

® Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.

® Формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

® Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).

® Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Подготовительная группа

® Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.

® Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

© Учить высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготтовительная

группа

Тема «Скем я живу»

1.Беседа «С кем ты живешь?»

2.Игра-беседа «Кто мы?»

3.Подвижная игра «Карусели»

4.Беседа «Мамина красота»

5.Этюд «Маме улыбаемся»

6.Игра «Найди свою маму»

7.Рисунок «Подарок для милой мамы»

1.Чтение стихотворения О. Бедарева «Кто чей?»

2.Беседа «Что такое семья?»

3.Упражнение «Кто кому кто?»

4.Чтение стихотворения К. Тангрыкулиева «Прожила на свете мама...»

5.Беседа «Чем порадуем родителей?»

6.Игра «Мы очень любим»

7.Рисунок «Особый день моей семьи»

1.Беседа «Семейная фотография»

2.Беседа «Обязанности в семье»

3.Игра «Родители и дети»

4.Чтение стихотворения М. Мазнина «Простое слово»

5.Этюд «Утреннее фото»

6.Игра «Фантазии»

7.Беседа «Как сделать родителей счастливыми?»

8.Рисунок «Мое генеалогическое древо»

Тема «Правила домашнего этикета»

1.Чтение отрывков из стихотворения А. Барто «Медвежонок-невежа»

2.Разыгрывание ситуаций

3.Игра «Найди свою маму»

4.Этюд «Любящие родители»

5.Рисунок «Счастливая семья медведей»

1.Чтение рассказа Я. Тайца «Карандаш»

2.Беседа с детьми о необходимости уступать друг другу

3.Чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны»

4.Разыгрывание сценки

5.Игра «Не поделили игрушку»

6.Рисунок «Общая игрушка»

1.Беседа «На меня в обиде мама...»

2.Чтение отрывка из стихотворения Э. Мошковской «Обида»

3.Беседа «Как попросить прощения»

4.Игра «Встань на его (ее) место»

5.Игра «Мы очень любим»

6.Рисунок «Мы — вместе»

Содержание итоговых годовых занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Путешествие в сказку»

Приключение муравьишки

В гостях у маленькой Бабы-Яги

Путешествие на остров нарисованных человечков

1.Введение в сказку

2.Игра «Кенгуру»

3.Игра «Волшебные превращения веревочки»

4.Игра «Жмурки»

5.Игра «Доброе слово»

6.Рисунок «Картинка к сказке»

1.Введение в сказку

2.Игра «Клеевой дождик»

3.Игра «По кочкам»

4.Игра «Ромашка с настроением»

5.Игра «Гармоничный танец»

6.Игра «Комплименты»

7.Рисунок «Рисуем сказку»

1.Введение в сказку

2.Игра «Имя шепчут волны»

3.Игра «Врасти в землю»

4.Игра «Радуга»

5.Игра «Комплименты»

6.Игра «Узнай эмоцию на ощупь»

7.Рисунок «Иллюстрации к сказке»

Тема «Я знаю, я умею, я могу!»

1.Чтение отрывка из стихотворения Г. Бехлера «Лесной дедушка»

2.Игра «Заяц и лиса»

3.Игра «Ласковое слово»

4.Игра «Скучно, скучно так сидеть»

5.Чтение стихотворения М. Клоковой «Зайчик»

6.Игра «Зайчик и одуванчик»

7.Рисунок «Смелый заяц и я»

1.Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун» (обработка О. Капицы)

2.Игра «Заяц-хваста»

3.Игра «Я и другие»

4.Игра «Колдун»

5.Игра «Я знаю»

6.Рисунок «Наш дом»

1.Чтение отрывка из рассказа Е. Шварца «Рассеянный волшебник»

2.Игра «Связующая нить»

3.Игра «Цветик-семицве- тик»

4.Игра «Расколдуй девочку»

5.Игра «Предмет по кругу»

6.Игра «Словарик»

7.Игра «Закончи предложение»

8.Рисунок «Картинка по кругу»

9.Чтение стихотворения Дж. Чиарди «Прощальная игра»

Ожидаемые результаты

Средняя группа

Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», дети средней группы будут знать и уметь следующее.

Знать:

© имена всех детей в группе;

® для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;

® чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;

® названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);

® отличия человека от животного;

® как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;

® состав своей семьи.

Уметь:

® отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;

® опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;

© правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

® оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности; ® делиться с друзьями сладостями и игрушками;

® различать эмоции по схемам-пиктограммам;

© передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;

© наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;

© употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.);

© правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Старшая группа

Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», дети старшей группы будут знать и уметь следующее.

Знать.

© как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей; ® различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;

® о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;

® важность различных профессий (на примере родителей);

® какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки этому общению мешают.

Уметы

® осознавать свое тело и его специфические особенности;

© понимать и описывать свои желания и чувства;

© осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;

© различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;

© воспроизводить выразительные позы и движения;

© сравнивать эмоции;

© контролировать свои эмоциональные реакции;

© подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении; © оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту; © уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

© останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;

© вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;

© выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Подготовительная группа

Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», дети подготовительной группы будут знать и уметь следующее.

Знать:

© что означают их имена;

© что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;

© об относительности в оценке чувств;

© о связи и взаимозависимости человека и животного;

© какие существуют особенности общения разных животных между собой;

© историю собственной семьи.

Уметь:

© понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

© устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

® выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;

© понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;

© рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;

© переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;

© принимать гостей у себя дома;

© общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

© оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

© рисовать свое генеалогическое древо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа занятий по коррекции и развитию эмоционального мира дошкольников

Основная цель программы повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности и эмоциональный комфорт....

"Развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников"

Буклет для педагогов к мастер - классу "Развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников"...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников

Предложенные приемы и методы способствуют благоприятному развитию эмоциональной сферы детей, повышают их психическую устойчивость в социальной среде, а также инициируют становление их эмоцио...