программа занятий по коррекции и развитию эмоционального мира дошкольников
календарно-тематическое планирование на тему

Основная цель программы повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности и эмоциональный комфорт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_po_teme.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование по теме

«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»

педагога-психолога Андреевой А.Е в рамках формирование ВКЗ как фактор здоровьесбережения.

Сентябрь, апрель

2-младшая

средняя

старшая

подготовительная

Диагностика      познавательной и эмоциональной сферы детей.

Сетка занятий на октябрь 2012г.

2-младшая

средняя

старшая

подготовительная

1. «Мое имя».  Цель: Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг другу по имени, развивать эмпатию и навыки общения.

1. «Тайна моего имени».

Цель: Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг другу по имени, развивать эмпатию и навыки общения.

1. «Тайна моего имени».

Цель: Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг другу по имени, развивать эмпатию и навыки общения.

1. «Тайна моего имени».

Цель: Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг другу по имени, развивать эмпатию и навыки общения.

2. «Кто такой Я». Цель: научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

2. «Автопортрет». Цель: учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

2. «Автопортрет». Цель: учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

2. «Автопортрет». Цель: учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

3. «Мои умные помощники».

Цель: учить понимать и ценить роль органов чувств, развивать навыки исследования предметов с помощью органов чувств.

3. «Мой внутренний мир». Цель: учить понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества.

3. «Мой внутренний мир». Цель: учить понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества.

3. «Мой внутренний мир». Цель: помочь каждому ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения.

4. «Мои игрушки». Цель: учить детей определять предпочтения по отношению к игрушкам, развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям.

4. «Мой любимый сказочный герой». Цель: способствовать самовыражению ребенка, учить его средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

4. «Мой любимый сказочный герой». Цель: способствовать самовыражению ребенка, продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать характерные черты персонажа.

4. «Мой любимый сказочный герой».  Цель: способствовать самовыражению ребенка, продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать характерные черты персонажа.

5. «Мои любимые сказки».

Цель: развивать творческое воображение ребенка, способствовать освоению образных движений.

5. «Мы так похожи». Цель: обеспечивать профилактику социальной дезадаптации детей, формировать чувство принадлежности к группе, помогать ребенку почувствовать себя более уверенно.

План занятий на ноябрь 2012г.

2-ая младшая

средняя

старшая

подготовительная

1. «Я хочу».

Цель: развивать у детей способность оценивать свои желания, направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений.

2. «Я могу»

Цель: развивать познавательную активность детей, приучать детей к самостоятельности, к соблюдению правил.

3. «Мое настроение».

Цель: дать детям начальные знания о базовых эмоциях (радость, грусть, злость).

3. «Плохо быть одному».

Цель: учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты, учить ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями и вопросами.

4. «Мы разные».

Цель: развитие умения узнавать отличительные черты друг друга, развитие эмпатии, тактильного

1 Мы такие разные.

Учить различать индивидуальные особенности детей в группе, определять свои вкусы в еде, предпочтения по отношению к животным, играм, занятиям.

2.Язык жестов и движений.

Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

3.Давайте жить дружно.

Формировать чувство принадлежности к группе, помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.

4. «Мальчики и девочки». Цель: учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения, развивать навыки общения мальчиков с девочками.

1. Мы такие разные.

Учить различать индивидуальные особенности детей в группе, учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям и сравнивать их со вкусами других.

2. Язык жестов и движений.

Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающим, дать детям дополнительные сведения о значение жестов. Движений в процессе общения.

3. Давайте жить дружно.

 Развивать групповую сплоченность, преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам, учить детей взаимопомощи.

4. «Мальчики и девочки». Цель: учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения, развивать навыки общения мальчиков с девочками.

1.Мы такие разные.

Закреплять у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга, развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям.

2.Язык жестов и движений.

Продолжить формировать у детей умение устанавливать и поддерживать контакты, учить их понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, движениям тела.

3.Давайте жить дружно.

Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации.

4. «Мальчики и девочки». Дать детям представление о мужественности и женственности, о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях.

План занятий на декабрь 2012г.

 2-ая младшая

средняя

старшая

подготовительная

1. «Мы веселимся, смеемся, играем».

Цель: развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения.

2. «Говорим руками и телом».

Дать детям первоначальные знания о культуре жеста, учить воспроизводить выразительные движения и позы.

3. «Помогаем друг другу».

Цель: воспитывать у детей навыки партнерского общения, формировать умения согласовывать свои действия с действиями других детей.

4.Мальчики и девочки.

Цель: воспитывать у детей навыки партнерского общения.

1.«Радость».

Познакомить детей с эмоцией радости, учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

2. «Удивление».

Цель: познакомить детей с эмоцией удивления, учить их передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

3. «Страх».

Цель: познакомить детей с эмоцией страх, учить передавать это эмоциональное состояние.

4. «Гнев».

Цель: учить передавать это состояние социально-приемлемыми способами.

1. «Радость».

Расширять представления детей об эмоции радость, учить понимать свои чувства и чувства других, учить передавать свое эмоциональное состояние, используя выразительные средства.

2. «Удивление».

Расширять представление об эмоции удивление.

3. «Страх».

Расширять представление об эмоции страх, способствовать снятию страхов у детей, повышению уверенности в себе.


4. «Гнев».

Цель: расширять представление детей об эмоции «гнев», способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности

1. «Радость».

Расширять представление об эмоции радость, учит понимать относительность в оценке чувств, формировать положительные эмоции.

2. «Удивление».

Расширять представление детей об эмоции удивление, учить понимать свои чувства и  других.

3. «Страх».

Расширять представление детей об эмоции страх, способствовать открытому проявлению эмоции социально-приемлемыми способами

4. «Гнев».

Цель: расширять представление детей об эмоции «гнев», способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности

План занятий на январь 2013гг.

 2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.«Все начинается с мамы». Цель: способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме; учить понимать эмоциональные состояния на примере мамы.

«Давай поиграем».

1. «Горе». Цель: познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить эмоционально, воспринимать грустное настроение, знакомить со способами снятия негативных настроений.

1. «Горе». Цель: познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить эмоционально, воспринимать грустное настроение, знакомить со способами снятия негативных настроений

1. «Горе». Цель: познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить эмоционально, воспринимать грустное настроение, знакомить со способами снятия негативных настроений.  

2. «Дружная семья».

Цель: учить детей проявлять чуткое и ласковое отношение к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке.  

2. «Интерес».

Цель: познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

.

2. «Интерес».

Цель: познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

2. «Интерес».

Цель: расширять представление детей об эмоции «интерес»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

3. «Маленький помощник». Цель: учить детей радовать своих родных и близких добрыми делами и хорошими поступками, воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь.

3 . «Наши эмоции». Цель: продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.

3 . «Наши эмоции». Цель: продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.

3 . «Наши эмоции». Цель: продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.

План занятий на февраль 2013гг.

 2 -младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.  «Я в детском саду».

Цель: создать положительный эмоциональный климат в группе, развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий, способствовать профилактике социальной дезадаптации.

1.«Мой ласковый и нежный зверь».

Цель: учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой, дать детям представление о взаимозаменяемости человека и животного, формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми.

1.«Мой ласковый и нежный зверь».

Цель: учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой, дать детям представление о взаимозаменяемости человека и животного, формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми.

1.«Мой ласковый и нежный зверь».

Цель: учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой, дать детям представление о взаимозаменяемости человека и животного, формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми.

2. «Секрет волшебных слов».

Цель: формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова, учить детей видеть недостатки в своем поведении и их исправлять.

2. . «Общение с животным. Медведь».

Цель: способствовать адекватному ролевому развитию детей, оптимизировать общение со сверстниками, способствовать снижению страха перед животными.

2.«Общение с животным. Волк»

Цель: обеспечивать адекватное ролевое развитие; обучать умению принимать на себя роль, соответствующую новым ситуациям.

2.«Общение с животным. Змей»

Цель: обеспечивать адекватное ролевое развитие; обучать умению принимать на себя роль, соответствующую новым ситуациям.

3.«Мы поссоримся и помиримся».

Цель: учить понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций

3. .« С кем я живу».

Цель: вызвать у детей интерес к собственной личности, дать детям представление о различных родственных отношениях в семье, показать отличие конкретного человека от других людей.

3. «С кем я живу». Цель: помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи.

3. «С кем я живу».

Цель: продолжать формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье.

4.«Давай поговорим».

Цель: познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей, учить вежливо, общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

4. «Правила домашнего этикета».

Цель: учить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, создавать положительное эмоциональное настроение у детей.

4. «Правила домашнего этикета.

Цель: учить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

4. «Правила домашнего этикета».

Цель: продолжать учить детей ценить доброе отношение и отвечать близким заботой и вниманием, учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

План занятий на март.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Итоговое занятие «В гостях у сказки».

Цель: продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом при помощи не только вербальных, но и не вербальных средств общения., развивать у детей коммуникативные склонности, умение работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива.

Итоговое занятие:

1.Путешествие в сказку.

Цель: повторить пройденное и закрепить знания, умения детей, создавать положительный эмоциональный фон, развивать навыки общения со сверстниками, способствовать уменьшению чувства страха у детей.

Итоговое занятие: повторять и закреплять уже приобретенные знания детей, развивать навыки общения со сверстниками, формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов, способствовать снижению агрессивности детей.

Итоговое занятие:

«Путешествие на остров нарисованных человечков».

Цель: повторить пройденное и закрепить знания, умения детей, создавать положительный эмоциональный фон; способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей.

Итоговое занятие:

«Урок общения».

Цель: развивать эмпатию детей, продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, развивать навыки общения.

Итоговое занятие: «Я знаю, умею, могу».

Цель: повторить пройденный материал, закрепить знания и умения детей; развивать представление детей о себе и своем отличии от других. Формировать адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Итоговое занятие: «Я знаю, умею, могу».

Цель: повторить пройденный материал, закрепить знания и умения детей, развивать представления детей о себе и своих отличиях от других, формировать адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Итоговое занятие «Я знаю, умею, могу».

Цель: повторить пройденный материал, закрепить знания и умения детей, развивать представления детей о себе и своих отличиях от других, формировать адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Используемая литература:

  1. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет; Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель  И.А Пазухина-СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008.-272с, ил.

2. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет.: пособие-конспект для практических работников ДОУ/ Авт., - сост. И.А. Пазухина. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-96.,ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира дошкольника с нарушением зрения и речи.

Роль и значение эмоций для ребенка неоспоримо.Эмоции играют важную роль в его развитии.Как лучше ввести ребенка в мир эмоций? Конечно, через игру!...

Использование арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников

Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через ег...

Развивающая программа по развитию эмоционального мира дошкольников в условиях сенсорной комнаты «Одуванчики»

Основной целью данной программы является гармонизация внутреннего мира дошкольника сосредством сенсорного развития в условиях сенсорной комнаты. Программа предназначена для детей 3-7 лет для подгруппо...

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

Занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

Адаптированный вариант групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у детей  с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

Картотека занятий, направленных на развитие эмоционального мира дошкольников 4-5 лет.

Занятие «Тайна моего имени»Цели: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.Оборудование: две куклы; ко...

Использование методов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников

Консультация для педагогов-психологов ДОУ по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников....