Картотека занятий, направленных на развитие эмоционального мира дошкольников 4-5 лет.
методическая разработка (средняя группа)

Ширшенкова Эльвира Алексеевна

Занятие «Тайна моего имени»

Цели: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Оборудование: две куклы; колокольчик; кассета с записью «Звуки леса», детских песен; альбом и цветные карандаши на каж­дого ребенка.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы посетим загадочную Страну Имен. Каждого из вас как-то зовут, этими красивыми именами вас назва­ли мамы, папы, бабушки или дедушки. Они наверняка долго дума­ли, выбирали ваше имя. Так вот сегодня мы поближе познакомимся с вашими именами. В Страну Имен мы поедем на паровозе.

Игра «Паровозик с именем». Паровозик у нас будет необыч­ный, у каждого вагона — свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к кото­рому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый — его вагоном. Теперь они едут вместе и называют имя нового паровозика. (Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.)

Итак, мы приехали в сказочную Страну Имен (появляются две куклы). Перед вами жители этой страны. Они хотят с вами позна­комиться. Они назовут вам свои имена, а мы назовем им свои.

Первая  кукла. Маша.

Вторая кукла. Света. (Имена кукол могут быть любыми.)

(Куклы по очереди «подходят» к каждому ребенку и представ­ляются. Дети здороваются с ними и называют свои имена.)

Педагог. Наше путешествие по сказочной стране продолжа­ется.

Игра «Поем имя». Давайте представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно познакомиться. Пусть каждый из вас по очереди пропоет свое имя, а потом ваше имя хором пропоют все дети.

Первый ребенок (поет). Саша. (Остальные дети хором пропевают его имя.)

Второй ребенок (поет). Лена. (Остальные дети хором пропевают это имя.)

Вы, ребята, так понравились жителям, что они решили провести вас по Стране Имен. Они предлагают вам посетить волшебный лес (включается музыка «Звуки леса»). Вы слышите, как чудесно поют птицы? Только одна птичка грустит и не поет веселую песенку.

Игра «Колокольчик». Вот эта птичка (педагог достает колоколь­чик). Чтобы она запела, вы должны назвать ей свое имя. Каждый из вас подойдет к колокольчику, назовет свое имя и позвонит, а потом позо­вет следующего, называя его по имени. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам поиг­рать в новую игру.

Игра «Потерялся мальчик». Итак, мы с вами гуляли по лесу, слушали пение птиц, собирали ягоды и грибы. Но вдруг один из вас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко, ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!» «Потерявшегося» мы поста­вим спиной к группе, и он будет угадывать, кто же его позвал. А звать будет тот, до кого я дотронусь.

Саша, ты сейчас в лесу.

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка, глазки закрывай, не робей.

Кто зовет тебя — узнай поскорей.

А теперь давайте вспомним стихотворения, в которых упомина­ется чье-то имя.

Первый ребенок. Я знаю стихотворение «Мячик» Агнии Барто. В нем говорится о девочке Тане.

Второй ребенок. А я знаю стихотворение «Машенька». Его тоже написала Агния Барто. А еще у нее есть стихотворение «Мы с Тамарой».

Педагог. Правильно. Наше занятие продолжается. Садитесь в кружок.

Игра «Соседи». Посмотрите на своих соседей, которые сидят от вас справа и слева. Назовите их по имени. Когда все назовут своих соседей, можно встать и походить по комнате. По моему сигналу (звон колокольчика) все должны снова сесть на свое место рядом со своими соседями. (Дети называют имена своих соседей справа и слева, затем расходятся по комнате. По сигналу педагога они бы­стро возвращаются на свои места. Если кто-то из детей ошибся и сел не на свое место, педагог просит группу помочь этому ребенку вспомнить своих соседей и занять правильное место.)

Педагог. Вы отлично справились с заданием, и теперь мы можем отправиться в гости к ветру.

Игра «Ветер шепчет имя». Представьте себе, что мы вышли на берег озера. С этого озерка дует легкий ветерок. Закройте глаза. Почувствуйте на своем лице теплое, нежное дуновение. Прислушайтесь, этот ветерок шепчет ваше имя. Откройте глаза. Прошепчите свое имя так, как это сделал ветер. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Пришло время расставаться со сказочной Страной Имен. Но посмотрите, ее жители загрустили, им жалко расставать­ся с вами. Давайте оставим им на память листочек с нашими име­нами (оформление листа «Меня зовут...»). На этом листочке те, кто умеет писать, напишут свое имя. Потом нарисуйте рядом с вашим именем все, что только захотите. Давайте договоримся, что это дол­жен быть радостный, приятный предмет (например, конфета, со­лнышко, цветочек и др.). (Дети выполняют задание и показывают рисунки друг другу.)

Итак, мы побывали сегодня в Стране Имен. Мы играли в игры с вашими именами.

 

Занятие «Автопортрет»

Цель: учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

Оборудование: большое зеркало; мел; картинки с изображения­ми мальчиков и девочек, различающихся цветом и длиной волос; ростом; формой лица; одеждой и т. д. к упражнению «Выбери кар­тинку»; кукла; игрушечный мишка; альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, дети. Садитесь поудобнее, сейчас я прочитаю вам стихотворение.

                                  Наши полотенца

Мы картинки разные

Сами рисовали,

Их над полотенцами

Сами прибивали.

Полотенце Олино

Саша не возьмет:

С птичкой он не спутает

Синий самолет.

Знает свой кораблик

Боря-новичок.

Миша — землянику,

Машенька — волчок.

У Сережи — яблоко,

У Володи — груша.

А картинку с вишнями

Выбрала Катюша.

Бабочка — у Игоря,

Заяц — у Наташи...

Мы совсем не путаем

Полотенца наши.

                                 (Н. Найденова)

Скажите, почему дети не путали полотенца? А теперь ответьте мне на такой вопрос: на детях нет никаких особых картинок, но разве дети путают друг друга? Почему?

Первый ребенок. Потому что у людей разный цвет волос, глаз...

Второй ребенок. Потому что люди по-разному одеваются.

Педагог. Правильно. Все люди чем-то похожи, а чем-то отли­чаются друг от друга. Об этом мы сегодня и поговорим.

Упражнение «Выбери картинку». Давайте посмотрим в зер­кало и получше разглядим себя. А теперь взгляните: у меня на столе разложены картинки. На этих картинках изображены разные дети. Внимательно их рассмотрите и покажите изображение того ребенка, на которого вы больше всего похожи. (Дети рассматрива­ют предложенные картинки и отбирают изображение того ребен­ка, на которого, как им кажется, они больше всего похожи.)

Игра «Дотронься до...». А теперь давайте поиграем в новую игру.

Все вы одеты по-разному. И когда я скажу: «Дотронься до... сине­го», вы внимательно посмотрите друг на друга и, обнаружив в одежде у кого-то что-то синее, дотроньтесь до этого цвета. (Цвета в команде меняются. Ведущий следит, чтобы дотрагивались до каждого участ­ника. Затем можно предложить детям дотронуться до того, кто самый высокий или низкий, у кого самые светлые волосы и т. д.)

Игра «Мишка и кукла». Посмотрите, кто к нам пришел (появ­ляются игрушечный мишка и кукла). Поздоровайтесь с ними. (Дети по очереди здороваются с персонажами и представляются им.)

Послушайте, о чем спрашивают нас мишка и кукла: «Ребята, расскажите, чем мы похожи на вас и чем отличаемся».

Первый ребенок. Мишка лохматый, а у меня кожа гладкая.

Второй ребенок. У мишки четыре лапы, а у меня две руки и две ноги.

Третий ребенок. Кукла хоть и двигается, но все равно не живая, а я живая.

Педагог. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем сравнивать друг друга. (Для сравнения выбираются два ре­бенка. Остальные дети называют, чем они отличаются — по цвету одежды, по росту, мальчик и девочка.)

Я думаю, что сегодня на занятии вы хорошо разглядели себя и узнали о своей внешности много интересного и нового. Сейчас мы нарисуем себя. Но рисунок будет необычным.

Рисунок «Живая рука». Возьмите в руку карандаш, другую по­ложите на середину листа и обведите свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем раскрасьте их цветными карандашами, нари­суйте глазки, нос и рот. Молодцы!

 

 

Занятие «Мой внутренний мир»

Цели: учить детей понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества.

Оборудование: клубок ниток; альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, дети! Садитесь в круг. На прошлом за­нятии мы с вами говорили о том, как вы выглядите, то есть про вашу внешность: ваши глаза, волосы, одежду. Все это можно увидеть. Од­нако в каждом есть кое-что еще, что увидеть невозможно — это ваши желания, настроение, любовь к кому-то или чему-то. Это называется внутренним миром, он находится внутри вас, около вашего сердца.

Игра «Клубочек». Сейчас мы немного познакомимся с внут­ренним миром каждого из вас. Видите, я держу в руках клубочек. Я обмотаю кончик нитки вокруг пальца и задам вопрос кому-то из вас, бросив ему клубок. Этот ребенок должен поймать клубок, об­мотать нитку вокруг пальца, ответить на мой вопрос, а затем задать свой вопрос любому. (Задаются вопросы, выясняющие, что любит ребенок, какие сказки, мультфильмы нравятся ему больше всего, кого он любит и др.)

Педагог. Посмотрите, какая причудливая паутинка у нас по­лучилась. Поднимите руки вверх все вместе, теперь опустите вниз, снимите нитку с пальца. (Клубок сматывается.)

Упражнение «Назови свои сильные стороны». А сейчас пусть каждый из вас по очереди расскажет о себе только хорошее. Никто из других детей не смеется, не оспаривает сказанное. (Дети рассказыва­ют о своих сильных сторонах — о том, что они любят, ценят в себе.)

Педагог. Молодцы! А теперь садитесь поудобнее. Наше заня­тие продолжается.

Игра «Мой зверь». Теперь, ребята, закройте глазки и вспомни­те, какое животное вам нравится. Это животное может жить рядом с вами или же в лесу. Покажите это животное нам: его движения, мимику, как оно разговаривает. Остальные ребята будут отгады­вать. Затем каждый (после того, как изобразит) может рассказать еще что-нибудь о своем животном. (Двое-трое детей по очереди изображают какое-либо животное, затем рассказывают о нем — называют кличку, перечисляют особенности поведения и т. д.)

Педагог. На нашем занятии мы многое узнали о вас. Теперь давайте поиграем в новую игру.

Игра «Кто это?» Сначала я, а потом вы будем загадывать за­гадку про одного из вас. Необходимо рассказать о том, что любит этот ребенок, что ему нравится, то есть нужно вспомнить все то, что он говорил о себе на занятии. Также можно рассказать об одежде, волосах, глазах, росте этого ребенка. Остальные могут задавать во­просы, чтобы постараться выяснить, кого загадали. Послушайте первую загадку. Это девочка с темными волосами и серыми глаза­ми. Она вплетает в косичку красную ленту и очень любит свою куклу Анюту. Ну-ка, кто это?

Дети. Это Вика.

Педагог. Правильно, угадали.

(Затем дети сами загадывают и отгадывают загадки друг про друга. При необходимости педагог может помочь им, задавая наво­дящие вопросы.)

Педагог. А теперь послушайте стихотворение.

               Я выросла

Мне теперь не до игрушек —

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.


Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой —

Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса...

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек —

Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

            (А. Барто)

Как вы думаете, почему девочка ничего не подарит своему брату Сереже? Чего она хочет?

Дети. Поиграть хоть полчаса!

Педагог. Назовите игрушки, которые были у девочки.

Дети. Деревянная посуда, заяц, медведь, кукла, паровоз.

Педагог. Вспомните, какие игрушки есть у вас дома. А какие игрушки вы любите больше всего? Расскажите об одной из них (какого цвета, формы, мягкая, твердая, большая, маленькая...). (Дети рассказывают о своих любимых игрушках.)

Откройте свои альбомы и нарисуйте свою любимую игрушку.

 

 

            

Занятие «Мой любимый сказочный герой»

Цели: способствовать самовыражению ребенка, учить его средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Оборудование: мяч — «колобок»; игрушечный заяц; альбом! цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, дети. Занимайте свои места. Сего, мы с вами отправляемся в сказку. Послушайте стихотворение.

Песенка про сказку

Сказка по лесу идет —

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка — умница и прелесть,

С нами рядышком живет,

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого

   Победил!

 

   Чтобы добрый,

 

   Чтобы злого

 

   Стать хорошим

 

   Убедил!

 

   Ух, за мной и за тобой

 

   Сказки бегают гурьбой!

 

   Обожаемые сказки —

 

   Слаще ягоды любой!..

 

            (Ю. Мориц)

 


     Посмотрите, кто это появился? (Достает игрушку колобок.) Да это же колобок! Кому из вас мама читала эту сказку? Наш гость, колобок, пришел к нам из сказки, он там живет. И его называют сказочным героем. А каких героев из сказки «Колобок» вы можете назвать?

Дети. Заяц, волк, медведь, лиса, дедушка, бабушка.

Педагог. Сказочными героями могут быть не только люди, но 1! животные, и птицы, и даже предметы. В сказках все они умеют разговаривать человеческими голосами. Давайте мы сейчас погово­рим с нашим гостем колобком.

Игра «Колобок». Пусть все дети встанут в круг и катают по полу друг другу мяч — колобок. Тот, к кому попадет колобок, дол­жен сказать ему несколько слов или задать вопрос. После того, как вы скажете что-нибудь колобку, передайте его соседу.

 

Первый ребенок. Как тебя зовут?

Второй ребенок. Колобок, я знаю, из какой ты сказки.

Третий ребенок. Колобок, давай с тобой дружить.

Четвертый ребенок. Приходи ко мне в гости, колобок.

 

 

Игра-упражнение «Сказочные зайцы».

Педагог. А теперь послушайте загадку и отгадайте, про кого в ней говорится.

Маленький,

Беленький,

По лесочку

Прыг, прыг!

По снежочку

Тык, тык! (Заяц)

Правильно, это заяц. Сегодня он пришел к нам в гости. Зайчик говорит, что хочет выяснить, какие вы знаете сказки, в которых рас­сказывается о зайцах. Вы можете вспомнить, какие это зайцы, или изобразить, как они ведут себя, не называя при этом сказки. Ос­тальные будут отгадывать, из какой сказки заяц. (Два-три ребенка по очереди изображают зайцев из разных сказок, остальные дети стараются отгадать загаданную сказку. В случае затруднения пе­дагог может помочь детям.)

Педагог. А сейчас на минутку закройте глаза и вспомните свою любимую сказку и того, кто вам в этой сказке больше всего нравится. Расскажите об этом нам всем. (Дети выполняют задание.)

Игра «Хоровод сказочных героев». А теперь встаньте в хоро­вод. Этот хоровод будет не обычным, а сказочным. Тот, кто выйдет в центр хоровода, будет изображать какого-либо сказочного героя (выбранного по собственному желанию или по подсказке педагога). Остальные, двигаясь по кругу, должны повторить эти движения. (Несколько детей по очереди выходят в центр хоровода и изобража­ют выбранного сказочного героя. Остальные дети, двигаясь вокруг водящего по часовой стрелке, повторяют его движения. Затем в центр выходит другой ребенок.)

Рисунок «Подарок сказочному герою». А сейчас еще раз вспом­ните своего самого любимого сказочного героя, именно ему вы в сво­их альбомах будете рисовать подарок. Например, какой можно нари­совать подарок зайчику из сказки «Колобок»? (Морковку, капусту.) (Дети выполняют задание.)

 

Занятие «Мы так похожи»

Цели: обеспечивать профилактику социальной  дезадаптации детей; формировать чувство принадлежности к группе; помогать ребенку почувствовать себя более уверенно.

Оборудование: клубок ниток; карточки с изображениями раз­личных движений зарядки к игре «Волшебник».

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, ребята! На свете живет много людей, все они чем-то отличаются друг от друга, но между ними есть и что-то общее. Чем же похожи люди? Давайте поговорим об этом поподробнее.

Упражнение «Чем я похож на соседа справа». Сейчас мы будем по кругу передавать клубок и по очереди говорить, чем вы похожи на соседа справа.

Первый ребенок. Я похожа на своего соседа справа тем, что тоже люблю смотреть мультфильмы.

Второй ребенок. А я похож на своего соседа справа, пото­му что мы оба любим ходить гулять.

Третий ребенок. Я похожа на свою соседку, потому что мы обе девочки и носим платье.

(Все дети по кругу выполняют задание педагога.)

Педагог. Вот видите, ребята, как много у вас общего! А теперь мы отправимся в зоопарк и подойдем к клетке с обезьянами.

Игра «Обезьянки». А знаете ли вы, что обезьянки умеют повто­рять за человеком любые движения? Сейчас мы разделимся на две группы: одна «превращается в обезьянок», а другая группа будет посетителями зоопарка.

«Люди» выберут себе каждый по обезьянке и будут ее слегка дразнить, а обезьянка должна запомнить это движение и повторить его.

(Дети делятся на пары и выполняют задание. Затем они меня­ются ролями.)

Игра «Люблю не люблю». После прогулки по зоопарку мы очень проголодались. Сейчас мы пойдем в кафе, там к нам подойдет повар и будет предлагать разнообразную еду.

(Роль повара сначала выполняет педагог, затем это может быть ребенок.) Но мы с вами так устали, что не можем даже говорить, поэтому, когда повар будет предлагать нам еду, вы должны только своей ми­микой показать отношение к этому блюду: любите вы его или нет.

(Повар называет еду: конфета, яблоко, каша, лимон, пирожное и т. д.)

Вы заметили, что одну и ту же еду любят все или почти все дети?

Игра «Превращения». А сейчас представьте себе, что наша комната превратилась в лес, а мы все превратились в деревья, зве­рей, птиц в этом лесу. В кого вы превратитесь — выбирайте сами. Итак, наше превращение началось. (Дети изображают деревья, зверей, птиц.)

Игра «Волшебник». Вы так увлеклись, изображая лес и его оби­тателей, что не заметили, как к нам пришел волшебник. Волшебник решил немного поколдовать: он заколдовал всех вас так, что вы те­перь будете выполнять только его команды. (Волшебник команду­ет: «Все подняли руки вверх, развели в стороны, присели, встали».) А теперь волшебник решил усложнить задание: он будет вам пока­зывать карточки с изображениями человечков, а вы должны будете повторить позу этого человечка. (Педагог показыва­ет детям карточки с изображениями человечка, а дети стараются повторить его позу. Тот ребенок, которому это удается лучше, на­граждается аплодисментами.)

Педагог. Наше занятие заканчивается. Давайте повторим, что мы узнали о нашем сходстве с другими людьми:

  •  мы говорили о том, чем похожи с соседом справа;
  •  повторяли движения друг друга в играх «Обезьянки» и «Вол­шебник»;
  •  обнаружили, что мы любим одну и ту же еду.

 

«Мы такие разные»

Цели: учить различать индивидуальные особенности детей в группе; определять свои вкусы в еде, предпочтения по отношению к живот­ным, играм и занятиям; сравнивать свой вкус со вкусами других.

Оборудование: клубок ниток; бумажная тарелка и изображения различных продуктов.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше заня­тие. Послушайте стихотворение.

Посмотри на эти лица!

С кем ты хочешь подружиться?

Это — Лидочка — дружок,

Это — Саша — огонек,

                           Это — Танечка — подружка,

Это — Аня — хохотушка,

Это — Светочка — краса,

Катя — длинная коса,

Петенька — смекалочка,

Сережа — выручалочка.

Давайте вместе подумаем, почему каждого из этих детей так не­обычно называют, например, почему Лидочку называют «дружок»? (Ответы детей.)

Итак, каждый из нас не только похож на другого, но и отлича­ется от всех, каждый имеет что-то свое, особенное.

Игра «Клубочек». Сейчас я буду вам по очереди передавать клу­бок, а вы будете называть вашу самую любимую игрушку. Конечно же эта игрушка будет ни на чью не похожа. (Дети выполняют задание.)

Игра «Я люблю». А теперь мы поиграем. Ответьте мне на во­прос, что вам больше всего нравится из еды? На эту тарелочку каж­дый по очереди положит ту еду, которая ему больше нравится. (Пе­дагог достает тарелочку и картинки с изображениями различных продуктов. Дети по очереди выбирают те из продуктов, которые им нравятся больше всего, кладут их изображения на тарелочку.)

Педагог. Итак, одни любят сладкое, другие предпочитают фрукты, а третьи ни на что не променяют, например, приготовлен­ную мамой котлету.

Ребята, мы с вами не только любим разную еду, но и одеты по-разному. Сейчас мы это проверим.

Игра «Дотронься до...». Встаньте свободно вокруг меня. Как только я произнесу, например, такие слова: «Дотронься до того, на ком надета желтая футболка», вы должны быстро и внимательно осмотреться, заметить нужного ребенка и дотронуться до него ла­дошкой. Будьте внимательными! (Дети выполняют задание.)

Итак, вы, наверное, заметили, что в вашей одежде, внешнем виде есть что-то особенное, чего нет ни у кого другого.

Игра «Я умею». На одну минутку закройте глаза и вспомните то, что вы очень хорошо умеете делать, например, рисовать, надевать ру­башку, танцевать, плавать... Откройте глаза. По кругу по очереди каж­дый будет называть и, если захочет, показывать какое-нибудь свое умение, например, «быстро бегать», «забивать гвозди», «выращивать цветы» и т. п. Вам нужно внимательно слушать, так как каждое уме­ние может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ос­танется в круге до конца. (После окончания игры можно вместе вспом­нить те сферы деятельности, которые будут забыты детьми.)

А сейчас давайте разделимся на две команды: мальчиков и де­вочек.

Игра « Что не так». Наши мальчики вначале будут отгадчика­ми: они внимательно посмотрят на девочек, запомнят, как они вы­глядят, и отвернутся. А мы с девочками договоримся о каких-то изменениях в деталях одежды и прически (спущенная на глаза челка, небрежно убранные волосы, развязанный бант, разная обувь на ногах, неправильно застегнутые пуговицы, разного цвета носки).

Девочки, теперь предложите мальчикам отгадать, что измени­лось в вашей внешности. (Затем команды меняются ролями. После игры педагог обсуждает вместе с детьми, насколько они были вни­мательны и как запомнили особенности внешнего вида друг друга.)

Педагог. Сегодня мы с вами говорили о том, какие мы все разные. И в заключение занятия я вам предлагаю игру-загадку.

Игра «Кто это?» Я выберу одного из вас, но не назову его имени, а начну рассказывать о нем что-нибудь интересное, необычное, то, что я знала о нем раньше, и то, что узнала на этом занятии. Например: это девочка, она очень любит рисовать, есть мороженое, у нее есть люби­мая игрушка — кукла Ира, у нее светлые волосы и сейчас на ней наде­то красное платье с белым воротником. Догадались, кто это?

Дети. Это Катя!

Педагог. Правильно. Теперь пусть каждый по очереди подой­дет ко мне, тихонько на ушко скажет, о ком он хочет загадать загадку, и начнет рассказывать об этом ребенке, а я потом подскажу еще что-нибудь.

(Необходимо следить, чтобы загадки загадали о каждом ребенке в группе. После игры подводится итог занятия и еще раз подчеркивает­ся существование черт различия, которые касаются вкусов в еде, лю­бимых игрушек, увлечений, умений, особенностей одежды и др.)

 

Занятие «Язык жестов и движений»

Цели: дать детям начальные знания о культуре жеста, возмож­ности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

Оборудование: карточки к игре «Покажи руками»; театральные маски деда, бабки, курочки Рябы, яйца.

Ход занятия

Педагог. На сегодняшнем занятии мы побываем в очень не­обычной стране — Стране Молчания. В этой стране никто не разгова­ривает, все молчат, но в то же время люди общаются друг с другом, со­общают последние новости. Однако делают они это без слов — они «разговаривают» руками, движениями, изменениями выражения своего лица. Давайте и мы поучимся сегодня говорить без слов.

Игра «Покажи руками». Я вам буду показывать и называть предмет, а вы попробуйте описать его руками, если будет трудно, я вам подскажу. (Демонстрируются карточки к игре, дети показывают движения.)

Педагог. Но разговаривать можно не только руками, но и всем своим телом

Игра «Походки». Сейчас вы будете ходить, как ходят разные люди или животные. Итак, я даю вам задание — показать, как ходит маленький пушистый котенок. Вспомните, как он двигается, и по­пробуйте изобразить его. (Варианты походок: походить, как клоун в цирке, как заяц, как 'глубокий старик, как слон и др. Дети могут придумать свои варианты, а остальные должны угадать, кого изо­бражают.)

А теперь попробуйте представить себе, что нас заколдовал вол­шебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку.

Игра «Игрушки». Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, мишку, машину, мячик или во что-нибудь другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить эти ощущения. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался. (По очереди в центре вни­мания оказывается каждый ребенок.)

Педагог. Без слов можно не только изображать различные предметы, показывать походки людей и животных, но и рассказы­вать стихотворения.

Игра «Расскажи стихи руками». Я буду вам читать стихотво­рение и показывать движения, а вы слушайте и запоминайте.

Слон


Спать пора!

Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон

 

Теперь я буду только читать, а вы покажите нужные движения сами. (Дети выполняют задание.) А теперь попробуйте сделать все сами.

Игра «Расскажи сказку без слов». Сейчас мы побываем в Молчаливом Театре. Здесь все актеры не говорят, а только показы­вают движения.

Мы будем без слов показывать сказку «Курочка Ряба». Давайте распределим роли и вспомним сказку. А наши зрители посмотрят этот спектакль и потом расскажут, все ли им было понятно. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Сегодня мы учимся разговаривать без слов и много­му уже научились. Я вам сейчас расскажу истории, а вы потом их покажете.

Этюд «Это я! Это мое!». Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (Называется имя ребенка.) «Чьи это игрушки?» и т. п. Мальчик отвечает жестом. (Выразитель­ные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть: «Мое, принадлежит мне!»)

Этюд «Тише!» Два мышонка должны перейти дорогу, на кото­рой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» (Выразительные движе­ния: шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к са­мый губам, брови поднять вверх.)

А теперь давайте попрощаемся, но тоже без слов. (Дети машут руками: «До свидания!».)

        

                                                                                                         Занятие «Давайте жить дружно»

Цели: формировать чувство принадлежности к группе; помо­гать каждому ребенку чувствовать себя более защищенно, преодо­левать трудности в общении.

Оборудование: мяч; вырезанные из бумаги пары рукавичек количеству детей); карандаши трех цветов; магнитофон и аудиокассета с записью песенки «Улыбка» (ел. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, дети! Послушайте стихотворение.

                                Почему так говорят?

Детский сад, детский сад...

Почему так говорят?

Мы ведь не осинки,

Мы ведь не рябинки.

Вовы, Клавы, Мишеньки —

Это же не вишенки!

Детский сад, детский сад...

Почему так говорят?

Мы ведь не листочки,

Мы ведь не цветочки,

Голубые, аленькие —

Мы ребята маленькие!

Детский сад, детский сад...

Почему так говорят?

Потому что дружно в нем

Мы одной семьей растем!

Оттого и говорят:

— В этом доме детский сад!

                 (В. Товарков)

Вы прослушали стихотворение о том, как дружно живут в дет­ском саду дети. А сами вы — дружные ребята, помогаете ли вы друг другу? Не обижаете ли вы других? Если «да», то я хочу про­верить правдивость ваших слов; если «нет», то давайте поучимся такими быть.

Упражнение «Назови соседа ласково». Посмотрите внима­тельно друг на друга. Давайте по кругу по очереди ласковыми сло­вами назовем своего соседа справа. Это может быть ласковый ва­риант его имени или нежное, доброе прозвище. (Дети выполняют задание.)

Игра «Поезд». А теперь мы поиграем в поезд. Этот поезд у нас не простой, его вагончики — очень дружные, они крепко держатся друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед. Вста­вайте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего. Тот, кто стоит первым, будет машинистом. Наш поезд пыхтит, свис­тит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает ритм и подстра­ивается под соседей.

Поезд едет в разных направлениях, быстро, медленно, повора­чивая. Машинист меняется. Но помните, как бы поезд ни ехал, ва­гончики крепко держатся друг за друга! (Дети встают друг за дру­гом и кладут руки на плечи стоящего впереди. Первый ребенок — «машинист», он задает темп и характер движения. Задача осталь­ных детей — двигаться максимально слаженно, не сбиваясь, крепко держась друг за друга. «Машинист» может меняться несколько раз за время игры.)

Педагог. А теперь мы поучимся заводить себе друзей.

Игра «Котенок». Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? У кого дома уже есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он напуган, ведь он первый раз в этой квартире. Кто может показать, как двигается этот котенок? Сейчас мы разобьемся на пары, один из пары будет изображать такого котенка. Котята, выходите в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, подружиться с ним, успокоит его, приласкает и говорит уснуть на коврике. (Когда «котята» заснут, игра закан­чивается. Можно провести обсуждение, поговорить о том, что чувствовали дети во время этой игры.)

Педагог. Знакомиться вы уже научились, а вот поддерживать дружеские взаимоотношения еще нет.

Игра «Передай мячик». Встаньте в круг. Вам необходимо т как можно скорее передавать мяч из рук в руки и ни в коем случае не уронить его. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры. (Де­ти выполняют задание.) Усложним нашу игру: повернитесь спиной круг и, убрав руки за спину, передавайте мяч соседу. (Дети выполняют задание.) А теперь то же самое проделайте с закрытыми глазами. (Дети выполняют задание.)

Игра «Рукавички». В дружбе очень важно уметь договориться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий зык. Мы тоже будем учиться тому, как нужно договариваться. Я по всей комнате разложу пары рукавичек с одинаковым орна­ментом, но не раскрашенные. Вы поднимете одну рукавичку, най­мете свою «пару», сядете вместе за стол и с помощью трех карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскра­сить рукавички совершенно одинаково. (Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются; оказывает детям необходимую помощь

Педагог. Наше занятие заканчивается. Чему вы научились сегодня? (Ответы детей.) Давайте так же по-дружески с вами расстанемся.

Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и подарите молча каждому, по очереди, самую добрую, какая есть, улыбку.

(Включается музыка.)

 

Занятие «Мальчики и девочки»

Цели: учить детей понимать различия между мальчиками и де­вочками в основных чертах характера и поведении; развивать навык общения мальчиков с девочками.

Оборудование: сюжетные картинки с изображениями мальчи­ков и девочек; кассета с легкой музыкой; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резиночки, зеркало; несколь­ко игрушек (машинка, кукла, мячик, пирамида, кубики и т. д.).

Ход занятия

Педагог. Мы с вами уже говорили о том, что между всеми людьми есть что-то общее и различное. Посмотрите на эти картин­ки. Скажите, Кто здесь изображен? Чем отличаются эти два ребен­ка? (Демонстрируются изображения девочки. В ответах следует добиться того, что нарисованы девочка и мальчик.)

Игра «Мальчик или девочка». Каждому по очереди я буду по­казывать картинки, а вы должны ответить на вопросы:

  • Кто изображен на картинке — мальчик или девочка?
  • Почему вы так думаете?
  • Что делает мальчик или девочка?

Но вы должны не только ответить на вопросы, но и выйти перед детьми и показать те действия или движения, которые совершают ребята на той или иной картинке. (Дети выполняют задание.)

Педагог. А теперь послушайте стихотворение.

Новая девочка

Девочка новая

В детском саду.

К девочке новой    

Сейчас подойду.

— Зачем ты в сторонке?        Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки,

Вот слон заводной.

 

 

Вот видишь —

Его я ключом завела.

Сейчас он пройдет

От стены до стола.

Вот кубики наши,

Мы строим дома.

Ты тоже научишься

Строить сама!

Пойдем, я к ребятам

 Тебя отведу.

Всем девочкам нравится

В детском саду.

(Н. Найденова)

Представьте, что к нам в группу пришла сегодня такая новенькая  девочка.

Игра «Знакомство». (Из группы выбирается девочка, которая тает перед детьми. Педагог представляет девочку, называя ее имя и фамилию.)

Посмотрите внимательно на новенькую девочку. Ответьте на такие вопросы:

— Как бы вы оценили ее внешний вид?

Дети. Аккуратная, стройная, нежная, красивая...

Педагог. Кто должен поздороваться первым?

Дети. Мальчики. (Дети показывают жестом и движениями, как здороваются мальчик и девочка.)

Педагог. Что бы вы спросили у девочки, увидев ее впервые?

Дети. Как тебя зовут? Что ты любишь? Тебе нравится у нас? (Небольшое обсуждение ситуации знакомства.)

Педагог. А сейчас разделимся на пары и попробуем познако­миться друг с другом. (Дети выполняют задание.)

Теперь, когда девочки и мальчики познакомились, давайте вместе поиграем.

Игра «Цветы и пчелки». Я предлагаю вам распределиться на две команды — девочек и мальчиков. Девочки будут изображать пчелок, а мальчики — цветы. Мальчики, давайте подскажем девоч­кам, как им изображать пчелок.

Мальчики. Махать крылышками, покачивать головой, под­ражать жужжанию пчелы «в-зз-зз».

Педагог. Девочки, подумайте, как мальчикам лучше изобра­зить цветочки?

Девочки. Можно встать на одно колено и расправить руки как лепестки.

Педагог. Затем, по моему сигналу, вы меняетесь местами. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями притоптывая ногами, жужжат, как большие шмели: «Ж-ж-ж...», а де­вочки изображают красивые цветы.

Игра «Наши прически». Дети, посмотрите на эту картинку (по называет картинку, на которой изображены мальчики и девочки ( различными прическами и цветом волос).

Обратите внимание на то, что мальчика всегда можно узнать по короткой, аккуратной стрижке. Девочки же могут носить длинные волосы. Мамы и бабушки вплетают в косы девочкам банты, закалывают заколки. Девочки иногда носят и короткие стрижки, но они могут украшать их разноцветными заколками.

Теперь я приглашаю одного мальчика и одну девочку выступит в роли парикмахеров. Кто желает сделать себе новую прическу (Девочка делает прическу у мальчика-парикмахера и наоборот В конце дети обсуждают результаты работы каждого юного парикмахера.)

Игра «Надень и попляши». Девочки и мальчики умеют вместе танцевать. Вставайте в круг. Одна девочка встанет в центр, и все мы немножко потанцуем.

 

По дорожке Катя шла,           Дети, держась за руки, идут по кругу вправо,
     Катя тапочки нашла,             а Катя, находясь внутри круга, — влево.

 

Катя тапки примеряла,            Катя изображает, что надевает   тапки,

                                               поднимая то одну, то дру­гую  ногу,

                                                      а затем   прыгает на одной ноге, будто хромает.

Чуть надела — захромала.                         

 

Стала Катя выбирать,                           Хоровод останавливается.

                                                               Катя и Коля пляшут внутри круга.

 

Кому тапочки отдать.                      Затем Коля остается один в кругу,

                                                    И игра начинается сначала.         

Коле (Пете) хороши,

На, надень и попляши.

 

    (Девочки приглашают только мальчиков и наоборот. В игре ис­пользуются настоящие имена детей, для чего текст можно изме­нить.)

Педагог. Девочки и мальчики не только играют, вместе дела­ют друг другу прически, танцуют, но и трудятся вместе, например убирают игрушки.

Этюд «Игрушки». Мне нужны будут один мальчик и одна де­вочка. Представьте себе, что в детском саду дети собираются на прогулку. Девочка Оля задержалась в игровом уголке. Она собира­ет оставленные детьми игрушки. Мальчик Дима решил ей помочь. Он подает Оле игрушки, а она аккуратно и красиво расставляет их на полках. (Дети выполняют задание.)

 

 

 

                                                                                                                    Занятие «Радость»

 

Цели: познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыб­ку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

Оборудование: пиктограмма «радость»; картинка с изображени­ем веселой девочки; зеркало; магнитофон и кассета с записью веселой музыки; воздушный шарик или мяч; альбомы, цветные карандаши.

Ход занятия

Педагог. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я по­вернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу и по­здоровается с ним, и так далее, пока все не поприветствуют друг друга по кругу. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Начинаем наше занятие. Послушайте эту музыку (включается запись веселой музыки). О чем вы думали, когда слу­шали музыку? Что чувствовали? Что хочется делать под эту музы­ку? Я предлагаю вам под эту музыку потанцевать (повторное вклю­чение аудиозаписи). Вы обратили внимание, какие лица у вас были, когда вы танцевали? Именно так вы выражали радость, хотя каж­дый из вас во время танца выражал радость по-своему.

А теперь послушайте стихотворение.

   Две сестры глядят на братца

Две сестры глядят на братца:

Маленький, неловкий,

Не умеет улыбаться,

Только хмурит бровки.

Младший брат чихнул спросонок,

Радуются сестры:

— Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый!

                         (А. Барто)

Педагог. Как вы думаете, что чувствовали девочки, когда смотрели на своего маленького братца? Наверное, выражение лица у них было такое же, как у этой девочки (демонстрируется изобра­жение веселой девочки, рис. 5 вкладки). А вот так можно нарисовать настроение «радость» (демонстрируется пиктограмма «радость»).

Давайте попробуем сделать такое же выражение лица.

Упражнение «Зеркало» Я вам по кругу буду передавать зерка­ло, а вы порадуетесь, как эта девочка: уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки... (Дети по очереди выполняют задание.)

Игра «Клоун Тяп-Ляп». Сегодня к нам в гости пришел клоун Тяп-Ляп. Он очень веселый. Но ему интересно узнать, умеете ли и вы смеяться, радоваться, веселиться. Он предлагает вам поиграть с воздушным шариком. (Дети играют с шариком или мячом.) Да, клоун увидел, что вы, ребята, действительно умеете радоваться, и ему это очень приятно.

Клоун хочет спросить у вас, когда и над чем вы любите смеять­ся? (Ответы детей.)

А теперь клоун Тяп-Ляп предлагает вам пофантазировать.

Этюд «Золотые капельки». Представьте, что пошел теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен теплый летний дождь! (Выразитель­ные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыб­ка.)

Этюд «Цветок». А теперь представьте себе, что все вы превра­щаетесь в цветочки. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос пре­красный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки.

(Выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить; затем поднять голову, распрямить корпус, встать, руки медленно поднять в стороны — цветок расцвел. Мимика: глаза полу­закрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.)

Рисунок «Оживи кружочки». О каком настроении мы говори­ли сегодня? Давайте попробуем нарисовать Колобка с таким на­строением. (Демонстрируется пиктограмма «радость».) Рассмот­рим внимательно эту картинку. А теперь нарисуйте этого веселого Колобка у себя в альбомах.

 

 

 

 

Занятие «Удивление»

Цели: познакомить детей с эмоцией удивления; учить их пере­давать данное эмоциональное состояние, используя различные вы­разительные средства; учить эмоционально воспринимать удивлен­ное настроение людей; развивать умение чувствовать чужое на­строение и сопереживать окружающим.

Оборудование: пиктограммы «радость», «удивление»; картинка с изображением удивленной девочки; небольшое зеркало; альбомы, цветные карандаши.

Ход занятия

Педагог. Сегодня мы продолжаем изучать настроения. По­слушайте стихотворение.

 

          Купание

Купание! Купание!

Полон дом народу!

Целая компания

В кухне греет воду.

А мама в белой юбке,

Как капитан из рубки,

Дает команду бодро:

— Скорей несите ведра,

Мыльницы и губки!

Удивляет братца

Вся эта суматоха:

Зачем ему купаться?

Ему и так неплохо!

                    (А. Барто)

Педагог. Какое настроение у тех, кто готовит принадлежно­сти для купания?

Дети. Веселое.

Педагог. Найдите нужную картинку. А у малыша?

Дети. Удивленное.

Педагог. Давайте рассмотрим этот рисунок. (Демонстриру­ется карточка с изображением удивленной девочки.) У этой девочки тоже настроение удивления. Посмотрите внимательно на ее лицо. Что происходит с бровями? (Они подняты вверх дугой.) С глазами?.. (Они широко раскрыты.) С губами?.. (Они растянуты вниз и вверх и похожи на букву «О».)

Упражнение «Зеркало». Давайте попробуем изобразить на­строение удивления на своих лицах. Я по кругу буду передавать зеркало, а вы представите себе, что там отразилось что-то сказоч­ное, и удивитесь. Как вы думаете, чему может удивляться человек?

Дети. Сюрпризам необыкновенным; фокусам; мороженому, которого он никогда раньше не ел; бабочкам среди зимы; неожидан­ным подаркам; незнакомым симпатичным животным...

Педагог. Я расскажу вам одну историю, а потом мы попробу­ем ее проиграть.

Этюд «Удивление». Мальчик со своей мамой отправился в цирк. Там выступало много артистов — людей и животных. Но вдруг он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было..., а из че­модана выпрыгнула собака. Мальчик очень удивился. (Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.)

Давайте распределим роли. Кто будет играть фокусника? маль­чика? Остальные будут зрителями. (Отработка мимики удивле­ния.)

Упражнение «Тренируем эмоции». Давайте проделаем гим­настику для лица. Улыбнитесь, как

  • кот на солнце;
  • само солнце;
  • Буратино;
  • хитрая лиса;
  • радостный ребенок. (Отработка эмоции радости.)

А теперь удивитесь, как

  • ребенок, который увидел в цирке фокус;
  • человек, который обнаружил, что к нему в комнату вошел слон;
  • ребенок, который встретил волшебника;
  • ребенок, который увидел чудо. (Отработка эмоции удивления.)

Рисунок «Оживи кружочки». А теперь давайте нарисуем Ко­лобка с настроением удивления. Вспомните, какое у него должно быть лицо. Нарисуйте его в своих альбомах. (Дети выполняют за­дание и показывают рисунки друг другу.)

О каком настроении вы узнали сегодня? Что вам особенно за­помнилось и понравилось на занятии? (Ответы детей.)

 

                  

Занятие «Страх»

 

Цели: познакомить детей с эмоцией страха; учить их передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразитель­ные средства; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх.

Оборудование: пиктограммы «страх», «радость», «удивление; картинка с изображением испуганного мальчика; зеркало; маски медведя, лисы, лисенка; альбомы, цветные карандаши.

Ход занятия

Педагог. Давайте передадим друг другу по кругу улыбку. (Дети выполняют задание.)

А теперь послушайте стихотворение:

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Идет дым столбом,

Кошка выскочила!

Глаза выпучила!

(Русская народная песенка)

Педагог. Как вы думаете, что чувствовала кошка?

Дети. Страх.

Педагог. Посмотрите на эту карточку. (Демонстрируется пиктограмма «страх») Смотрите внимательно... Широко раскрыты глаза; рот открыт и растянут в стороны, он похож на букву «О», которую положили на бочок так, что видны верхние зубки; брови подняты кверху. А теперь посмотрим на этого маль­чика. (Демонстрируется картинка.) Какое у него настроение?

Дети. Испуганное, он боится.

Упражнение «Зеркало». Сейчас мы с вами попытаемся изо­бразить страх на своих лицах. Я буду передавать вам зеркало, а вы постарайтесь представить, что там отразилось что-то очень страш­ное, и испугайтесь. (Дети выполняют задание.) Молодцы, у вас хо­рошо получается. А теперь расскажите, чего вы боитесь.

Дети. Привидений, темноты, оставаться одному дома, больших собак, переходить дорогу...

Педагог. Вставайте в кружок.

Игра «Медвежонок». Давайте выберем медвежонка. (Выбран­ный ребенок надевает маску.) Наш медвежонок сидит внутри круга с закрытыми глазами. Остальные дети берутся за руки, хором про­износят следующие слова (можно петь) и медленно двигаются к центру круга:

Медвежонок, медвежонок

Спит в своей берлоге.

Хоть он и не опасен,

Будьте осторожны:

Вы такому шалуну

Не верьте никогда.

Затем медвежонок должен вскочить и постараться дотронуться до кого-нибудь из детей. Дети прячутся от медвежонка за стульчи­ки. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Скажите, что вы испытывали, когда прятались от медвежонка?

Дети. Страх.

Педагог. Выберите пиктограмму страха. (Детям предъявля­ются пиктограммы радости, удивления, страха.)

Упражнение «Тренируем эмоции». Сейчас давайте проделаем гимнастику для лица. Улыбнитесь, как

  • кот на солнце;
  • радостный ребенок.

Удивитесь, как

  • ребенок, который увидел чудо;
  • человек, встретивший волшебника.

Испугайтесь, как

  • ребенок, потерявшийся в лесу;
  • заяц, увидевший волка;
  • котенок, на которого лает собака.

(Дети выполняют мимические упражнения.) Замечательно!

Этюд «Лисенок боится». Садитесь поудобнее. Я вам расскажу одну историю.

Однажды лисенок гулял со своей мамой по лесу. Он погнался за разноцветной бабочкой. Бабочка улетела. Лисенок оглянулся, чтобы посмотреть, где мама. Он увидел свою маму на другом берегу ручья, но теперь он никак не может решиться войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.

Давайте разыграем эту историю. Кто будет лисенком? мамой-лисой? бабочкой? (Педагог может подсказать выразительные дви­жения для лисенка: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Это движение повторяется несколько раз. Для боль­шей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги во­ображаемых капель воды.)

Рисунок «Оживите кружочки». Нарисуйте в своих альбомах кружочек. (Дети рисуют.)

А теперь давайте оживим кружочки: нарисуем лицо испуганно­го человечка. (Одновременный показ психолога.) Широко открытые глаза. Брови — дугами. Рот похож на букву «О». Дорисуйте сами нос, уши, волосы. (Дети выполняют задание.) Молодцы, правильно нарисовали.

Встаньте в круг. Скажите, какое настроение мы изучали сегод­ня? (Ответы детей.)

Упражнение «У страха глаза велики». А теперь давайте по­играем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении раз­водят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!

 

Занятие «Гнев»

Цели: познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально-приемлемыми способами; знакомить со спосо­бами снятия негативных настроений.

Оборудование: пиктограмма «гнев»; картинка с изо­бражением рассерженного мальчика; зеркало; маски трех медведей; альбомы и цветные карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

Педагог. Сегодня мы с вами продолжим изучать настроения. Послушайте отрывок из сказки Л. Толстого «Три медведя».

«... А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

—          Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

—          Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким го­лосом:

—          Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?..»
Педагог. Какое настроение у медведей?
Дети. Злое, сердитое.

Педагог. Почему они сердятся?

Дети. Потому что они увидели, что кто-то пробрался в их дом, трогал их вещи и съел их обед. А они были голодные.

Педагог. Давайте разыграем отрывок из сказки, где сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами. Кто будет Михайло Ивановичем? Настасьей Петровной? Маленьким Мишуткой? (Дети распределяют роли.) Хочу обратить ваше внимание на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и мед­ведь. (Дети разыгрывают сценку.)

Упражнение «Зеркало». Расскажите, а вы когда-нибудь серди­лись? (Ответы детей.) Я предлагаю вам изобразить свой гнев, сде­лать сердитое лицо. Но прежде давайте рассмотрим пиктограмму и рисунок с изображением злого мальчика. Посмотрите: брови на­хмурены, рот открыт так, что видно два ряда зубов. А теперь изо­бразите злость на своем лице, передавая друг другу по кругу зерка­ло. (Дети выполняют мимические упражнения.)

Педагог. Люди могут иногда злиться друг на друга. И даже дети, играя, иногда сердятся, при этом обижая других. Но есть спе­циальные игры, в которых ребенок может злиться, не причиняя вред другим. И сейчас мы с вами поиграем в одну из таких игр.

Игра «Выбиваем пыль». Возьмите каждый по воображаемой подушке. Представьте себе, что она очень пыльная. А теперь, усерд­но колотя руками, постарайтесь хорошенько ее почистить. (Дети выполняют задание.)

 

Садитесь в кружок. Проделаем гимнастику для лица.

Упражнение «Тренируем эмоции». Улыбнитесь, как Буратино. Удивитесь, как ребенок, который увидел чудесный цветок. Испугайтесь, как заяц, увидевший волка. Нахмурьтесь, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. (Дети выполняют мимическую гимнастику.)

Педагог. А сейчас встаньте свободно. Я буду читать вам стихо­творение, а вы показываете движения, о которых говорится в тексте.

Шел король Боровик                         Шагать на месте.

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком                                       Погрозить кулаками.

    И стучал каблуком.                                  Постучать ногой.

Был король Боровик                                     Нахмурить брови.

не в духе:

Короля покусали мухи.

                (В. Приходъко)

Рисунок «Оживите кружочки». Нарисуйте в своих альбомах кружочек. (Дети рисуют.)

А теперь давайте оживим кружочки: нарисуем лицо рассерженно­го человека. (Используется одновременный показ психолога.) Брови нахмурены: изогнуты буквой «Г». Рот открыт, растянут в стороны, видны два ряда зубов. Дорисуйте сами глаза, нос, уши, волосы. (Дети выполняют задание.)

Покажите друг другу своих рассерженных человечков.

Какое настроение мы изучали сегодня?

Дети. Злость, гнев.

Педагог. А как вы думаете, это хорошее состояние или пло­хое? (Ответы детей.)

Игра «Тух-тиби-тух». Сейчас я научу вас волшебному закли­нанию против плохого настроения, против обид и злости. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать сле­дующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и три раза сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-тух!» После этого продолжайте прогуливаться по ком­нате. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Какое настроение у вас стало после игры?

Дети. Веселое.

Педагог. Злость ушла, и всем стало радостно.

 

Занятие «Горе»

Цели: познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Оборудование: пиктограммы «горе», «радость; картинка с изображением грустной девочки; зер­кало; альбомы и цветные карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сейчас я рас­скажу вам сказку «Теремок».

«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в терем и стала в нем жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка, прискакал зайчик-побегайчик, пришла лисич­ка-сестричка, прибежал волчок-серый бочок.

Вот они все в тереме живут, песни поют. Но когда забрался в теремок медведь косолапый, затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить зверюшки...»

А теперь ответьте мне на вопрос. Как вы думаете, какое настро­ение было у зверей, когда они остались без домика?

Дети. Грустное, они горевали.

Педагог. Сегодня мы с вами изучаем настроение горя, грусти.

Упражнение «Зеркало». Давайте рассмотрим пиктограмму «горе». Посмотрите, уголки рта опущены вниз, брови похожи на крышу дома. А теперь посмотрите на эту грустную девочку (де­монстрирует картинку). Сейчас я буду по кругу передавать зер­кало, а вы попробуйте вспомнить что-то очень грустное и изобра­зить такую же грусть на своем лице. (Дети выполняют задание.)

О каком грустном случае вы вспоминали? (Ответы детей.)

Этюд «Стрекоза замерзла». Я расскажу вам одну историю, а потом мы попробуем ее разыграть.

Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода.

Холодно, холодно,

Ой-ей-ей-ей!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть.

Пустите погреться.

И дайте поесть.

Педагог. Встаньте свободно. Я буду читать вам стихотворе­ние, а вы представьте себя этой несчастной, грустной стрекозой. (Дети выполняют задание. Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами.)

Упражнение «Тренируем эмоции». А теперь давайте продела­ем зарядку для лица. Улыбнитесь, как хитрая лиса. Удивитесь, как человек, увидевший чудо. Испугайтесь, как ребенок, потерявшийся в лесу. Нахмурьтесь, как рассерженный человек. Погрустите, как ребенок, который остался дома один; медвежонок, у которого болит живот; малыш, которому хочется плакать. (Дети выполняют мими­ческую гимнастику.)

Педагог. Послушайте стихотворение.

 

Встреча

Не в машине легковой,

Не в подводе тряской —

Едет брат по мостовой

В собственной коляске.

С горки на горку

По городу Загорску.

Вдруг откуда ни возьмись,

Как принцесса в сказке,

Едет важно с горки вниз

Девочка в коляске.

С горки на горку

По городу Загорску.

Но уже коляски нет —

Скрылась незнакомка.

Поглядел Андрюша вслед

И заплакал громко.

                                                    (А. Барто)

Выберите среди этих пиктограмм (выставляет пиктограммы) ту, которая обозначает настроение мальчика, который увидел ма­ленькую девочку в коляске. (Пиктограмма «радость».) Как изме­нилось настроение мальчика, когда девочку увезли? (Пиктограм­ма «горе».)

Рисунок «Оживите кружочки». Давайте нарисуем этого грустного мальчика. Сначала нарисуйте кружочек. (Дети рисуют.) Сейчас мы его оживим. (Используется одновременный показ психо­лога.) Нарисуйте глаза. Над ними брови уголком, сбоку. Рот нари­суем уголочками вниз. Нарисуйте нос, уши, волосы. Покажите своих мальчиков друг другу. (Дети выполняют задание.)

Давайте возьмемся за руки и, чтобы с нами не осталось грустное настроение, улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по теме "Развитие эмоционального мира и навыков общения дошкольников"

Данный материал помогает детям развивать эмоции, навыки общения и выразительность движений....

программа занятий по коррекции и развитию эмоционального мира дошкольников

Основная цель программы повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности и эмоциональный комфорт....

Методическая разработка игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Данная методическая разработка состоит из комплекса игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, в помощь воспитателям и родителям детей дошкольного возраста....

Картотека игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей во второй младшей группе

Картотека игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей во второй младшей группе...

Картотека игр, направленных на развитие эмоционального интеллекта

Картотека игр, направленных на развитие эмоционального интеллекта.Развитие эмоционального интеллекта – развитие способностей и навыков осознания своих эмоций, понимания эмоций других людей ...