Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Развивающая программа по развитию эмоционального мира дошкольников в условиях сенсорной комнаты «Одуванчики»

    Руссу Наталья Закиевна

    Основной целью данной программы является гармонизация внутреннего мира дошкольника сосредством сенсорного развития в условиях сенсорной комнаты. Программа предназначена для детей 3-7 лет для подгруппового использования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа по развитию эмоционального мира дошкольников в условиях сенсорной комнаты «Одуванчики»

    Автор составитель: Руссу Н.З. педагог-психолог

    Программа предназначена для занятий в сенсорной комнате детского сада, как средство психологического оздоровления и развития детей дошкольного

    возраста.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю с подгруппой детей.

    Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

    С этой целью была разработана программа «Одуванчики» по развитию эмоционального мира дошкольников в условиях сенсорной комнаты.

    Программа предназначена для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

    В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

    Методы работы в сенсорной комнате:

     игры и игровые упражнения;

     дыхательные упражнения;

     релаксационные упражнения;

     беседы и сказкотерапия;

     подвижные игры;

     наблюдения;

     музыкотерапия.

    Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

    - снятие психоэмоционального напряжения;

    - саморегуляция и самоконтроль;

    - умение управлять своим телом, дыханием;

    - умение передавать свои ощущения в речи;

    - умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

    - формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

    - уверенность в себе.

    Развитие коммуникативной сферы детей:

    - эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и

    физическую поддержку;

    - формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

    - преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

    Развитие психических процессов и моторики детей:

    - произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

    - память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

    - развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

    Оборудование сенсорной комнаты:

     Мягкое напольное и настенное покрытие; напольная сенсорная дорожка,

     Большие пуфики-кресла с гранулами,

     Сухой бассейн

     Аквалампа

     Проектор направленного света, зеркальный шар

     Проектор «цветовые пятна»

     Настенное панно «Звездное небо»

     Музыкальный центр + набор музыкальных дисков

     Зеркальные панно

     Сухой душ

     Бубенчики

    Мягкое напольное и настенное покрытие - маты обеспечивают комфорт

    и безопасность в сенсорной комнате; предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.

    Напольная сенсорная дорожка - способствует развитию рецепторов стопы; развитие тактильного восприятия; развитие координации движений; профилактика плоскостопия;

    Большой пуфик-кресло с гранулами - позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей

    тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.

    Сухой бассейн - используется как для релаксации, так и для активных

    игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует со-

    стоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Если на бассейн направить источник меняющегося света, то в его лучах меняется и цвет шариков, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия ребенка.

    Аквалампа - (детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной). Такая

    колонна – основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

    Проектор направленного света, зеркальный шар. При одновременной работе данных приборов возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущения сказки, героями которой становятся те, кто находится в сенсорной комнате. Дополнительный эффект создается при автоматической смене цвета луча, направленного на зеркальный шар.

    Прибор активно используется в процессе проведения релаксационных упражнений, а также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

    Проектор «Цветовые пятна». Восприятие светоэффектов, производимых

    данным прибором, развивает:

    - зрительное восприятие;

    - воображение;

    - снижает уровень тревожности;

    - способствует психо-эмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.

    Панно и ковер «Звездное небо». Панно и ковер «Звездное небо» – важная

    составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно и ковер находят применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психо-эмоционального и мышечного.

    Музыкальный центр + набор музыкальных дисков.

    Музыка может повышать/понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее воздействие, усиливать иммунные реакции. Ее благотворное влияние на нейроэндокринную систему помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психо-эмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок; развитие слухового восприятия; создание психологического комфорта.

    Зеркальные панно - позволяют расширить окружающее пространство вокруг оборудования сенсорной комнаты и усилить воздействие световых эффектов. Также зеркала способствуют:

    - развитию визуального восприятия собственного тела;

    - мимики и пантомимики;

    - развитию умения выражать различные эмоциональные состояния;

    - формированию уверенности в себе.

    Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребенка. Психическое развитие, развитие интеллектуально – познавательной сферы и речи ребенка происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний. Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

    Ребята, приходящие на занятия в сенсорную комнату, это дети 3-7 лет с трудностями речевого и психического развития. Таким детям трудно

    адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со

    взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые таблички, объемные и шероховатые буквы, магические жезлы, различные мягкие модули.

    Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие

    цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что

    стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.

    Дети среднего и старшего дошкольного возраста нуждаются в занятиях в

    сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями подведения и общения.

    Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

    В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых

    эффектов (пузырьковая колонна, аквалампа), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребенка, стимулирует психическое развитие.

    Особое место в программе занимают:

    Игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции

    и самоконтроля, развития эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе зрительно-моторной, а так же память, мышление, воображения и различных видов восприятие (зрительное, тактильное, слуховое). Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста.

    Пространство сенсорной комнаты также используется при проведении

    диагностических бесед на первичном приеме родителей. Мягкая, успокаивающая обстановка сенсорной комнаты бывает не заменимы для снятия психоэмоционального напряжения и восстановления душевного равновесия у родителей находящихся в трудной жизненной ситуации. Ощущение безопасности и принятия способствуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию родителей.

    Оборудование сенсорной комнаты открывает возможность работать с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) и инвалидами.

    Лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, в атмосфере медленно

    плывущего света, под успокаивающую музыку, ребенок словно попадает в

    сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной безопасности,

    комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.

    Самым важным и уникальным, в программе «Одуванчики», является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социум.

    Все занятия данной программы имеют следующую структуру:

     Вводная часть

     Игры на снятие психоэмоционального напряжения

     Элементы дыхательной гимнастики

     Сюрпризный момент

     Упражнения на расслабление

     Дополнительные упражнения

     Подвижная игра

     Пальчиковая гимнастика

     Релаксация

     Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие эмоциональной сферы дошкольников в условиях ДОУ

    Перспективное планирование «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в условиях ДОУ»...

    Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

    Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

    Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»

    Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...

    занятие для старших дошкольников по развитию эмоционального мира "Путешествие в страну Чувств"

    Мы счастливы, и кажется, весь мир радуется и смеется вместе с нами. Мы грустим, и все вокруг нас становится серым и унылым. Мы учим ребенка ходить, крепко держим его за руку, переходя дорогу. Учим, ка...

    Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

    Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

    Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы "Радуга эмоций и чувств"

    Над темой эмоций и чувств работало немало известных ученых. Некоторые из них, например, Дж. Дафии полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий “эмоций и...