Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»
рабочая программа (старшая группа) по теме

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ladon_v_ladon.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида

с приоритетным направлением деятельности

по физическому развитию детей

«Лучик»

Коррекционно-развивающая программа  

по развитию эмоционально- личностной  сферы

у детей  из семей группы «риска»

«ЛАДОНЬ В ЛАДОНЬ»

Сорокопудова Л.С., педагог – психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей «Лучик»

г.п. Коммунистический

Советского района

ХМАО – ЮГРЫ

Тюменской области

Паспорт

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Наименование: «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Основной заказчик: Администрация муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Лучик» п. Коммунистический

Программа «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь» адресована: Педагогам – психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Авторы – разработчики: Сорокопудова Любовь Сергеевна, педагог – психолог,  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Лучик» п. Коммунистический

Программа «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь:

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников

Год разработки программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь:

2012г.

Адрес:

628256, п.Коммунистический, Советского района, Ханты – Мансийского автономного округа –Югры, Тюменской области, тел: 4-64-04. 4-66-97

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель, задачи, новизна

6

3.

Основа программы

7

4.

Направления программы

7

5.

Этапы реализации программы

7

6.

Условия реализации программы

8

7.

Виды деятельности

8

8.

Методы коррекционно-развивающей работы с детьми и родителями

9

9.

Специфика коррекционно-развивающей работы

9

10

Структура занятия

10

11.

Диагностический инструментарий

11

12.

Мониторинг реализации коррекционно-развивающей программы «Ладонь в ладонь»

11

13.

Перспективы и возможности коррекционно-развивающей программы

12

14.

Форма организации занятий

12

15.

Тематический план занятий  

13

16.

Содержание занятий

14

17.

Оценка эффективности использования программы

18

18.

Список литературы

20

19.

Приложение

22

Пояснительная записка

        Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.                   С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.  

        Последние годы  в дошкольном образовательном учреждении  отмечается  увеличение детей из  семей «группы риска».

Родители, ставшие безработными, стали зависимы от алкоголя,  не проявляют интерес и активность в участии воспитания собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.

Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью, проявление   чувства беззащитности и неуверенности в себе.   

Отсутствие положительных  взаимоотношений в семье, чувства любви у родителей к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы из  семей группы «риска»  нуждаются в специально-организованной психологической помощи, обеспечивающей учет возрастных, индивидуальных особенностей, правильно организованный подход к ним, создающий условия для полноценного психического развития. Общепризнанным в настоящее время является первостепенное значение эмоционального благополучия для социально-личностного становления детей.

Если не будет своевременно оказана психологическая  помощь детям  из семей группы «риска», то  они в будущем встретят трудность в социально-личностном становлении, а также  в социальной адаптации и самоопределении.

       Поэтому детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также детям, чье развитие проходит в условиях неблагоприятного социального окружения, необходимо обеспечить  психолого-педагогическим сопровождением  на всех этапах  дошкольного детства, что является на сегодняшний день актуальным.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему коррекционно – развивающей работы с детьми и их родителями  по развитию эмоционально – личностной сферы посредством внедрения активных психокоррекционных технологий.

Для решения выявленных проблем у детей из семей группы «риска» потребовалось  выбрать    приоритетным  направлением в своей коррекционно-развивающей деятельности  по эмоционально –личностному    развитию.    

        В связи с этим весьма актуальна была составлена коррекционно – развивающая программа по эмоционально – личностному развитию детей из семей группы  «риска» « Ладонь в ладонь»,  в которой определена модель совместной  работы  педагога – психолога  с  детьми  и  их родителями, включающая психотерапевтические технологии.

Как справедливо указывали  выдающиеся психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, «только согласованное действие детей и взрослых, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности».

      Разработанная модель психолого – педагогического сопровождения позволит решать проблемы эмоционально – личностного развития детей внутри дошкольного образовательного учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные социальные  учреждения.


          Основной
целью является  «Создание психолго –  педагогичнеских условий    по развитию эмоциональной сферы у детей, переживающих  трудные жизненные ситуации» .

Исходя из цели, выделили  задачи: 

- научить детей понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих их людей;

-дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово),   совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;

-помочь ребенку увидеть свои положительные стороны,   почувствовать, что его понимают и ценят близкие и окружающие;

-развивать   взаимопонимание и сплоченность со сверстниками и с членами семьи;

-оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений;

Инновационным в программе  является поисково-творческий опыт, т. к. при разработке авторских коррекционных занятий, консультаций и различных мероприятий   применяются новые сочетания известных методов и приёмов (песочная терапия,  музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия), по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы детей у родителей, педагогов ДОУ и у детей  в процессе тактильного, слухового, двигательного восприятия, при взаимодействии в парах и микрогруппах.

В основу коррекционно – развивающую программу «Ладонь в ладонь»  заложены идеи А. Фрейда : «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и что ею оживленнее всего приветствуется». Собственно эмоциональное развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери и   Л.С.Выготского, который утверждал, что  «Многоуровневость эмоций - основная из фундаментальных закономерностей их проявления и развития», а также  идеи Д.Б.Эльконина: «эмоционально-положительный фон вокруг ребенка - фактор благополучного психического и физического развития».

Коррекционно – разивающую работу  по развитию у детей эмоционально – личностных качеств осуществляла  по следующим направлениям:

  • Психодиагностика,
  • Психокоррекция ,
  • Просветительская работа,
  • Психоконсультирование .

Главное в направлениях – проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе.

      Этапы реализации программы: 
1 этап –  организационный , подготовительный

- изучение и анализ проблем   по эмоциональному  развитию  детей

- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в практику идеи психолого-педагогического сопровождения детей из семей группы «риска».
2 этап – практический

- внедрение   коррекционно-развивающих занятий педагога – психолога с детьми;

- обработка и интерпретация результатов психолого-педагогического сопровождения детей из семей группы «риска».

- поиск оптимальных способов реализации коррекционно-развивающих программ
- определение инновационных методов и приемов работы, используемых в ходе осуществления психолого-педагогического сопровождения
 детей из семей группы «риска». 
3 этап – обобщающий

               -обработка и интерпретация результатов коррекционно – развивающих занятий детей из семей группы «риска»

- определение перспектив и путей дальнейшего развития дошкольников

Условия реализации программы.

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях

  • Если с раннего возраста дети совместно с родителями будут обучаться способам выражения эмоций и приемам саморегуляции;
  • Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе совместной деятельности педагога –психолога , детей и родителей;
  • Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники коррекционно-развивающих занятий.

1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий между детьми. Главная установка — на успех у каждого ребенка.

2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка .

3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.

4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.

5. Стимуляция мотива «быть не хуже других».

6. Занятия рассчитаны на возраст детей 5 –6 лет. Всего 26 занятий. Продолжительность каждого занятия 20 -  25 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.

Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.

7. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности

Включает следующие виды деятельности:

26  коррекционно-развивающих занятий педагога – психолога с детьми;

  • Беседы с родителями;
  • Игры на развитие эмоций,  снижение тревожности, саморегуляцию и самореализацию с детьми и родителями в паре и микрогруппах;
  • Совместная творческая продуктивная деятельность;
  • Релаксация, психогимнастика с использованием музыкотерапии.

Основные методы коррекционно-развивающего воздействия на дошкольника и родителей:

  • Наблюдение.
  • Свободное и тематическое рисование.
  • Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
  • Сочинение историй.
  • Прослушивание музыкальных разножанровых произведений.
  • Разрешение сюжетно-ролевых ситуаций (как быть?) Как поступить?).
  • Релаксация под музыку.
  • Элементы аутотренинга.

Песочная терапия. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Они ориентированы на то, чтобы помочь маленькому ребенку:- развить более позитивную Я-концепцию;- стать более ответственным в своих действиях и поступках;- выработать большую способность к самопринятию;- в большей степени полагаться на самого себя;- овладеть чувством контроля;- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;- развить самооценку и обрести веру в самого себя. Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.  

Музыкотерапия. Музыка издавна считается невербальной формой коммуникации, порою более результативной в области чувств и человеческих отношений, чем собственно речевое общение. Опыт многих специалистов нередко содержит примеры использования музыки в качестве средства, помогающего устранить изоляцию и создать контакт ребёнка со средой, если у него присутствуют трудности общения со сверстниками, когда он хочет, но не может общаться с другими детьми и находится в постоянном “диссонансе” с социумом. Осваивая игру на простых музыкальных инструментах или просто слушая музыкальные произведения совместно с другими детьми, ребёнок учиться общаться и получать удовольствие от общения. 

Изотерапия    один из эффективных инструментов в психологической работе, использование, которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Гасит негативные эмоции путём использования художественных средств. Данная технология предусматривает проведение совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет развивать у детей коммуникативные способности, внимание, мышление, моторику рук. Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер. Коррекционно-развивающие занятия с элементами изотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через создание «зоны ближайшего развития». 

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия). Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребёнок  учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. С помощью сказки у детей развивается воображение, речевое творчество и воспитываются добрые чувства. В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.

Специфика работы по данной теме определила необходимость использования разнообразных методов исследования эмоциональной сферы детей:

  • «ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» - анкетирование воспитателей;
  • «ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» - анкетирование родителей;
  • теоретический анализ педагогической, психологической литературы, наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы дошкольников;
  • Использование тестов для выявления уровня развития эмоциональной сферы;
  • использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций в игре, в повседневной деятельности, в процессе специально организованных коррекционно-развивающих занятий, а также при проведении экологических занятий.

Структура занятия

I. Подготовительный этап (5 минут)

Задача: Настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками,   улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз

Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения,   упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.

И. Основной этап (20 минут)

Задачи: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого. Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.

Содержание: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия,  песочная терапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях.

               Диагностический инструментарий 

  • Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. «Диагностика готовности к школьному обучению» - АМАЛТЕЯ – научно-производственная фирма.
  • Детский тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.Анкетный метод оценки эмоциональной и нервно-психической сферы детей.
  • Диагностика дезадаптации ребенка в раннем возрасте.«Контурный С.А.Т. – Н». Э. Крис (авторская модификация Н.Я.Семаго)
  • «Рисунок семьи», «Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего».
  • Графическая методика «Кактус». И т.д.
    Работа ведется в тесном контакте с родителями и со всеми специалистами ДОУ. Повышению качества работы по развитию эмоций способствует рациональная организация развивающей среды в группах и кабинете педагога-психолога, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать формы и способы организации жизнедеятельности

Мониторинг реализации коррекционно-развивающей программы «Ладонь в ладонь»

    В результате коррекционно-развивающей работы у  детей, прошедших курс психокоррекционных занятий, вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои,   формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.

    Анализ уровня готовности к обучению в школе свидетельствует об эффективности используемых  методов. Индивидуальная и групповая коррекционная работа позволяет сформировать функциональную готовность воспитанников к обучению в школе.


Перспективы и возможности использования «Коррекционно-развивающей программы по развитию эмоционально- личностной  сферы у детей  из семей группы «риска»«Ладонь в ладонь»: рассчитана на педагогов-психологов и воспитателей детских садов. При использовании   или дополнении программы другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Перед проведением занятий установить тесный контакт с детьми и родителями;
  •  Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и будут обеспечивать его сохранение до окончания занятия;
  •  Включать упражнения по развитию методов саморегуляции и самосознания в любые занятия в качестве физкультминуток, а также использовать в свободной деятельности детей.

При использовании различных педагогических ситуаций давать возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения и аргументировать ее.
      Сегодня в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога - психолога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
      Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.

      Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации детей.

Форма организации занятий – индивидуально  или подгруппами, по усмотрению педагога, по  20-25 минут, 1 раз в неделю.

Тематический план занятий  

Тема занятия

теоретических

практических

Количество часов

1

«Я могу»

5 мин

20 мин

25 мин

2

«Радость»

5 мин.

20 мин

25 мин

3

«Доброта»

5 мин.

20 мин

25 мин

4

«Я смогу»

5 мин.

20 мин

25 мин

5

«Хорошо ли быть одному»

5 мин.

20 мин

25 мин

6

«Мое настроение»

5 мин.

20 мин

25 мин

7

«Я сержусь»

5 мин.

20 мин

25 мин

8

«Когда опасен гнев»

5 мин.

20 мин

25 мин

9

«Можно ли справиться  со злом»

5 мин.

20 мин

25 мин

19

«Всегда ли мы поступаем правильно?»

5 мин.

20 мин

25 мин

11

«Я обиделся»

5 мин.

20 мин

25 мин

12

«Учимся справляться с чувством обиды»

5 мин.

20 мин

25 мин

13

«Учимся честно говорить о поступке»

5 мин.

20 мин

25 мин

14

«Зачем человеку чувство стыда?»

5 мин.

20 мин

25 мин

15

«Всегда ли мы правы?»

5 мин.

20 мин

25 мин

16

«Вредина»

5 мин.

20 мин

25 мин

17

«Ссора»

5 мин.

20 мин

25 мин

18

«Мои проблемы»

5 мин.

20 мин

25 мин

19

«Я боюсь!»

5 мин.

20 мин

25 мин

20

«Лабиринт страхов»

5 мин.

20 мин

25 мин

21

«Я больше не боюсь»

5 мин.

20 мин

25 мин

22

«Я удивляюсь!»

5 мин.

20 мин

25 мин

23

«Счастье»

5 мин.

20 мин

25 мин

24

«Я люблю!»

5 мин.

20 мин

25 мин

25

«Волшебники»

5 мин.

20 мин

25 мин

26

«Заветное желание»

5 мин.

20 мин

25 мин

Итого:

26 занятий

Содержания занятий

Занятие 1   -   «Я могу»

1.  Упражнение «Доброе животное»

2. Упражнение «Гусеница»

3. Беседа «что я умею делать. »

4. Игра «Какой я»

5. Игра «Хочу сделать что-нибудь хорошее»

6. Сказка «Случай в лесу»

7. «Лучше всего я умею… » - рисование

Занятие 2   -   «Радость»

1. Упражнение «Поздоровайся радостно»

2. Упражнение «Через стекло»

3. Беседа «От чего ты радуешься. »

4. Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься»

5. Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку»

6. Рассказ «Относительная радость»

7. «Ромашка радости» - рисование

Занятие 3  -   «Доброта»

1. Упражнение «Пожелание»

2. Упражнение «Скульптура и глина»

3. Беседа «Добрые поступки»

4. Игра «Волшебные воздушные шары»

5. Игра «Три главных вопроса»

6. Сказка «Львенок в школе»

7. Нарисуй добрые дела.

Занятие 4    -   «Я смогу»

1. Упражнение «Подарок группе»

2. Упражнение «Винт»

3. Беседа «Когда вы чувствуете себя неуверенно… »

4. Игра «Отдай приказ»

5. Игра «Мне нравится в тебе… »

6. Сказка «Голубая искорка»

7. «У меня получиться» - рисование

Занятие 5  -  «Хорошо быть одному»

1. Упражнение «Улыбнитесь друг другу»

2. Упражнение «Марионетки»

3. Беседа «Хорошо ли быть одному»

4. Игра «Король»

5. Игра «Кошки, собаки, медведи, зайцы»

6. Сказка «все играют я один»

7. «Я один» - рисование

Занятие 6   -   «Мое настроение»

1. Упражнение «Поздороваться разными способами»

2. Упражнение «Качели»

3. Беседа «Когда мне бывает хорошо»

4. Игра «У меня плохое настроение»

5. Игра «Отыщи свою обувь»

6. Сказка «Шел король Боровик»

7. «Мое настроение» - рисование

Занятие 7    -  «Я сержусь»

1. Упражнение «Импульс»

2. Упражнение «Петрушка прыгает»

3. Беседа «Я сержусь когда. »

4. Игра «Брось мяч»

5. Игра «Тарзан»

6. Сказка «могучий дуб»

7. «Я сержусь» - рисование

Занятие 8  -  «Когда опасен гнев»

1. Упражнение «Рукопожатие по кругу»

2. Упражнение «Фея сна»

3. Беседа «Почему человек злится»

4. «Проблемные ситуации»

5. Игра «Подбери картинку»

6. Сказка «Ветер и солнце»

7. . «Гнев» - рисование

Занятие 9   -    «Можно ли справиться со злом»

1. Упражнение «Имя и цветок»

2. Упражнение «Потянулись-сломались»

3. Беседа «Как побороть зло»

4. «Проблемная ситуация»

5. Игра «Я могу защитить… »

6. Сказка «Не смей»

7. «Преврати злого в доброго» - рисование

Занятие 10  -  «Всегда ли мы поступаем правильно»

1. Упражнение «Рукопожатие по кругу»

2. Упражнение «Кулачок»

3. Беседа Когда мы обижаем тех кто слабее. »

4. «Проблемная ситуация»  

5. Игра «Брыкание»

6. Сказка «Штушти-кутушти»

7. «Злость - лепка

Занятие 11   -    «Я обиделся»

1. Упражнение «Свеча»

2. Упражнение «Холодно-жарко»

3. Беседа «Я обиделся»

4. Игра «Попроси прощение»

5. «Пантонима»

6. Сказка «Котенок»

7. «Обида» - рисование

Занятие 12   -   «Учимся справляться с чувством обиды»

1.   Упражнение «Возьми и передай»

2. Упражнение «Бяки-буки»

3.  Беседа «Что такое обида»

4.  Игра «Воздушный шарик»

5.   Игра «Небо»

6.  Сказка «Мудрец»

7. «Обида» - рисование  

Занятие 13   -   «Учимся честно говорить о проступке»

1.   Упражнение «Глаза в глаза»

2.    Упражнение «Ветер дует. »

3. Беседа «Как можно помочь себе признаться. »

4.   Игра «Я не плачу»

5.  Игра «Принц и принцесса»

6.  Сказка «Кто разбил графин»

7.  «Радость» - рисование

Занятие 14    -    «Зачем человеку чувство стыда»

1. Упражнение «Я дарю тебе»

2. Упражнение «Тень»

3. Беседа «Когда нам бывает стыдно. »

4. Игра «Поссорились-помирились»

5.  Игра «Брось мяч»

6.  Сказка «Про лошадку Дору»

7.  «Мой стыд» - рисование

Занятие 15   -    «Всегда ли вы правы»

1. Упражнение «Это я, это я»

2. Упражнение «Зеваки»

3. Беседа «Всегда ли мы правы. »

4. Игра «Любопытный»

5. Игра «Ласковый дождик»

6. Сказка «Слоненок с шариком»

7. «Нарисуй, что услышал в сказке» - рисование

Занятие 16   -    «Вредина»

1. Упражнение «Имя и цветок»

2. Упражнение «Потянулись-сломались»

3. Беседа «Вредина-это кто?

4. Игра «Что ты будешь делать»

5. Игра «Злые и добрые кошки»

6. Сказка «Мальчик, который не умел играть»

7. «Что запомнилось в сказке» - рисование

Занятие 17    -    «Ссора»

1. Упражнение «Возьми и передай»

2. Упражнение «Пылесос и пылинки»

3. Беседа «Когда мы ссоримся»?

4. Игра «Мамин голос»

5. Проблемные ситуации

6. Сказка «Ссора»

7. «Кто я» - рисование

Занятие 18   -   «Мои проблемы»

1. Упражнение «Цветок настроения»

2. Упражнение «Ритм по кругу»

3. Беседа «Мои проблемы»?

4. Игра «Золушка»

5. Игра «Камушек в ботинке»

6. Сказка «Роза и ромашка»

7. «Моя проблема» - рисование

Занятие 19   -   «Я боюсь»

1.  Упражнение «Возьми и передай»

2.   Упражнение «Зеркало»

3.   Беседа «Я боюсь»

4. Игра «Скажи страшное»

5. Групповая история

6. Сказка «Мой друг дракон»

7. «Страх» - рисование

Занятие 20  -   «Лабиринт страхов»

1. Упражнение «Возьми и передай»

2. Упражнение «Кораблик»

3. Беседа «Страх»

4. Игра «Кощей»

5. Игра «Мумия»

6. Сказка «Полезная боюська»

7. «Страхи в лабиринте» - рисование

Занятие 21   -   «Я больше не боюсь»

1. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

2. Упражнение «Я тебя не боюсь»

3. Беседа «разговор со страхом»

4. Игра «Конкурс Боюсек»

5. Игра «Неваляшка»

6. Сказка «Как лошадка Лу стала храброй»

7. «Страхи на веревочке»

Занятие 22  -  «Я удивляюсь»

1. Упражнение «Мое любимое животное»

2. Упражнение «Все мы здесь»

3. Беседа «Я удивляюсь»

4. Игра «Закончи предложение»

5. Игра «Я удивляюсь»

6. Сказка «Лягушка Ква-симка»

7. «Удивительное рядом» - рисование

Занятие 23    -    «Счастье»

1. Игра «Рукопожатие по кругу»

2. Игра «Четыре стихии»

3. Беседа «Что такое счастье»

4. Упражнение «За что меня любят… »

5. «Магазин игрушек»

6. Сказка «тигр Рэй»

7. Рисование «Счастье»

Занятие 24    -    «Я люблю»

1. Упражнение «Это я, это я»

2. Упражнение «Ветер дует»

3. Беседа «Я люблю»

4. Игра «Я люблю, когда»

5. Игра «Что я люблю»

6. Сказка «Крапивная горка»

7. «Что ты любишь» - рисование

Занятие 25  -   «Волшебники»

1. Упражнение «Клубок»

2. Упражнение «Парусник »

3. Беседа «Волшебники»

4. Игра «Волшебники»

5. Сказка «Крысы против пиратов»

6. Сочиняем вместе сказку

7. «Нарисуй сказку» - рисование

Занятие 26   -    «Заветное желание»

1. Упражнение «глаза в глаза»

2. Упражнение «Волны»

3. Беседа «Заветное желание»

4. Игра «Три главных вопроса»

5. Сказка «Жучек и травинка»

6. «Мое желание» - рисование

 

     Оценка эффективности использования программы

Ребенок легче адаптируется в группе детей, у него повышается уверенность в своих силах, он знакомится с навыками релаксации и саморегуляции.

Ребенок, становится по своему психологическому состоянию качественно другим - успокоенным, духовно обновленным, отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах. У ребенка корректируются нежелательные черты характер

        Для осуществления   работы по  развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» созданы условия работы с педагогами: 

-приобретена методическая литература и пособия для педагогов,

-проводятся семинары-практикумы «Возрастные особенности психического состояния поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокость и насилие» , тренинги «Я – толерантная личность»,  «Я –толитарная личность», консультации «Как обуздать свои эмоции», «Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении»,   «Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей»;  

-создание  предметно-пространственной среды - психологический уголок

-создание уголков “Настроения”, ”Уединения”,

-создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей, приобретение игр и игрушек, являющихся педагогически ценными,

-работа с родителями: организация совместных праздников, досугов,

-  организована работа по  развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» в свободной деятельности детей: игры-упражнения снижающие психологическую напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления отклоняющегося поведения, заучивание веселых стихотворений, с юмором, поговорки о дружбе, правилах поведения для этого в ДОУ созданы фотоальбомы: «Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д.

Для работы с детьми подобраны игры:

на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;

на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста;

на преодоление негативных эмоций, гнева;

на формирование культуры общения.

     В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи педагог – психолог уделяют большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагога-психолога и родителей по  развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» созданы условия:, в детском саду составлен план работы с родителями в этом направлении. Для ознакомления родителей с работой педагога- психолога по данной теме используются тренинги: «Давайте вместе» - тренинг детско-родительских отношений; консультация с элементами тренинга «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»; деловая игра «Под защитой закона»; консультации: «Жестокое обращение с детьми: Что это такое?», «Чем и как занять ребенка дома?», «Что такое эмоции?», «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?»; собрание для родителей «Эмоции положительные и отрицательные». и т.д.

Список литературы

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПБ. ; Речь, 2007

2Денисов П., Денисов Г. Программа «Гимнастика мозг». Ч. 1 и 2/ Пер. С. М. Масгутовой. М., 1997

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. : Академия развития, 1997.

4. Маралов В. Г. Фралова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников, - М. :- ТЦ Сфера, 2008.-

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб. : Речь, ТУ Сфера, 2001

5. Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999 г

6.   Сакович Н. А. Практика сказкотерапии:- СПБ. : Речь, 2004.

7. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. -М., 2000.

8. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.

9. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М. :ТЦ Сфера, 2003

10. Стишенок И. В. Сказка в тренинге- СПБ. : Речь, 2005.

11. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.

12. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронина А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). – СПб. : Детство-Пресс, 2000

13. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995

Список литературы для родителей

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПБ. ; Речь, 2007

2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.

3. Корнеева Е. Н. Детские капризы-Ярославль: Академия развития, 2002г.

4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.

Приложение  

Занятие 1 «Я могу»

Цель: Подготовка детей к групповым занятиям; выработка стиля группового взаимодействия; Развитие способностей видеть положительное в себе и других.

Приветствие: «Доброе животное»

Психолог тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 «Гусеница».

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Основная часть:

1. Беседа «Что я умею делать.»

Детям предлагается рассказать о том, что они уже умеют делать и могут этим гордиться. Далее дети по очереди слушают о себе мнение других детей. Если они затрудняются, психолог помогает: «Умеет хорошо застегивать пуговицы, играть, лепить, рисовать, бегать. Но все, же есть некоторые вещи, которые получаются не совсем так, как хочется. Чему бы ты хотел еще научиться и что тебе для этого нужно? »

2. Игра:  «Какой я? »

Психолог задает тему, которую дети должны раскрыть пантомимически. Темы: Какой я бываю в детском саду? Дома? В гостях? Каким бы я хотел быть?

3. Игра «Хочу сделать что-нибудь хорошее»

Дети проигрывают ситуации: подойти к другу, пригласить поиграть, утешить расстроенного.

4. Сказка «СЛУЧАЙ В ЛЕСУ»

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому в лесу его прозвали «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг — Барсучонок.

И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась, и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга и сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка! » Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Он испытывал гордость, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Зайчонок на всю жизнь запомнил очень важное и полезное правило: «Верь в себя и во всем полагайся только на свои силы! » И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

5. Дети делают рисунки: «Лучше всего я умею.»

Занятие 2 «Радость! »

Цель: Расширение представления детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

Приветствие: «Поздоровайся радостно».

«Через стекло»  - С помощью мимики и жестов передать ситуации:

-У меня болит горло

-Ты забыл надеть шарф, а на улице холодно

-Я хочу пить, принеси мне стакан воды

- Ты хочешь со мной порисовать

Основная часть:

1. Беседа «От чего ты радуешься.»

- Скажи: от чего ты радуешься? Что тебя радует в детском саду? А дома что радует тебя больше всего?

- Когда человеку радостно, что он делает? (Он улыбается или смеется.)

- Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты улыбаешься.

- Определи и расскажи, какого цвета твоя радость.

2. Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься». Тот, у кого в руках мяч, говорит: «Я радуюсь, когда. »

3. Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку». Представим, что кто-то из нас загрустил, ему совсем не весело и не радостно. Один из участников занятия выбирается на роль грустного героя. Перед остальными ставится задача — придумать разнообразные способы, как доставить радость этому грустному герою (подарить улыбку, предложить поиграть в интересную игру, подарить подарок, почитать книгу и т. п.) . Придуманные способы демонстрируются перед всеми

4. Рассказ «Относительность радости».

Один и тот же ребенок может совершать и плохие поступки, и замечательные, например. (приводятся примеры знакомых детям ситуаций). То же самое характерно и для чувства радости.

Послушайте внимательно мой рассказ.

В одном городе жила семья: папа, мама и двое детей — Леша и Аня. Дети любили, когда родители им что-нибудь покупали и очень этому радовались. И родители старались порадовать детей, часто покупая им игрушки и сладости. И вот настал день, когда комната заполнилась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигаться. А дети посмотрели на игрушки, и им стало скучно. «С кем бы поиграть», — подумали они, взяли игрушки и побежали на улицу. Там кто-то играл в прятки, кто-то — в футбол'. Никому из детей не интересны были дорогие игрушки Ани и Алеши. Дети загрустили. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы неожиданно не приехала бабушка и не увезла их в деревню.

В деревне было весело и без игрушек. Днем они помогали бабушке в огороде, гоняли кур, ловили в пруду головастиков, а вечером смотрели на звезды.

Через месяц приехали их навестить родители и не смогли узнать своих детей: такие веселые они стали. На это Аня и Алеша сказали: «Когда ты можешь сделать что-то своими руками, это для тебя большая радость».

Как понимали радость родители этих детей? А что стало для ребят настоящей радостью?

(вывод: не бывает хороших или плохих чувств. Но любое чувство может быть полезно как самому человеку, так и окружающим его людям, а может и навредить.)

5. Рисунок: «Ромашка радости». В своих альбомах нарисуйте ромашку с крупным  лепестками. В сердцевине ее изобразите улыбающуюся рожицу. А в лепестках нарисуйте варианты окончания предложения «Я радуюсь, когда…».

Наше занятие заканчивается. В заключение представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле. Например:

пусть избавятся от болезней;

• пусть никогда не умирают;

• пусть у всех будет дом;

• пусть все дружно живут;

• пусть все будут счастливы.

И тогда все люди станут радостными!

Всем спасибо

Занятие 3 «Доброта».

Цель: Развивать представления о доброте. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Приветствие: «Пожелания».

 «Скульптура и глина».

Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — глина. Скульптор должен придать «глине» форму (позу, какую захочет). «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, которую ей придают. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем они меняются местами. Детям не разрешается переговариваться.

Основная часть:

1. Беседа «Добрые поступки»

-Покажи, как выглядит добрый человек.

- Определи и расскажи, какого цвета доброта.

- Назови добрые дела и поступки, которые ты видел в детском саду, дома, на улице.

2. Игра «Волшебные воздушные шары». Сейчас мы с вами оказались в волшебном мире и превратились в волшебные воздушные шары. Шары волшебные и быстро сдуваются, если не слышат о себе добрых и ласковых слов. Мы будем обращаться друг к другу при помощи ласковых слов. Чем больше добрых, ласковых слов назвать, тем больше будут по размеру волшебные воздушные шары.

3. Игра «Три главных вопроса»

если бы у вас была возможность задать три вопроса самому мудрому и умному человеку на Земле, то какие бы это были вопросы?

4. Сказка Львенок в школе (Р. М. Ткач)

В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка

еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко. Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный? » Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный». Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя?

Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко: — Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным». Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила? » С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.

Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

— Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата

5. Нарисуй добрые дела или поступки которые ты совершал дома или в детском саду.

Занятие 4 “ Я смогу”

Цель: Преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.

Приветствие: «Подарок группе». Упражнение выполняется по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди сделать подарок группе. Подарок изображается при помощи рук, тела, лица. При этом разговаривать нельзя.

 «Винт» И. п.: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево, вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Основная часть:

1. Беседа «Когда вы чувствуете себя неуверенно. »

Вы чувствовали себя когда-нибудь неуверенно? Расскажите, когда это было?

2. «Отдай приказ». Психолог. Знаете ли вы таких детей, которые любят раздавать всем приказы и ведут себя, как большие начальники? Не называя имен, расскажите, как ведут себя такие дети, когда пытаются навязать другим свою волю? А знаете ли вы таких детей, которые позволяют делать с собой все, что угодно — толкать, дразнить, издеваться — и не находят в себе мужества прекратить все это и сказать: «Нет! Я этого не хочу! »? Опять же, не называя имен, расскажите, как выглядят такие дети, с каким выражением лица они ходят, как говорят, как ведут себя?

А теперь разбейтесь на пары. Решите, кто из вас будет «А», а кто — «Б».

«А» должен стать чрезвычайно деспотичным отцом или матерью, который диктует ребенку, что тот должен делать. Например: «А ну, иди чисти свои ботинки! », «Не смей со мной пререкаться! », и т. д. «Б» должен сыграть роль ребенка, с которым можно делать все, что угодно. Он должен говорить своему партнеру, что во всем с ним согласен. Например: «Ты всегда-всегда прав! », «Я так глуп, что никогда бы сам не додумался сделать так, как ты говоришь! », «Я поступаю правильно только тогда, когда делаю все, что ты мне говоришь! » и т. д.

После игры ведущий беседует с детьми.

Как ты чувствовал себя в роли родителя? Как ты чувствовал себя в роли ребенка? Какая роль тебе понравилась больше. Видел ли ты когда-нибудь других детей или взрослых, играющих такие роли? Когда эти роли вредны и причиняют лишь зло? Когда эти роли могут оказаться полезными?

3. “Мне нравится в тебе”. Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-нибудь по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке (глаза, прическа, лицо, руки и т. д.)

4. Сказка «Голубая искорка» (Р. М. Ткач)

Эту историю мне рассказала старая-престарая бабушка, которая всю свою жизнь прожила возле Черного моря. Эта история о Голубой Искорке. Так звали удивительную маленькую рыбку, которая так быстро двигала хвостиком и плавниками, что никто не мог ее догнать. Это хорошее свойство, если надо кого-то догнать или, наоборот, от кого-то удрать. Но беда в том, что Голубая Искорка не могла ни минуты оставаться на одном месте, и поэтому у нее не было возможности полюбоваться красотой подводного мира. От этого ей становилось грустно, тем более что другие рыбы рассказывали о необыкновенных вещах, что встречаются на морском дне. Попробовала она плавать помедленнее, да куда там, словно неведомая сила мчит ее вперед!

В один прекрасный день Голубая Искорка углубилась в воспоминания, и припомнилось ей время, когда и течение было помедленнее и вода поспокойнее. Она так и ощущала это медленное, ласкающее течение и совсем разомлела от своих мыслей. И вдруг заметила, что плавнички и хвостик стали двигаться медленнее! Рыбка пришла в восторг от своего открытия. Она решила проверить, неслучайно ли это произошло. Снова подумала о тихом ласковом течении, и снова сбавила скорость. Получилось! Тут она не спеша, подплыла к стайке рыбок и вместе с ними стала любоваться лежавшим на дне сундуком с сокровищами. Другим рыбкам тоже было приятно, что Голубая Искорка может теперь играть вместе с ними и узнавать много интересного.

Теперь каждый день Голубая Искорка подплывала к другим рыбкам и вместе с ними плавала в морских глубинах. Но всякий раз, когда рыбки собирались в стайку и начинали делиться своими впечатлениями, Голубая Искорка грустно отплывала в сторону. Вначале рыбки не обращали на это внимания, потом стали приставать к ней с вопросами. А Голубая Искорка в ответ только шевелила губами, захватывала ртом воздух и не могла произнести ни единого слова.

Конечно, Голубая Искорка умела разговаривать. Но она так волновалась, что, когда приходила ее очередь рассказывать, все буквы в словах начинали путаться, меняться местами и вместо понятных слов изо рта вылетали только воздушные пузыри. И от этого не только Голубой Искорке, но и другим рыбкам становилось грустно. И решили они помочь Голубой Искорке.

Дружной стайкой направились рыбки в глубокое морское ущелье, где жил мудрый рак-отшельник. Подплыли рыбки к раку-мудрецу и спрашивают: «Что сделать Голубой Искорке, чтобы буквы в словах не путались, чтобы могла Искорка рассказывать свои истории? »

Посмотрел рак-отшельник внимательно на Голубую Искорку и говорит: «Помнишь ли ты время, когда не могла ни минуты оставаться на одном месте, и потому у тебя не было возможности полюбоваться красотой подводного мира? »

— Помню, — отвечает Искорка.

— А почему такое с тобой было, помнишь?

— Да, — говорит рыбка, — я слишком быстро двигала хвостиком и плавниками.

— А сейчас ты любуешься красотой подводного мира? — спрашивает рак-мудрец.

— Да, — отвечает Голубая Искорка, — и мне это очень нравится.

— Что ты для этого сделала?

— Я начала двигать хвостиком и плавниками медленнее, перестала спешить.

Вот и хорошо. Для того чтобы буквы не путались, и слова звучали правильно, тебе нужно говорить медленно

— Я не смогу, — испугалась Голубая Искорка.

— Сумеешь, — успокоил ее мудрый рак, — если ты научилась не спешить, когда плаваешь, значит, сумеешь и говорить не спеша.

— Как же так? — спрашивает рыбка. — Мне что, всю жизнь говорить медленно-медленно?

— Нет, конечно, — отвечает рак-мудрец, — сначала начнешь говорить медленно, четко проговаривая слова. Потом, когда буквы перестанут путаться, начнешь говорить быстрее. А позже и вовсе начнешь разговаривать скороговоркой.

Сказал это рак-отшельник и уполз под морской камень. Все рыбки засуетились вокруг Искорки, наконец-то они услышат ее истории. И Голубая Искорка взволнованно зашевелила губами и изо рта у нее вышли. только воздушные пузыри. Но тут на помощь пришли другие рыбки и попросили: «Искорка, говори медленнее, мы никуда не спешим и с удовольствием выслушаем твой рассказ».

Голубая Искорка успокоилась, вспомнила тихое ласковое течение и начала свой рассказ, четко произнося каждое слово. Рыбки внимательно слушали Голубую Искорку, а когда история закончилась, дружно захлопали плавниками.

Теперь Голубая Искорка могла не только плавать и играть вместе с другими рыбками, но и обсуждать с ними свои впечатления.

5. Рисование «У меня получится» Попробуйте нарисовать то, что у тебя еще плохо получается, но ты сможешь это сделать.

Занятие 5. «Хорошо ли быть одному»

Цель: Учить избавляться от чувства одиночества, удовлетворять потребность детей в тепле и близости. Укреплять уверенность в себе.

Приветствие: «Улыбнитесь друг другу».

 «Марионетки». Представьте себе, что вас подвесили за руку, палец, шею, ухо, плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное расслаблено, болтается.

1. Беседа на тему «Хорошо ли быть одному? »

• Хотелось ли вам когда-нибудь уйти от всех и остаться одному? Почему?

• Что чувствует человек, оставшись один?

• Хорошо ли быть одному, когда тебе никто не мешает, не делает замечаний, не спорит?

Психолог обобщает детские суждения и говорит, что человек не может прожить в полном одиночестве, он может просто погибнуть. Но у каждого человека бывают случаи, когда ему хочется побыть одному, и он имеет на это право. В этом случае помогут следующие советы:

Совет 1. Когда на душе плохо и ты чем-то раздражен, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чем-то приятном.

Совет 2. Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надежному другу — животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним — и станет легче.

Совет 3. Если ты поссорился с родителями и не можешь сразу помириться, послушай музыку или посмотри любимый мультик. А когда немного успокоишься, то, не откладывая, поговори с родителями о том, что тебя мучает. Помни, что они тебя любят и всегда поймут, и помогут в трудную минуту.

Совет 4. Если же тебе обидно, что твое желание не было выполнено, ты можешь о нем помечтать, пофантазировать и даже (что еще лучше) нарисовать свое желание — и, поверь, станет легче.

2. Игра «Король».

Психолог - кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и т. д. Кто хочет первый стать королем?

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За одно занятие в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем. Анализ упражнения:

• Как ты чувствовал себя, когда был королем?

• Что больше всего понравилось в этой роли?

• Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

• Что ты чувствовал, когда был слугой?

• Легко ли тебе было выполнять желания короля?

3. «Кошки, собаки, медведи, зайцы… »

Психолог: Я принесла вам четыре мягкие игрушки и оставляю их здесь, в группе. Чтобы они чувствовали себя счастливыми, им необходимо десять крепких объятий в день. В магазине, в котором я их купила, продавцы не могли обнимать их так часто, и от этого игрушкам было плохо. Теперь они довольны, что оказались здесь, потому что от вас они могут получить то, что им так нужно. Вы готовы позаботиться о них? Вы можете объяснить мне, почему нужно брать игрушки на руки и обнимать их?

Сейчас я положу игрушки на пол. Разделитесь на примерно равные группы. Подойдите к той игрушке, которую вы хотели бы немного поласкать. Теперь пусть в каждой группе один из вас возьмет игрушку, приласкает ее и скажет ей что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен будет передать игрушку своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушку и сказать ей ласковые слова. Игрушка проходит по кругу и получает все ваше тепло и нежность.

4. Сказка «Все играют, а я один»

Жил-был Слоненок. Он был очень добрый и ласковый. И очень хотел иметь друзей. Но познакомиться с кем-нибудь Слоненок стеснялся. Ему казалось, что он некрасивый и … (добавляет ребенок). Слоненок играет один дома, а мама Слониха уговаривает его сходить на речку, где звери собираются на водопой. Она уверена, что он непременно найдет друга. Наконец Слоненок соглашается.

Пришел он на речку, а там как раз собрались (ребенок сам выберет животных, чем они занимаются) .

Слоненку тоже очень хотелось с ними поиграть, но он не мог придумать, как затеять разговор.

Постоял Слоненок – постоял и, сокрушенно вздохнув, поплелся домой.

- Ты почему так скоро вернулся? – спросила мама.

- Да так… Надоело, - буркнул Слоненок.

Слониха, конечно, догадалась, почему Слоненок не остался у водопоя.

- И много на реке зверят было? – как бы невзначай спросила она.

- Много, - мрачно ответил Слоненок.

- Ты с ними поиграл?

- Нет.

- Почему?

- Да так… Не хотелось, - сказал Слоненок и сделал вид, будто его очень заинтересовал старый журнал с картинками.

На следующее утро Слоненок понуро слонялся по дому, не зная чем себя занять. Все игры ему наскучили, новые не выдумывались, а главное, Слоненок никак не мог забыть веселья, царившее на речке. «Наверное, зверюшки опять собрались у водопоя, - думал он. – Интересно, во что они играют сегодня? »

Мама Слониха словно прочла его мысли.

- Сходил бы ты, сынок, прогулялся, - предложила она.

- Не хочу, - помахал хоботом Слоненок.

Мама Слониха не стала настаивать. Ее сын, вообще-то очень послушный и покладистый, порой проявлял истинно ослиное упрямство. И она понимала, что переубеждать его бесполезно. Поэтому она попробовала подобраться к нему с другого конца.

- Сынок, - чуть погодя сказала Слониха, - мне надо готовить обед, а вода кончилась. Вот тебе ведро, сходи, пожалуйста, на речку.

- Но… - хотел было возразить Слоненок.

- Папа придет голодный, а у меня ничего нет, - решительно продолжала Слониха. – По-твоему, слон должен работать с утра до ночи на голодный желудок? Нет, дорогой. Так дело не пойдет. Ты уже подрос и должен помогать по дому. Для тебя принести ведро воды – пара пустяков. Ты же у нас силач! А если не принесешь, обеда и ужина не будет не только для папы, но и для всех нас.

Слоненок еще немного походил по комнате… Потом вдруг у него заурчало в животе, и он подумал…

«Ладно, - решил Слоненок, - я схожу за водой и быстро вернусь. Одна нога здесь – другая там! »

Пришел он к водопою, зачерпнул воды и … замер.

Слоненок позабыл о том, что хотел побыстрее вернуться домой. Ему вообще расхотелось уходить. Зверята смеялись так заразительно, что он тоже начал потихоньку посмеиваться и слегка притопывать, как будто собираясь пуститься в пляс.

Наверное, еще немного – и он бы подошел к зверятам и сказал…

Но тут Мартышка, раскачивавшаяся на лиане, как на качелях, крикнула:

- Эй, Носатик! Давай поиграем.

Но увы, Слоненок этого не знал. Он вдруг почувствовал себя таким некрасивым, смешным и неуклюжим! «Носатик… » Чего она обзывается? Засопев от обиды, Слоненок подхватил хоботом ведро и помчался домой.

- Все! Никогда я больше не пойду! – с порога заявил он – Лучше я умру с голоду.

5. Рисование «Я один» Нарисуйте себя, когда вы испытывали чувство одиночества. Как вы победили это чувство?

Занятие 6. «Мое настроение»

Цель: Способствовать осознанию ребенком сути проблемы. Формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенок испытывает дискомфорт.

Приветствие: «Поздороваться разными способами». Ведущий предлагает участникам по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия предлагает ведущий (за руку, локтем, носом и т. д.)

 «Качели» Дети имитируют качание на качелях. Выразительные движения:

1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Основная часть:

1. Беседа «Когда мне бывает плохо… »

- Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует? (волнение, гнев, досаду, обиду)

- Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо. Что вам хотелось сделать?

- Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы почувствовать себя лучше?

Психолог обобщает детские ответы и подводит к выводу о том, что чем взрослее человек, тем он более становится самостоятельным, и ему нет необходимости обращать на себя внимание, капризничать. Он сам может решать возникшие проблемы или обратиться за помощью. Частые жалобы могут вызвать у окружающих недоверие.

2. «У меня плохое настроение»

Взрослый предлагает всем детям представить, что у них плохое настроение, а к ним пришли гости:

К вам уже пришли гости — как вы себя будете вести?

Вы попытаетесь поднять свое настроение? Почему? (Чтобы не испортить настроение другим.)

3. Игра «Отыщи свою обувь»

Играющие становятся в круг и снимают с ноги (левой или правой) ботинок, тапочек или туфлю. Затем надевают на глаза повязки, несколько раз поворачиваются вокруг своей оси. В это время обувь перемешивают в общей куче. По команде ведущего игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою, становятся на место, надевают, зашнуровывают, застегивают свою обувь и только тогда снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все сделал быстро и правильно.

4. Сказка «Шел король Боровик»

через лес напрямик,

Он грозил кулаком, и стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи.

(Какое настроение было у короля Боровика? Почему? Как вы узнали, что он был зол и рассержен)

Пришел король Боровик домой сердитый и злой. Захотелось ему хоть на какое-то время тишины и покоя, чтобы никто его не тревожил. Думал, думал, как это сделать, и придумал! Нарисовал он своё плохое настроение в виде плохой погоды. Вот так (ведущий показывает рисунок): темные, грозовые тучи и яркие молнии. Повесил рисунок на дверь и сказал: «Посмотрим, догадается ли кто-нибудь, что рисунок – это прогноз моего настроения? ».

Потом он включил тихую, спокойную музыку, лёг на диван и стал вспоминать, что хорошего было в его жизни. (В этот момент включается релаксационная музыка, далее рассказ идёт на её фоне). И тогда ему захотелось мысленно изменить свой «плохой» рисунок: исчезли молнии; темные, грозовые облака стали становиться всё светлее и светлее; из-за туч стало проглядывать солнышко всё больше и больше. И вот, наконец, осталось только яркое солнце, которое радуя всех своим сиянием, словно говорит: «Нарисуй солнышко в своём сердце и тебе станет хорошо! ».

Проходил мимо зайчик по кличке «Добряк», услышал необычную красивую музыку и решил зайти к королю в гости. Но когда он увидел на двери рисунок с изображением плохой погоды, он сразу понял, что на какое-то время короля надо оставить в покое. Через час он увидел на двери у короля рисунок с ярким солнцем и понял, что теперь он будет у него желанным гостем.

(Музыка звучит ещё в течение 3 минут; детям предлагается думать о приятном.)

1) Каким способом король Боровик показал, что у него плохое настроение?

2) Почему зайчик решил не идти к королю?

3) Как зайчик узнал, что у короля хорошее настроение?

4) Как можно показать другим людям, какое у вас настроение?

5) Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

6) Что делать, чтобы плохое настроение стало хорошим?

7) Перечислите мысли, создающие хорошее настроение.

Учим приёмы, помогающее исправить плохое настроение.

Вывод: Всё будет хорошо, если:

• слушать спокойную музыку;

• думать о хорошем и приятном;

• мысленно заменить рисунок «плохой» погоды на «яркую и солнечную»;

• «зажечь» солнышко в своём сердце;

• танцевать. ….

Вывесить плакат, где перечислены мысли, создающие хорошее настроение. Вместе с детьми придумать условные обозначения приемов. Например: танцевать – танцующие человечки; «зажечь» солнышко в своём сердце – сердце с солнцем внутри и т. п.

- «Если вам хочется, чтобы к вам никто не подходил, потому что у вас плохое настроение, вы можете дать нам это понять. Сделать это можно так: показать рисунок с «плохой погодой». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое, а когда захотите «дать отбой», скажите об этом или покажите рисунок с «хорошей погодой».

5. Рисунок «Мое настроение» А сейчас пусть каждый нарисует своё настроение, чтобы мы смогли составить прогноз – у кого солнышко в душе, а у кого тучи.

Занятие 7 «Я сержусь»

Цель: Закреплять умения снимать агрессивность.

Приветствие: “Импульс”. Взявшись за руки, надо передать друг другу дружеское рукопожатие. При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кто передает импульс

 «Петрушка прыгает» Играющие изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Основная часть:

1. Беседа «Я сержусь, когда… »

-Когда человек сердится, что он делает?

- Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты сердишься.

- Определи и расскажи, какого цвета твой гнев

- На кого ты сердишься больше всего, на что ты злишься? Как ты справляешься со своим гневом?

2. Игра «Брось мяч и скажи, на что ты сердишься, гневаешься больше всего», Тот, у кого в руках мяч, говорит: «Я сержусь, когда. »

3. Трюк «Тарзана”. Дети сжимают пальчики в кулачки, бьют ими себя в грудь и громко кричат.

4. Сказка «Могучий дуб и маленький кабанчик» (Р. М. Ткач)

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя! » Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.

Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и. не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. — Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может. » И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.

— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.

— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб. - Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.

— Почему? — огорчился кабанчик.

— Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто-часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать? »

Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:

— Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.

— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик. — Какие слова?

— Волшебные — раздался вдалеке голос улетающей птицы.

В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.

Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой,

бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста.»

И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.

В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

5 Рисунок «Я сержусь» Нарисуй, на что ты сердишься, на что ты злишься. Эта страница поможет тебе остудить свой гнев, свою злость. Это шипящая страница, она остужает горячие эмоции, она поможет тебе, когда ты очень злишься на кого-нибудь или на что-нибудь. Она поможет тебе и в том случае, когда ты злишься на самого себя. Это самая большая злость. Нарисуй и её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно - развивающее занятие по развитию эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»

Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...

Коррекционно-развивающая программа на развитие эмоциональной сферы для детей старшего возраста 5-6 лет

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вн...

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей 6 - 7 лет.

    Основная  цель – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, коррекция нарушений разв...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)

Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...