Основные формы и методы работы с детьми с ОВЗ по эмоциональной и социальной подготовке к школе
методическая разработка по коррекционной педагогике

Князева Катерина

В современном обществе резко актуализируются многочисленные проблемы детства. Количество детей с раз­личными проблемами и особенностями  в физическом и психическом развитии  резко увеличивается. Эти дети испытывают существенные трудности адап­тации к условиям образовательных учреждений, не осваивают учебные программы, часто не готовы к школьно­му обучению. В этой связи проблема начала обучения в школе предстаёт в новом свете, на первый план для её изучения выдвигаются новые аспекты, в том числе касающиеся детей с особенностями развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основные формы и методы работы с детьми

 с особенностями развития по формированию эмоциональной и социальной подготовки к обучению в школе» C:\Users\dou23\Desktop\tn3_0_12910100_1534728937.jpg

Педагог-психолог: Князева Е.В.

                СЛАЙД 2. В современном обществе резко актуализируются многочисленные проблемы детства. Количество детей с различными проблемами и особенностями  в физическом и психическом развитии  резко увеличивается. Эти дети испытывают существенные трудности адаптации к условиям образовательных учреждений, не осваивают учебные программы, часто не готовы к школьному обучению. В этой связи проблема начала обучения в школе предстаёт в новом свете, на первый план для её изучения выдвигаются новые аспекты, в том числе касающиеся детей с особенностями развития.

        СЛАЙД 3.        На успешность воспитания и обучения  детей с особенностями развития влияет не только грамотная организация занятий и содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка,  его познавательную  и эмоциональную активность.

        Формы работы педагога-психолога с детьми с особенностями развития делятся на:  индивидуальные, подгрупповые и групповые.

         При организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с особенностями развития,  ребенку нужно давать задания умеренной сложности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. 

        Подгрупповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная).  Основания для комплектации подгруппы: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом важно, в первую очередь, обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

        Фронтальная форма работы со всей группой. Достоинством этой формы является четкая организационная структура, единое содержание, возможность взаимодействия детей, а недостатком трудности индивидуализации обучения.

        СЛАЙД 4. Коррекция эмоциональной  и социальной сферы детей с особенностями развития - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Поэтому во время групповых и индивидуальных занятий, педагог-психолог должен использовать разнообразные методы коррекции для формирования и развития эмоционально-волевого компонента.

СЛАЙД 5.Телесно-ориентированные методы

Телесно-ориентированные методы позволяют детям снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается еще и в том, ребенок может и вовсе не осознавать тех негативных эмоций, которые у него есть.

Условно работу в рамках данного метода можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной психолог создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение.

Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» негативные эмоции.

          Это помогает  выплеснуть негатив, создает позитивные эмоции и опыт положительных отношений между детьми, детьми и взрослыми (эмоциональный аспект), а также учит общаться — узнавать чувства и желания окружающих и лучше понимать себя (коммуникативный аспект).

СЛАЙД 6. Арт-метод– 

это наиболее удачный  метод работы с трудными проблемами.  Этот метод дает возможность выразить ребенку свой внутренний мир(эмоции, чувства, сомнения, конфликты)  через творчество.

Наибольшее значение это имеют для особенных детей. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. В основном используются средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.  Арт-методы дают им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Популярность  арт- методов обусловлена мягкостью, но при этом  высокой эффективностью, широтой применения и относительной краткосрочностью.

В работе с особенными детьми  использование арт-методов помогает выразить  эмоции, чувства с помощью рисования, музыки, танца, сказки и др.

СЛАЙД 7. Игровой метод

Игра является не только одним из самых любимых занятий детей, но и ведущей деятельностью. Она представляет собой довольно эффективный коррекционный метод для работы с детьми, имеющими абсолютно разные особенности.

Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем негативные эмоции.

При выборе игровых методов  нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия.

Возможно использование дидактических игр, игр с куклами, игр в песок.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

2. Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

СЛАЙД 8. Информационно-коммуникационный метод

Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образование, так как такая интеграция способствует эффективному решению проблемы поиска баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Для работы с особенными детьми сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные средства.

Первый плюс использования данного оборудования с точки зрения психолога: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация, как мы знаем, залог успеха любой деятельности. Уникальные обучающие свойства подходят всем детям, включая детей с особыми потребностями.

Второй большой плюс работы на интерактивном оборудовании – это развитие коммуникативных способностей. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делиться своими эмоциями.

СЛАЙД 9. Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция – восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус,  вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепции)  и объединение этой информации в целое.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с особенностями эмоциональной сферы, поведения, двигательными нарушениями, расстройством аутистического спектра, задержкой речевого и психического развития, трудностями во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации.

СЛАЙД 10. Дети с особенностями  развития чрезмерно фиксируются на одном раздражителе. Их мир хаотичный и раздробленный – это так называемая дисфункция сенсорной интеграции, т.е. неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, чтобы получить точную картину реального окружения.

Дисфункция вызывает множество проблем в поведении. Устраняя дисфункцию, можно устранить и поведенческие проблемы. Дети с нарушениями развития не могут сознательно регулировать ситуацию и свои эмоции, отсюда  и возникают  нарушения поведения.

Дисфункция бывает двух видов:

Гиперфункция – повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, которая проявляется в виде пассивных (отрешение от происходящего) или активных (агрессия) форм защиты.

    Гипофункция – снижение чувствительности к сенсорным стимулам.

   Дисфункция сказывается на познавательной деятельности и социальном взаимодействии.

СЛАЙД 11.  У ребенка с особенностями развития наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией раздражители, что в свою очередь, приводит к проблемам развития, поведения, обучения.  

  • Вестибулярная (чувство движения; состояние равновесия, изменение положения тела в пространстве);
  • Тактильная (информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже);
  • Проприоцептивная (информация, полученная от мышц и суставов положения тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции);
  • Слуховая (информация от звукового окружения; способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию);
  • Зрительная (способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим). Это самый мощный источник информации о внешнем мире;
  • Вкусовая (информация о вкусе);
  • Обонятельная (информация о запахе).

СЛАЙД 12. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной — недочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство.

СЛАЙД 13 Особое внимание уделяем формированию сенсорного восприятия, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

1 тактильная – проприоцептивная – вестибулярная – зрительная,

2 тактильная – слуховая – зрительная,

3 тактильная – вкусовая – обонятельная – зрительная.

Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом - зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь и интегратор всего чувственного опыта человека. Определённый порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребёнка.

СЛАЙД 14. Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. Сенсорная комната представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с особенностями, пребывая в безопасной комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Метод сенсорной интеграции поможет детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе. 

Список литературы:

1.  Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция».

Изд. «Теревинф» Москва 2012г.

 2. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2002г.

3.Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е.

 «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие ».

 Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.

 

4. Чупаха И. В., Пужаева И. Ю., Соколова И. Ю.

Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса,  2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Современные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности «Социально – коммуникативное развитие» по правилам дорожного движения

С каждым годом в нашу жизнь все плотнее входят современные информационно-коммуникационные технологии.И в системе дошкольного образования в последнее время появляется возможность наряду с традиционными...

«Основные формы и методы работы по развитию конструктивной деятельности через ЛЕГО-конструирование и робототехнику»

laquo;Основные формы и методы работы по развитию конструктивной деятельности через ЛЕГО-конструирование и робототехнику»...

консультация для воспитателей:"Основные формы и методы работы по развитию конструктивной деятельности через лего -конструирование"

Лего-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Лего-конструирование – эффектив...

Из опыта работы «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию социально-нравственных качеств»

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает...