«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Балацкая Лилиана Григорьевна

Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки» ( А. А. Лелявский).  

 

Как утверждают специалисты, изучающие работу человеческого мозга, наши ладони вместе с пальцами являются проекцией правого и левого полушарий головного мозга. Детские физиологи давно пришли к выводу, что развитие речи у детей неразрывно связано с формированием способности совершать мелкие и точные движения пальцами.

И если мы сами не способны никакими манипуляциями воздействовать непосредственно на мозг ребенка, то руки малыша тренировать мы можем и должны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»

 «Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП».

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшнее свое выступление хочу начинать со словами Жан Жака Руссо: «Если вы мне расскажите, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».

Метод сенсорной интеграции в работе дефектолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, где огромная роль принадлежит использованию дидактических игр, упражнений и правильно подобранному игровому оборудованию и направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

Сенсорная интеграция- это способность:

• Воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств

• Вычленять наиболее значимую информацию

• Анализировать информацию

• Вырабатывать соответствующую ответную реакцию. 

   Цель мастер класса: расширить поле профессионального зрения, получить новые инструменты для работы с особенными детьми, понять, как можно подключиться к игре, как сделать ее более созидательной. Научиться расширять рамки восприятия ребенком окружающего мира.

  В ходе мастер-класса участники познакомятся с методами и приемами работы с детьми по коррекции сенсорных расстройств. Каждый желающий сможет принять участие в игре, превратиться в ребенка и окунутся в атмосферу собственных ощущений. Узнаете, как о привычных, так и о неожиданных свойствах различных предметов, научитесь владеть собственным телом и взаимодействовать с внешним миром.

В мастер-класс включены упражнения на все основные области сенсорной системы:

- вестибулярная (баланс, ориентация собственного тела в пространстве)

- тактильная (стимуляция кистей рук, стоп, лица, поверхности тела);

- зрительная (развитие зрительного восприятия);

- обонятельная (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности);

- вкусовая (презентация вкусовых раздражителей);

- проприоцептивная (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства, ощущение собственного тела).

Рекомендации по использованию игр и упражнений по сенсорно-интеграционной коррекции

  • Упражнения направлены на развитие потенциала, который не в полной мере развит у ребенка.
  • Перед началом упражнений необходимо повести предвариельную оценку развитию ребенка, для оптимального подбора соответствующих игр.
  • Необходимо постепенно вводить в игровую деятельность ребенка упражнений сенсорно-интегративной коррекции.
  • Упражнения целесообразно делать регулярно и систематически.
  • Игры можно использовать в любой удобный режимный момент (перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке)
  • Целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развит, а постепенно вводить стимуляцию слабых каналов.

 

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого мы принимаем, различаем и обрабатываем ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибуляторную.

Целью этого процесса является планирование и выполнение соответстующих действий в ответ на сенсорный раздражитель - внешний или внутренний.

Это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

  1.  Интеграционные игры и упражнения для вестибулярной системы.

 «Ухо и нос» Эту игру можно провести, сидя за столом. Всем предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха. По хлопку ведущего необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой – за нос. Сначала промежутки между хлопками длинные, а потом ведущий увеличивает темп игры, и промежутки между хлопками становятся все меньше и меньше. Побеждает тот, кто дольше всех продержался и не запутался в руках, носах и ушах.

 «Между двух берегов» Материал: две скакалки кладем рядом с друг другом, начиная с расстояния 50 см, постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Задача - ходьба между линий, стараясь не наступать на края.

 «Мыльные пузыри» Используются мыльные пузыри, необходимо ловить сначала левой рукой, затем правой.

  1. Интеграционные упражнения для тактильной системы

«Поймай киску» Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания и скорости реакции у ребенка. Ход игры: Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

Различные игры с использованием сенсорных коробочек с разными наполнителями. (ПОДНОСЫ)

 Игры с искусственным снегом. Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности. Ход игры: Невероятно воздушный, мягкий и шелковистый, а самое главное — холодный на ощупь снег. И что очень понравится вашим деткам, что из него можно лепить! Например, попробуйте слепить маленького снеговика! Я для детей высыпала этот снег в большой поднос, так у них теперь то гонки по зимней трассе, то танковые сражения на снегу.

  1. Интеграционные игры и упражнения для гравитационной системы
  • Хождения по гимнастической скамейке.
  • Игра «Перейди через пропасть». Под присмотром взрослого ребенка   предлагается перейти с одной возвышающейся поверхности на другую, не становясь на пол.

  1. Интеграционные упражнения для зрительной системы

«Сложи полоски» Нарезаются полоски, отличающиеся длиной на 1 см. Диапазон полосок от 3 см до 16 см. Кто быстрее сложит полоски в лесенку, но не соприкасаясь с друг другом. Нажимает на звонок.

  1. Интеграционные упражнения для слуховой системы

«Определи, что слышится» Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Шумы могут быть записаны на телефон и отражать шумы окружающего мира (мурлыкание кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь и т.д.) – ребенку необходимо определить, что за шум.

«Шумящие коробочки» Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет. Вариант: ребенок находит одинаковые коробочки. Вариант: ребенок определяет на слух много предметов в коробочке, мало или один.

  1. Интеграционные упражнения для обонятельной системы

Игровое упражнение «Поможем Тузику». Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное. Материал: разложены по пластиковым одноразовым стаканчикам продукты питания: хлеб, шоколад, фрукты; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста. Ход игры: предложить детям от имени Тузика, который потерял нюх и зрение, определить по запаху съедобные для него продукты.

Игровое упражнение «Фрукт или овощ?» Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.  

Материал: разложенные по  пластиковым одноразовым стаканчикам кусочки фруктов и овощей (банан, огурец, яблоко,  апельсин, лимон, лук и т.д.). Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

7. Игры и упражнения с использованием пособия «Прозрачный мольберт»

Коррекционные задачи при использовании «Прозрачного мольберта»:
1. развитие зрительного восприятия.
2. Развитие осязания, тактильной чувствительности.
3. Развитие общей и мелкой моторики.
4. Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения,

5. Развитие пространственных представлений.

1.Рисование кремом или пеной

Задачи: Развитие зрительного, тактильного восприятия. Закрепление знаний о времени года – зима. Ход: Рисуем на стекле зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем или пену. На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз. А пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.

Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.

2. Упражнение «Рисуем портрет»

Задачи: Знакомим с частями лица, Ориентировка в пространстве, развитие зрительно - моторной координации.

Ход: Ребенок рисует на стекле контуры и элементы своего лица другого глядя на себя в зеркало .

Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало. Проговорите вместе с ребёнком, какие у него волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза.

 

 Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция, происходит положительная динамика в развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений...

Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе мате...

Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...

Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

Данный материал содержит опыт работы педагога психолога по использованию элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ...