Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике

Аперонова Ирина Вячеславовна

Данный материал содержит опыт работы педагога психолога по использованию элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sensornaya_integratsiya.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно – развивающей  работе с детьми с ОВЗ

Педагог-психолог: Аперонова Ирина Вячеславовна

       Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.

     Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

         Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников.

       Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

        Создателем метода сенсорной интеграции является  Джин Айрес, логопед, психолог, трудотерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.  

 Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.

У  детей с ОВЗ отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации,   зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Я считаю, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

 Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов,  увеличивают словарный запас. Например игры с использованием логических блоков Дьенеша, коробчки форм, игры-сортеры, предметно- манипулятивные игры, а также игры, созданные своими руками из подручных материалов: игры «заплатки», мандалы и  сенсорные дорожки, на которых дети выкладывают разноцветные камушки.  Игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя.

Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.

            Слуховое восприятие начинается с акустического внимания. Ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, самому попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия.

Зрительные и слуховые ощущения развиваются при подборе «музыки». Дети ищут одинаковые  «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. От шума в коробочке стимулируется слух. А также игры с музыкальными инструментами, которые они отгадывают по звуку.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.

Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений. Во время игр с «грязными» материалами развиваются сенсорные ощущения, ребёнок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт.

 Развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности, некоторые из них я охотно использую в своей работе:

-лепка из шарикового пластилина;

-работа с кинетическим песком, способствует укреплению мышц кистей рук, развитию мелкой моторики;

-пальчиковая живопись на прозрачных мольбертах, в качестве которых служат «тейбл-тенты». На таких мольбертах можно использовать не только краски, но и детский крем в качестве фона, имитирующего «запотевшее окно», на котором можно изображать различные рисунки, а также пену для бритья, бумагу, кусочки ваты и другие материалы для творчества.

- рисование на песочном световом столе способствует снятию психо-мышечного напряжения, тактильного восприятия, и творческого воображения;

- игры с цветным песком и крупой развивают мелкую моторику рук;

 -игры-сортеры из подручного материала для нанизывания бусин и трубочек, которые тренируют мелкую моторику и координацию движений пальцев;

- использование сенсорных коробок с различными наполнителями (крупы, песок, вода, искусственный снег, древесная стружка, разноцветные камушки, ракушки, шишки и др.), в которых дети ищут спрятанные предметы, при нахождении у детей появляются положительные эмоции, на фоне которых стимулируется речь;

- созданная мною игра для развития тактильных ощущений «сенсори -клок», на которой расположены по кругу 12 отверстий «норки» из ткани, и различные предметы (тактильное лото, цифры, формы, животные, игрушки), которые дети должны найти на ощупь. Данная игра развивает не только тактильные ощущения, сенсорные эталоны у детей, но и повышает положительный эмоциональный фон, стимулирует речь.

- тактильные мешочки с различными наполнителями;

- сухой душ- стимулирует тактильные ощущения, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, способствует снятию эмоционального напряжения.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук, поэтому в своей работе я использую традиционную пальчиковую гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению тактильной чувствительности.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сенсорной коробке» способствует стимуляции  тактильно-двигательных ощущений,    нормализации мышечного тонуса,  формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.  От шума в коробочке стимулируется слух, зрительные ощущения. Обогащается чувственный опыт ребёнка (фактура материала).

Изготовленные мною  массажные ладошки на которых закреплены аппликаторы «Кузнецова», а также использую в своей работе массажные мячи, кольца  и шары  Су Джок, которые способствует развитию памяти и внимания, стимулирует речевую активность.

Каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции  вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

 Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов. Исходя их результатов промежуточной диагностики можно сделать вывод что у детей младшего дошкольного возраста наблюдается значительная положительная динамика в развитии восприятия, а также повышение положительного эмоционального фона.

 Кратко обобщив все вышесказанное, я вижу, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»

Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...

Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений...

Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе мате...

Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС

Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС....

Мастер-класс для родителей: «Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ТМНР».

Метод сенсорной интеграции в работе учителя- дефектолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, где огромная роль принадлежит использованию дидактических игр, упражнений и правильно подоб...

Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Сенсорная интеграция, развивающаяся детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой более сложной интеграции, сопровождающей чтение, пис...

Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми ОВЗ

Цель: ознакомление  с понятием «логосенсорная интеграция», с видами тематических сенсорных коробок  и с их  использованием  в образовательном процессе....