Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Костина Алина Руслановна

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть. Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств   (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

 "Интересно" - это «детское» определение сенсорной интеграции.

Создателем метода сенсорной интеграции является  Джин Айрес, логопед, психолог, трудотерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.  

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. С помощью ощущения ребёнок  познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые  непосредственно воздействуют на его органы чувств.

Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует.  Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. 

Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.

В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.

 Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.

Одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС Работу выполнила: Учитель-дефектолог ГБУСО КО «Особый ребёнок» Костина Алина Руслановна

Слайд 2

Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать , как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается. Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знания. Чем правильнее работает сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг выдает больше адекватных ответов . Сенсорная интеграция: 1 . Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге. 2. Организует информацию, полученную с помощью органов чувств. 3 . Наделяет значением испытываемые нами ощущения, отбирая нужную информацию. 4 . Позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой находимся. 5 . Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Слайд 4

При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции необходимо помнить : Ребенок не может понять и объяснить проблемы, т.к. процессы происходящие в мозгу, контролю не поддаются. Нарушения проявляются у каждого ребенка по разному . Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции . Ребенок может иметь отклонения в работе одной сенсорной системы, другие могут работать нормально. Различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.

Слайд 6

Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно: 1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий . 2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников. 3 . В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой. 4 . Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой. 5 . В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком. 6 . На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития. 7 . Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.

Слайд 7

«Найди такую же коробочку» Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с разными крупами. Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы - горох, гречневую и манную крупы, рис. Коробочек одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материал главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Один набор коробочек положите перед ребенком, другой возьмите себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Сначала используйте по паре коробочек с разными наполнителями, а затем количество пар коробочек постепенно увеличивайте.

Слайд 8

В данном упражнении требуется найти одинаковые крышки только по цвету или только по расположенному на них материалу. Дети с удовольствием с закрытыми глазами ощупывают крышечки и находят на них схожие предметы. «Тактильные крышечки». Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику. Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста. Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, бисер, крупы) Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек. варианты игры) 1).«Найди пару» Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы. Ход игры : предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям. Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка. 2)."Найди не похожие крышечки» Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы. Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д. 3)."Угадай на что (кого) похоже" Эта игра для детей 5-7 лет Цель: находить ассоциации тактильным ощущениям. Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий - лягушка.

Слайд 9

Цель занятий: исследовать свойства тканей, ознакомится с их особенностями, научится различать ткани по качеству. Примеры заданий: - Учитель достает лоскутки тканей и укладывает их попарно. Из двух сильно отличающихся между собой пар нужно ощупать большим и указательным пальцами по одному образцу. Кусочки перемешиваются, учитель дает ребенку один кусочек ткани. Ребенок должен выбрать аналогичный среди остальных кусочков. Другие пары тканей вводятся во время занятия постепенно. - Нужно отличить ткани по визуальным признакам. Ребенку предлагается отыскать пары образцов с закрытыми глазами. (Закрывая глаза ребенок лучше концентрируется на тактильных ощущениях). Преподаватель сообщает детям различия тканья: нежное - грубое, прочное – рыхлое. Ребенок должен упорядочить ткани по типу тканья. Предложить ребенку исследовать и описать свойства тканей его одежды. Определить свойства текстильных вещей в помещении. В процессе занятия у детей развивается мелкая моторика, тактильные ощущения, сенсорная память.

Слайд 10

"Найди два одинаковых мешочка по содержимому« Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений подбирать мешочку пару. Сенсорные/тактильные мешочки с различными наполнителями развивают мелкую моторику, слух, зрение, обоняние, осязание, привлекают малыша разнообразием "начинок" и ощущений. Для самых маленьких - с 3-х месяцев просто даём малышу ощупывать мешочки, учим прислушиваться к звукам и объясняем ощущения: мягко, твёрдо, "как песочек", шуршит, гремит и т.п. Ребёнку постарше, с 2-3-х лет предлагается на ощупь определить, что спрятано внутри мешочка, найти мешочек, используя образец наполнителя, найти парные мешочки по цвету либо по наполнителю.

Слайд 11

Один из вариантов стимуляции зрительного восприятия для развития малыша – черно-белые картинки . Цель: фиксация взгляда, содружественные движения обоих глаз, распознавание глубины, развитие зрительно-тактильных реакций, пространственное восприятие. располагать черно-белые картинки можно не ближе, чем на расстоянии 30 см от глаз малыша. Именно в этой зоне ему удобнее всего фокусировать на них взгляд.



Предварительный просмотр:

Что такое сенсорная интеграция?

Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психолог из штата Оклахома (США), в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем - теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка. Дж. Айрес увидела проблему, мешающую развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка на земле, которую до нее не понимали, не диагностировали и не замечали. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.

Никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение - удерживать равновесие, равновесие - ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима стимуляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками. С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важные, необходимые и отбраковать ненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. Если ребенок родился здоровым и его сенсорная стимуляция нормальна, то у него нет проблем с развитием двигательных навыков, речи и поведения. Для детей же, имевших в начале жизни какие-либо нарушения сенсорной стимуляции, процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным. У таких детей развиваются различные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции. То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Легчайшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребенок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается. С возрастом проблемы множатся и возникают трудности с развитием, обучением в школе и поведением. Всем хорошо известны основные сенсорные системы: зрительная, слуховая, вкусовая и обонятельная. Эти «внешние» чувства отвечают на стимулы окружающей среды. Однако, есть в нашем теле и «внутренние» чувства: интероцептивное, тактильное, проприоцептивное и вестибулярное. Эти системы чувств, ориентированные на тело, действуют вне сознательных мыслей, и мы не можем контролировать их работу. Опишу вкратце каждую из них. Интероцептивная: ощущения, поступающие от внутренних органов (например, частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод, возбуждение, смена настроений и т. д.). Тактильная: ощущения от прикосновений, давления и т. п. Дети, имеющие тактильную дисфункцию, часто испытывают затруднения с приемом пищи, мимикой, артикуляцией, поскольку они не имеют соответствующей информации от рецепторов, расположенных в области лица и рта. Проприоцептивная: ощущение положения тела в пространстве, получаемое от мышц, связок и суставов. Некоторые часто встречающиеся признаки проприоцептивной дисфункции - это неуклюжесть, невозможность адекватно оценить положение тела в пространстве, трудности в обучении новым моторным навыкам. Моторные же навыки глубоко связаны с речевой деятельностью. Вестибулярная: ощущения движения, силы тяжести и равновесия.

 Попытаемся классифицировать симптомы нарушения восприятия информации по сенсорным системам.

 Слух: ребенок боится неожиданных или громких звуков; закрывает уши руками; не может гулять по шумной улице; выглядит рассеянным в шумном окружении.

Зрение: ребенок предпочитает находиться в темноте; ему трудно преодолевать ступеньки; избегает яркого света; напряженно смотрит на людей или предметы; избегает контакта «глаза в глаза».

Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы; не переносит крепких запахов. Положение тела: ребенок постоянно пробует разные виды двигательной активности; хватается за других людей, мебель, предметы; имеет слабую мускулатуру, легко утомляется; ходит на цыпочках.

Движения: ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряет почву под ногами; избегает подъемов, лазания и прыжков; не любит играть на спортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности.

Прикосновения: ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем, песком, красками и т. д.; чрезмерно чувствителен к определенным тканям (одежде, постельному белью); не любит прикасаться к людям и предметам; избегает ходить босиком, особенно по траве и песку; у него понижена болевая и температурная чувствительность.

Внимание, поведение и общение: ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть; плохо концентрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; кажется тревожным; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражать эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»

Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...

Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений...

Методы речевого развития. Элементы сенсорной интеграции в логопедической работе.

ull;Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.•  Нельзя развить речь, е...

Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...

Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

Данный материал содержит опыт работы педагога психолога по использованию элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ...