Дети дошкольного возраста с нарушением речи (логопаты)
презентация по коррекционной педагогике

Бурова Мария Алексеевна

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopaty.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети дошкольного возраста с нарушением речи (логопаты)

Слайд 2

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обуславливает тем, что дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головную боль, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (то есть несформированность общего и орального праксиса ).

Слайд 3

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видам деятельности (то есть быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства.

Слайд 4

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причём это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности.

Слайд 5

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на занятии, встают, ходят по группе. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующие функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работа способность.

Слайд 6

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями Психическое состояние этих детей не устойчиво, в связи, с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учёбе. Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны , легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителей и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Всё это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами .

Слайд 7

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. Система специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжёлыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. XX в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.

Слайд 8

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп. Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Группа для детей с общим недоразвитием речи. Группа для детей заиканием. Также существуют: Специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа; Логопедические пункты в детских садах общего типа

Слайд 9

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. . Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам имеющим речевые расстройства.

Слайд 10

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребёнка , в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей.

Слайд 11

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. Детский психоневрологический санаторий (дошкольный) оказывает помощь как детям, страдающим различными неврологическими заболеваниями, так и детям с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, заиканием.

Слайд 12

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. Независимо от типа учреждения логопедическая помощь, которую получают дошкольники с речевыми нарушениями, осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогического воздействия . Оно предполагает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов ( логопеда, врача, психолога) соответственно нуждам ребёнка с речевой патологией.

Слайд 13

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. Требования к педагогу, при общении с дошкольниками, имеющими речевые нарушения: речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. общий фон поведения педагога и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребёнка желание сотрудничать педагогу необходимо психологически поддерживать ребёнка. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрений и т.п. Детям, имеющим трудности в обучении, необходим более благоприятный (облегчённый) режим обучения.

Слайд 14

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОБОРУДОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА И СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И КОММУНИКАЦИИ Комната психологической разгрузки ( сенсорная комната) В обобщённом виде оборудование сенсорной комнаты включает: мягкую среду, которая представлена мягкими напольными и настенными покрытиями, пуфиками с гранулами, сухим бассейном, тактильными дорожками для ног и др.; интерактивное оборудование: различные виды настенных или напольных панелей со световыми и звуковыми индикаторами, интерактивные доски и столы; панно и приборы, настенные модули для сравнение цветов, геометрических форм, величин, развития подвижности рук, развития стереогностического чувства и т.п.; светильники, прожекторы и приборы со световыми и звуковыми эффектами и т. п.; экосреду : комнатные растения, различного типа мобайлы , панно, фонтаны, приборы для гидро - и ароматерапии и т. д.

Слайд 15

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. Спортивное оборудование тренажеры детские и подростковые: велотренажеры, различные виды беговых дорожек и т. п.; спортивные комплексы (в различной комплектации и модификации); дополнительное оборудование: маты настенные и напольные, надувные и стационарные батуты, полифункциональные многопрофильные модульные комплексы (в различной комплектации и модификации), подвесные цилиндры, гимнастические палки и гантели, гимнастические скамейки и лесенки с разным количеством ступеней , игровые обручи, мячи надувные и резиновые разного размера, веревочные и канатные лестницы, различные коврики и дорожки и т.п.

Слайд 16

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. Оборудование для игр и занятий наборы для пескоакватерапии : столики-ванны для игр с песком; песочной терапии: наборы резиновых, пластиковых игрушек, совочки, ведёрки, грабли и т.п.; конструкторы разной величины и наборы фигур для плоскостного и объемного конструирования, наборы типа « Лего » и т. п. оборудование для творческих занятий: театральные ширмы, наборы кукольных, теневых и пальчиковых театров, фланелеграфы , мольберты, доски и панели для работы с пластилином и глиной, клеёнчатые фартуки и т.п.; развивающие и обучающие игры: различные виды домино, головоломок; игры для развития интеллектуальных, сенсорных, моторных возможностей детей,для формирования практических и социальных навыков; компьютерно-аппаратный комплекс типа Пабло Систем ( Pablo System Tyromotion ) с соответственными лингводидактическими комплектами.

Слайд 17

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. Оборудование для игр и занятий

Слайд 18

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. Игровая среда: игровые наборы для девочек: по уходу за куклами, детьми, для уборки, глажки, набор «Парикмахерская», «Магазин», «Набор Принцессы» и т.п.; игровые наборы для мальчиков: набор доктора, водителя, набор инструментов, набор пожарника и полицейского и т.п.; качалки, горки: качалка-улитка, качалка-рыба, горки пластмассовые большие и малые, раскладные столики, сборные детские пластмассовые домики, палатки и т.п.; игрушки: мягкие и твёрдые различного размера, плюшевые и выполненные из различных материалов – пластмассовые, резиновые, деревянные (машинки, куклы, мячи, кубики, пирамидки).

Слайд 19

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. Оборудование логопедического кабинета v Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи и полки для оборудования; v Зеркала: настенные большое зеркало, с ширмой, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей; v Зонды логопедические: массажные и для постановки звуков. Шпатели, резиновые соски-пустышки, средства для санитарной обработки инструментов(емкость малая и средняя, спиртовой раствор, ватные диски, палочки, салфетки, марля, марганцовка и тд ); v Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы: модели предметов, муляжи, натуральные предметы; v Альбомы для обследования; v Наборы игр и игрушек, тематических картинок; v Наборы наглядно-графической символики; v Дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия, целый предмет и его части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, слова-антонимы, слова-синонимы, слова с переносным значением;

Слайд 20

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России. v Дидактические пособия для развития грамматического строя речи по темам ; v Пособия по развитию связной речи: сюжетные картины, серии картин, наборы предметных и сюжетных картинок, игрушки, предметы для составления рассказов, сборники сказок и тд .; v Пособия для развития оптико-пространственных представлений: листы бумаги, плоскостные и объёмные геометрические фигуры, настенные и настольные панно, модули, лабиринты; v Пособия для моторно-графических навыков чувствительности и подвижности рук: конструкторы, ручки, карандаши, глина, пластилин и тд .; v Пособия для обучения элементам грамоты, печатные материалы, разрезная азбука, схемы слов и тд .; Важно не только оснащение кабинета, но и обеспечение его грамотного систематизирования, а именно: логопедическая документация – индивидуальные речевые карты, тетради для индивидуальных логопедических занятий, планирование индивидуальной и подгрупповой работы по периодам обучения, тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда, отчет логопеда о проделанной работе(в конце учебного года), график и тематика проведения родительских собраний и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра созд...