СТАТЬЯ «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»
статья по коррекционной педагогике

Егорова Светлана

СТАТЬЯ «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Современные условия образования предъявляют высокие требования не только к педагогу работающему в специализированных коррекционных учреждениях, но и к педагогам которые работают  в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Все больше педагог сталкиваются  не только с проблемой помощи особым детям , но и своевременной выявления на ПМПК детей требующие особого внимания. Основным принципом образовательного процесса в  детском саду предусматривается как уход

и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям,

важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».[2,стр.2]

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

После вступления в силу с 1 января 2014 года нового Федерального Государственного образовательного Стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог», современный педагог, профессионал , способный адаптироваться к быстро меняющимся условиям развития общества и образования в целом.[1, стр.2.]

Современные условия образования предъявляют высокие требования не только к педагогу работающему в специализированных коррекционных учреждениях, но и к педагогам которые работают  в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Все больше педагог сталкиваются  не только с проблемой помощи особым детям , но и своевременной выявления на ПМПК детей требующие особого внимания. Основным принципом образовательного процесса в  детском саду предусматривается как уход

и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям,

важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».[2,стр.2]

Перед педагогом стоят следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. [1,стр.2]

В своей работе мы приведем способы, методы, приемы коррекционной работы , которые необходимо учитывать при организации работы с особыми детьми.

ДОУ работа строится по двум направлениям:

1) коррекционно-развивающая (которая проводится учителем дефектологом, логопедом, воспитателем и работа направлена на преодоление задержки психо-физического развития детей.

2) коррекционно-реабилитационная работа проводится врачом - неврологом, психиатром, ортопедом, инструктором ЛФК, массажистом. Так же применяется медикоментозное лечение, сегментарной точечный массаж, закаливание, по этапное гипсование, дорожки Гросса, костюмы Адели.

Основными принципами коррекционной дошкольной педагогики являются:

- принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;

- принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;

- принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности- деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

- принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

В работе с особыми детьми чаще всего используется индивидуально-дифференцированного подхода и личностно – ориентированного подхода, рассмотрим их по подробнее.

Реализация индивидуально - дифференцированного подхода во время НОД осуществляться за счет:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
  • введения специальных видов помощи, а именно:
  •  зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
  • речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания;
  • совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,
  • введение элементов программированного обучения и т.д.

Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей:

  • индивидуальность,
  • самобытность,
  • способности,
  • потребности.

Дети с отклонениями в развитии не лишены дара таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Дети поют, танцуют, рисуют, лепят, читают собственные стихи. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно- ориентированный подход в воспитании ребенка обеспечивает родителям возможность выявления у него таланта и способностей. Это, в свою очередь, позволяет обрести еще один путь, обеспечивающий вхождение ребенка в «культурную среду» - путь в искусство.

Важными характеристиками системы компенсирующего обучения являются:

-переориентация учебного процесса на развитие творческих способностей;

 -диагностический характер компенсирующего обучения;

 -личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика;

-повышенное внимание к психофизическому здоровью детей;

-развитие   познавательных возможностей, содействие нравственному становлению;

-целенаправленная коррекционно-развивающая работа;

-компенсация пробелов в социальном воспитании и обучении, существующих у ребенка по вине семьи.[3, стр.106]

Все перечисленные условия  коррекционной работы будут отражаться не только в действиях педагога, но и в нормативных документах, например у воспитателя – это комплексно-тематическое планирование. Если педагог, специалист, воспитатель владеет знаниями по специальной дошкольной педагогике и психологии, то он сможет выполнять свои должностные обязанности на высоком  профессиональном уровне, что будет благотворно сказываться на учебной  деятельности воспитанников .  Познавательный мотив будет несомненно расти, потому что вся коррекционно-воспитательная работа строится и отталкивается от ученика, от уровней его возможностей и особенностей развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. ФГОС ДОУ от от « 17 » октября 2013 г. № 1155
  2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Выпуск 4, «Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду»; Москва; Центр «Школьная книга»2010г
  3. Лекции «Специальная дошкольная педагогика и психология »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Итоговая работа курса профессиональной переподготогвки по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология"....

Эссе на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Искусство воспитания имеет ту особенность,что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически ил...

"Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии"

Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих особенности психического или физического развития. Какими з...

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессио...

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть ...

Объект, предмет, цель и задачи специальной дошкольной педагогики

Из статьи вы узнаете о целях и задачах специальной дошкольной педагогики....