Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Мельникова Лиана Сергеевна

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения.

Мария Монтессори

Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих особенности психического или физического развития. Какими знаниями и умениями должен обладать педагог, который работает с такими детьми?

Воспитание и обучение детей – это увлекательный, интересный труд, который требует от воспитателя, да и любого другого педагога, терпения, трудолюбия, творческого мышления, незаурядности, а так же нестереотипного подхода, немного чувства юмора и самое главное высокого профессионализма!

А если ребенок «особенный», который нуждается в особом отношении, то все, выше перечисленные, качества нужно иметь в двойном объеме. Педагог должен быть готов к большой ответственности и с двойной отдачей помогать детям адаптироваться и социализироваться в нашем обществе.

Таким образом, перед педагогом возникает ряд важные вопросов: 1) как в педагогической деятельности соединить требования дошкольной программы  по ФГОС и особенности разных детей, которые должны ее освоить? 2) как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? 3) как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?. В этом нам поможет разобраться  теория и методы специальной педагогики и психологии, а в частности, именно применение данных отраслей в педагогическом процессе.

Для начала хочу представиться и рассказать о себе, как я пришла в эту профессию, что подвигло на такой ответственный и важный шаг. Меня зовут Лиана, мне 31 год, имею два высших образования, первое – педагогическое, второе – юридическое. Педагогической деятельностью занималась относительно не так долго, всего год в кадетском корпусе, преподавала сразу четыре предмета (историю, обществознание, право и экономику для младших классов). Процесс обучения затягивающий, интересный, очень привлекала отдача детей на занятиях, поскольку корпус закрытый, то дисциплина там идеальная, и на уроках и внеурочной деятельности. Как я пришла к профессии воспитатель? Так сложилось, что мой ребенок имеет, среди множество диагнозов, и такой, как расстройство аутистического спектра. Потому, я как никто другой понимаю какой это сложный путь и для ребенка и для его родителей. И хочу поделиться своим опытом, своими открытиями и успехами с другими. Выбор профессии не случайный, а является частью моей жизни, это не я выбрала профессию, а она мня! Теперь в двух словах про наш детский сад.  ГБДОУ №45 – это сад компенсирующего вида, здесь разные дети, с разными расстройствами. И это именно то место, где нас приняли, меня и моего ребенка очень доброжелательно. Сад наполнен кадрами высокого профессионализма, имеющие большой опыт в данной сфере. И я со своим жизненным опытом и профессиональными навыками хорошо вписываюсь в коллектив.

Вернусь к теме эссе. Какими качествами и компетенциями обладает педагог мы разобрались, а вот что должен знать, уметь и как применить – будем разбираться дальше.

Ребенок с отклонениями в развитии в образовательном процессе, помимо получения непосредственно образования, решает ряд дополнительных задач, обусловленных наличием нарушения. Для этого ему требуются особые, специальные условия образования. К специальным образовательным условиям относится, например, наличие специальных образовательных программ, методик, средств обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление медицинской и психологической помощи, сопровождение процесса обучения специалистами и другие условия.

Дети с ограниченными возможностями – очень тонкая категория детей, без особого подхода к каждому не обойтись, здесь строится индивидуальный подход к каждому. Занятия, именно в нашей группе (дети с умственной отсталостью средней степени), строятся только на индивидуальной работе. Групповые занятия тоже имеют место быть, но основная деятельность строится все-таки на личном подходе к каждому воспитаннику отдельно.

Вся работа детского сада строится в основном  по двум направлениям:    первое – это коррекционно-развивающая (занятия с учителем-дефектологом, логопедом, воспитателем и работа направлена на преодоление задержки психо-физического развития детей);

второе направление - это коррекционно-реабилитационная работа, которая проводится врачом - неврологом, психиатром, ортопедом, инструктором ЛФК, массажистом и другими специалистами. Так же применяется медикоментозное лечение, сегментарной точечный массаж, закаливание, по этапное гипсование, дорожки Гросса, костюмы Адели и другие методы и технологии.

Теперь разберемся со структурой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего используются:  индивидуально-дифференцированного подход и личностно – ориентированный подхода.

В лекциях по специальной педагогике эти подходы описываются следующим образом:

1) реализация индивидуально - дифференцированного подхода во время НОД осуществляться за счет: дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала; индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.; введения специальных видов помощи, а именно: зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,

 речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания;

совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;

введение элементов программированного обучения и т.д.;

2) личностно-ориентированный подход. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности.

Что касается коррекционных задач воспитателя, то к ним можно отнести:

1. Развивать памяти, внимания, пополнять словарный запас во время режимных моментов.

2 Важно закреплять речевые навыки.

3. Работать над словесно-логическим мышлением.

4. Не забывать о фронтальных занятиях

5. Регулярно работать над развитием артикуляционной и пальцевой моторики и другое.

         Диагностика не входит в список задач, но является важной частью педагогического процесса. Как правило, воспитатель проводит ее в начале года и в конце, а в выпускных группах еще и в середине года. Диагностика является, хоть и короткой по временни, но очень существенной в коррекционной работе. Выявление степени развитости психических функций, физических функций, является основой для построения программы и дальнейшей коррекционной работы.

Итак, использование и реализация воспитателем специальных методов и приёмов является колоссально важной особенностью проведения коррекционных занятий, поскольку они обеспечивают самое главное -  удовлетворение образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Предоставляя дошкольникам дозированной помощи, позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Все это способствует речевому, интеллектуальному и, в некоторой степени, физическому развитию детей, а значит, успешной подготовке к обучению в школе.

Подытожить свое повествование хочется словами великого педагога и психолога Константина Дмитриевича Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Я солидарна с великим писателем, поскольку нет ничего простого в профессии воспитателя, хорошего воспитателя, который с ответственностью и усердием отдает самого себя своему делу, вкладывает большую часть своей души, и получает взамен результат своей работы в виде успехов своих воспитанников.  

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. ФГОС ДОУ от «17» октября 2013 г. № 1155
  2. Лекции «Специальная дошкольная педагогика и психология»
  3. Методический материал к курсу «Дошкольный педагог-дефектолог. Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»
  4. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения.

Мария Монтессори

Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих особенности психического или физического развития. Какими знаниями и умениями должен обладать педагог, который работает с такими детьми?

Воспитание и обучение детей – это увлекательный, интересный труд, который требует от воспитателя, да и любого другого педагога, терпения, трудолюбия, творческого мышления, незаурядности, а так же нестереотипного подхода, немного чувства юмора и самое главное высокого профессионализма!

А если ребенок «особенный», который нуждается в особом отношении, то все, выше перечисленные, качества нужно иметь в двойном объеме. Педагог должен быть готов к большой ответственности и с двойной отдачей помогать детям адаптироваться и социализироваться в нашем обществе.

Таким образом, перед педагогом возникает ряд важные вопросов: 1) как в педагогической деятельности соединить требования дошкольной программы  по ФГОС и особенности разных детей, которые должны ее освоить? 2) как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? 3) как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?. В этом нам поможет разобраться  теория и методы специальной педагогики и психологии, а в частности, именно применение данных отраслей в педагогическом процессе.

Для начала хочу представиться и рассказать о себе, как я пришла в эту профессию, что подвигло на такой ответственный и важный шаг. Меня зовут Лиана, мне 31 год, имею два высших образования, первое – педагогическое, второе – юридическое. Педагогической деятельностью занималась относительно не так долго, всего год в кадетском корпусе, преподавала сразу четыре предмета (историю, обществознание, право и экономику для младших классов). Процесс обучения затягивающий, интересный, очень привлекала отдача детей на занятиях, поскольку корпус закрытый, то дисциплина там идеальная, и на уроках и внеурочной деятельности. Как я пришла к профессии воспитатель? Так сложилось, что мой ребенок имеет, среди множество диагнозов, и такой, как расстройство аутистического спектра. Потому, я как никто другой понимаю какой это сложный путь и для ребенка и для его родителей. И хочу поделиться своим опытом, своими открытиями и успехами с другими. Выбор профессии не случайный, а является частью моей жизни, это не я выбрала профессию, а она мня! Теперь в двух словах про наш детский сад.  ГБДОУ №45 – это сад компенсирующего вида, здесь разные дети, с разными расстройствами. И это именно то место, где нас приняли, меня и моего ребенка очень доброжелательно. Сад наполнен кадрами высокого профессионализма, имеющие большой опыт в данной сфере. И я со своим жизненным опытом и профессиональными навыками хорошо вписываюсь в коллектив.

Вернусь к теме эссе. Какими качествами и компетенциями обладает педагог мы разобрались, а вот что должен знать, уметь и как применить – будем разбираться дальше.

Ребенок с отклонениями в развитии в образовательном процессе, помимо получения непосредственно образования, решает ряд дополнительных задач, обусловленных наличием нарушения. Для этого ему требуются особые, специальные условия образования. К специальным образовательным условиям относится, например, наличие специальных образовательных программ, методик, средств обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление медицинской и психологической помощи, сопровождение процесса обучения специалистами и другие условия.

Дети с ограниченными возможностями – очень тонкая категория детей, без особого подхода к каждому не обойтись, здесь строится индивидуальный подход к каждому. Занятия, именно в нашей группе (дети с умственной отсталостью средней степени), строятся только на индивидуальной работе. Групповые занятия тоже имеют место быть, но основная деятельность строится все-таки на личном подходе к каждому воспитаннику отдельно.

Вся работа детского сада строится в основном  по двум направлениям:            первое – это коррекционно-развивающая (занятия с учителем-дефектологом, логопедом, воспитателем и работа направлена на преодоление задержки психо-физического развития детей);

второе направление - это коррекционно-реабилитационная работа, которая проводится врачом - неврологом, психиатром, ортопедом, инструктором ЛФК, массажистом и другими специалистами. Так же применяется медикоментозное лечение, сегментарной точечный массаж, закаливание, по этапное гипсование, дорожки Гросса, костюмы Адели и другие методы и технологии.

Теперь разберемся со структурой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего используются:  индивидуально-дифференцированного подход и личностно – ориентированный подхода.

В лекциях по специальной педагогике эти подходы описываются следующим образом:

1) реализация индивидуально - дифференцированного подхода во время НОД осуществляться за счет: дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала; индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.; введения специальных видов помощи, а именно: зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,

 речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания;

совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;

введение элементов программированного обучения и т.д.;

2) личностно-ориентированный подход. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности.

Что касается коррекционных задач воспитателя, то к ним можно отнести:

1. Развивать памяти, внимания, пополнять словарный запас во время режимных моментов.

2 Важно закреплять речевые навыки.

3. Работать над словесно-логическим мышлением.

4. Не забывать о фронтальных занятиях

5. Регулярно работать над развитием артикуляционной и пальцевой моторики и другое.

        Диагностика не входит в список задач, но является важной частью педагогического процесса. Как правило, воспитатель проводит ее в начале года и в конце, а в выпускных группах еще и в середине года. Диагностика является, хоть и короткой по временни, но очень существенной в коррекционной работе. Выявление степени развитости психических функций, физических функций, является основой для построения программы и дальнейшей коррекционной работы.

Итак, использование и реализация воспитателем специальных методов и приёмов является колоссально важной особенностью проведения коррекционных занятий, поскольку они обеспечивают самое главное -  удовлетворение образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Предоставляя дошкольникам дозированной помощи, позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Все это способствует речевому, интеллектуальному и, в некоторой степени, физическому развитию детей, а значит, успешной подготовке к обучению в школе.

Подытожить свое повествование хочется словами великого педагога и психолога Константина Дмитриевича Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Я солидарна с великим писателем, поскольку нет ничего простого в профессии воспитателя, хорошего воспитателя, который с ответственностью и усердием отдает самого себя своему делу, вкладывает большую часть своей души, и получает взамен результат своей работы в виде успехов своих воспитанников.  


Список литературы

  1. ФГОС ДОУ от «17» октября 2013 г. № 1155
  2. Лекции «Специальная дошкольная педагогика и психология»
  3. Методический материал к курсу «Дошкольный педагог-дефектолог. Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»
  4. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Итоговая работа курса профессиональной переподготогвки по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология"....

Эссе на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Искусство воспитания имеет ту особенность,что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически ил...

"Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии"

Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих особенности психического или физического развития. Какими з...

СТАТЬЯ «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

СТАТЬЯ «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»Современные условия образования предъявляют высокие требования не только к педагогу работающему в специализированны...

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессио...

Объект, предмет, цель и задачи специальной дошкольной педагогики

Из статьи вы узнаете о целях и задачах специальной дошкольной педагогики....