Методическая разработка "Система коррекционной работы с детьми первого года жизни"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Рипуленко Елена Леонидовна

Данная методческая разработка раскрывает систему коррекционной работы сдетьми первого года жизни.

Включает в себя:

1. Основные направления коррекционно-развивающей работы сдетьми младенческого возраста с ОВЗ.

2. Четыре возрастных периода (с рождения до 3-х месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев). на каждом из которых формируются специфические функции, являющиеся показателями возрастного развития и определяющие его последовательный ход.

3. Массаж кистей рук и пассивная пальчиковая гимнастика.

4. Коррекционно-развивающие игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно–развивающие игры

с детьми 1-го года жизни

I этап

коррекционно-педагогической работы

                                                                                  (1-3 месяца)

1. Развитие зрительных ориентировочных реакций

Цель: Формирование зрительной активности, зрительной ориентировки в окружающем; развитие зрительного сосредоточения и слежения.

а) Игра «Где же наш малыш?»

Цель: Развитие умения удерживать в поле зрения лицо взрослого.

б) Игра «Подвешенная игрушка»

Цель: Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет.

в) Игра «Ванька-встанька, будь послушен!»

Цель: Развитие умения плавно прослеживать за лицом взрослого или движущимся предметом (погремушки, султанчики, резиновые пищащие игрушки, орнаменты в черно-белом изображении).

2. Развитие слуховых ориентировочных реакций

Цель: Формирование слуховой активности, слуховой ориентировки в окружающем: развитие слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве.

а) Игра «Колокольчик»

Цель: Формирование зрительно-слуховых связей.

б) Игра «Звенящий шар»

Цель: Формирование зрительно-двигательных слуховых связей

3. Нормализация положения кисти пальцев рук. Развитие

   движений руки

а) Массаж кисти

- Игра с поглаживанием (см. массаж кистей рук)

Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальцев.

- Игра с кремом

Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальцев.

- Игра «Похлопаем по маминой ладошке»

Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальцев.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот-так, вот-так, вот-так.

Своих ручек не жалеет.

б) Стимулирование хватательного рефлекса

- Игра «Мамин пальчик»

                                Гуля, гуля – голубок.

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

- Игра «Щекотка»

Цель: Стимулирование хватательного рефлекса путем вкладывания в ладошку ребенка перышка или кисточки

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду.

Что оладушек в меду.

Наша деточка в дому.

- Игра «Ленты, шнурки и веревочки»

Цель: Формирование первых движений наталкивания, схватывания и ощупывания предметов              

4. Нормализация дыхания

(В.Л. Страковская, В.Е. Ладынина. Упражнения дыхательной гимнастики для недоношенных детей 1-го года жизни, 1991)

Цель: Активизация вдоха и выдоха

5. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

(см. расслабляющий и укрепляющий массаж мышц лица, губ и языка)

6. Развитие предпосылок активной речи

а) Игра «Забава» («болтушка», «трубочка», пропевание гласных)

Цель: Стимулирование отдельных звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение взрослого

б) Игра с губками ребенка

Цель: Стимулирование повторного произнесения звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение взрослого

в) Игра «Дышим и поем»

Цель: Стимулирование гуления

                                   II этап

коррекционно-педагогической работы

                                                                                 (3-6 месяцев)

1. Развитие зрительного восприятия.

а) Игра с наручными куклами 

Цель: развитие умения прослеживать за игрушкой по кругу, вправо-влево, вверх-вниз,  лежа на спине.

б) Игра «Посмотри на меня»

Цель: развитие умения прослеживать за лицом взрослого или игрушкой вправо-влево, вверх-вниз, лежа на животе.                                      

в) Игра «Кто у нас красивый?»

Цель: Развитие восприятия отраженного (игра с зеркалом)

                                 Кто у нас красивый?

                                Кто у нас пригожий?

                               Ванечка красивый,

                               Ванечка пригожий.

2. Развитие слухового восприятия.

а) Игра «Послушай и найди»

Цель: Развитие локализации звука в пространстве / прислушивание к голосу взрослого, звучанию игрушек, музыкальных инструментов/.

б) Игра «Кто у нас хороший?»

Цель: Формирование слуховых дифференцировок /узнавание голоса близких взрослых, различение интонации голоса, мелодий при напевании песенок и чтении потешек/.

в) Игра: «Позову, позову!»

Цель: Развитие слуховой ориентировочной активности и положительной реакции на свое имя /многократное повторение имени ребенка с различной интонацией/.

3.Развитие эмоционально-положительных ответных реакций.

Игра «Веселые ребята».

Цель: развитие ответной улыбки, «комплекса оживления» и смеха /сочетание тактильных, вестибулярных, зрительных, слуховых воздействий с эмоционально-речевыми;  игры с ручками и ножками;  поддержание активности детей через восприятие вида взрослого, мимики и призывного взгляда/.        

4. Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев рук.

Дифференцированный массаж, с целью нормализации тонуса рук / см. массаж рук и пальчиковую гимнастику/.

5. Развитие движений руки.

Игра: «Схвати и потрогай»

Цель: - развитие целенаправленного схватывания, ощупывания и удержания предметов;

             - обогащение чувственного опыта ребенка, развитие осязания /вызывание движений руки по направлению к предмету, путем совместных действий или частично совместных. Побуждение, при случайном прикосновении, захватывания предметов; ощупывание предметов разной фактуры/.

б) Игра «Подержи игрушку»

Цель: - раскрытие пальчиков руки, противопоставление большого пальца остальным

          - формирование щипкового захвата

          - формирование манипулятивной деятельности ( побуждать детей удерживать игрушку над грудью, брать одной и двумя руками, отпускать; стимулировать захватывание игрушки с разных положений: сбоку, лежа на животе, на руках взрослого).

в) Игра «Вот колечко»

Цель: - развитие умения захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над грудью

         - формирование зрительно-моторной координации.

г) Игра «Браслет на ножке»

Цель: развитие умения захватывать рукой свою ножку  (правой рукой – левую, левой рукой – правую).

6. Нормализация дыхания.

Дыхательные упражнения (см. дыхательную гимнастику)

Цель: - увеличение объема выдыхаемого и вдыхаемого воздуха

          - тренировка глубины и ритмичности дыхания.

7. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции.

Дифференцированный массаж.

Цель: развитие произвольного гуления.

8. Развитие звуковой активности.

а) Игра «В ритме выдоха»

Цель: стимулирование певучего гуления (ребенок расположен в позе «на боку»;  ритмично надавливать  обеими руками на заднюю и боковую поверхности грудной клетки, пропевать различные звуки гуления).

б) Игра «Тихо-тихо»

Цель: Стимулирование певучего гуления (ребенок расположен в позе «на животе» на груди у взрослого; пропевать потешки голосом нормальной громкости, а потом все тише и тише)

Тихо-тихо-тихо-тихо

В наши двери входит Тихон,

Не аукать, не кричать,

А баюкать и качать.

в) Игра «Поиграем с губками малыша»

Цель: Стимулирование появления отдельных слогов лепета (ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба),  путем смыкания и размыкания губ.

III этап

коррекционно-педагогической работы

           

           (6 – 9 месяцев)

1.Развитие общих движений

а) Игра «Через поворот на бок»

Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться

Рекомендации: ребенок находится в положении «лежа на боку», колени и бедра полусогнуты. Осторожно потянуть на себя ребенка за одну руку, чтобы ребенок сел боком, опираясь на локоть (позднее – на кисть) нижележащей руки.

б) Игра «Крепкие ручки»

Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться

в) Игра «Равновесие»

Цель: Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие

Рекомендации: Удерживать ребенка на своих коленях, медленно покачивая из стороны в сторону, побуждая, сидя, сохранять равновесие

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

Сидит белка на тележке,

Продает орешки.

Тень-тень-потетень,

Села кошка на плетень.

Налетели воробьи,

Хлопни им в ладошки!

Улетайте, воробьи,

Берегитесь кошки.

г) Упражнение с большим мячом

Цель: Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие

Рекомендации: Перед сидящим ребенком положить большой мяч. Побуждать ребенка вытянуть руки, раскрыть кисти и опереться на мяч.

 2. Сенсорное развитие

а) Игра «Подтягивание воздушных шариков за тесьму»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по цвету

Материал: два слабо надутых  воздушных шарика (синий и желтый)

б) Игра «Вынимание разноцветных игрушек из ведерка»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по цвету

Материал: ведро и пластмассовый конструктор

в) Игра «Бусы»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по величине

Материал: бусы с крупными и мелкими бусинами

г) Игра «Кубиком о кубик»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по форме

Материал: два кубика и два брусочка

Содержание: Взять по кубику или брусочку в каждую руку и стучать друг о друга

Туки-тук! Туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

Ай!

д) Игра «Петушок», «Вышел зайчик погулять»

Цель: Развитие зрительного предвосхищения

Материал: ширма, игрушки петушок и зайчик

Содержание: Игрушку спрятать и показывать сначала с одной стороны ширмы, а затем с разных сторон в сопровождении потешек:

Рано-рано поутру

Петушок поет:

Ку-ка-ре-ку!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать?

Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Ай!

е) Игра с зеркалом «Где ты носик»

Цель: Развитие восприятия отраженного

Содержание: Показывать малышу в зеркале его отражение, дотрагиваясь до носика, ушек, глаз, рта.

3. Развитие слухового восприятия

а) Игра «Похлопываем по бубну»

Цель: Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов

б) Игра «Маракасы»

Цель: Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов

Содержание: Стучать маракасом по полу, по ведерку, по барабану, по маракасу взрослого, а потом маракасом о маракас.

в) Игра «Поиск музыкальной шкатулки» (колокольчика,  звучащей игрушки»

Цель: Развитие умения находить невидимый источник звука в окружающем пространстве

4. Развитие звуковой активности и предпосылок понимания речи

 а) Игра «Где часики? Тик-так, тик-так»

Цель: Развитие умения находить взглядом игрушку, стоящую в одном и том же месте

б) Игра «Где кукла? Ля-ля, ля-ля»

Цель: Развитие умения находить взглядом игрушку, стоящую в одном и том же месте

в) Игра «Где огонек?»

Цель: Развитие умения находить взглядом игрушку, стоящую в одном и том же месте

г) Игра «Где часики? Где куколка?»

Цель: Развитие умения находить взглядом две игрушки, стоящие в одном и том же месте

д) Игра «Наша песенка простая»

Цель: Стимулирование произнесения одних тех же слогов

Утром я встаю,

Песенку пою:

Да-да-да-да!

На-на-на!

Ба-ба-ба!

Жи-жи-жи!

Чух-чух-чух!

Та-та-та!

Ду-ду-ду!

е) Игра «Испечем оладушки»

Цель: Развитие умения понимать движения и повторять их

ж) Игра «Гули»

Цель: Развитие умения понимать движения и повторять их

Прилетели гули, гули-голубочки.

Сели на головку на головку (имя ребенка)

Ты, моя (имя ребенка),

Помаши ладошкой,

Кыш, гули, кыш!

з) Игра «Прятки»

Цель: Развитие умения находить игрушки и предметы при их перемещении

IY этап

коррекционно-педагогической работы

                                                                               (9-12 месяцев)

1. Сенсорное развитие

а) Игра «Корзинка»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по цвету

Материал: пластмассовые овощи и фрукты, коробка и корзинка

б) Игра «Большие и маленькие кубики», «Большие и маленькие шары»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по величине

Материал: два ведерка (большое и маленькое), два набора кубиков (большие и маленькие), гирлянда с большими и маленькими шарами

в) Игра «Кубики и брусочки»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по форме

Материал: грузовик, кубики и брусочки

г) Игра «Большой и маленький зайчики»

Цель: Развитие зрительного предвосхищения

Материал: зайчик большой и маленький, ширма

д) Игра «Петушок»

Цель: Развитие зрительного предвосхищения и восприятия плоскостного изображения

Материал: игрушка  петушок и её плоскостное изображение    

е) Рассматривание книжки

Цель:  Развитие умения рассматривать книжки и картинки

ж) Игра «Зеркало»

Цель: Развитие восприятия отраженного

Материал: крем (на нос, щечки, лоб, подбородок), расческа

з) Игра «Погремушка, погреми», «Птичка, запищи» и т.п.

Цель: Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов

Материал: маракасы, погремушки, пищалки

и) Игра «Где звучит?»

Цель: Развитие умения находить невидимый источник звучания

Материал: музыкальная игрушка, коробка с крышкой

2. Развитие предпосылок понимания речи и звуковой активности

а) Игра «Кукла и киска в коробке» («Мишка и кубик», «Мячик и машинка» и т.п.)

Цель: Развитие умения находить знакомые игрушки среди других

б) Игра «Катаю мяч», «Одень колечко»

Цель: Выполнение простых поручений

Материал: горизонтальная палочка с колечком, мяч

в) Игра «Найди, принеси, отдай»

Цель: Выполнение простых поручений. Стимулирование произнесения первых облегченных слов

Материал: корзинка с крышкой и знакомые для ребенка игрушки

г) Игра «Топ-топ», «С куклой попляшем», «Покачай куклу»

Цель: Развитие понимания различных действий с игрушками

д) Игра «Соотнесение картинки и игрушки»

Цель: Развитие умения соотносить игрушку с её плоскостным изображением

3. Нормализация движений руки и пальцев рук

а) Игра «Размазываем крем по мисочке»

Цель: Укрепление мышцы руки и пальчиков

Содержание: Размазывать вместе с ребенком крем по дну и стенкам миски

б) Игра «Игра с теплым тестом»

Цель: Укрепление мышцы руки и пальчиков

Содержание: Сделать самое простое теплое тесто. Спрятать на глазах ребенка в тесте шарик и попросить малыша найти его. Искать вместе, месить тесто, шлепать по нему руками, сжимать и разжимать кулачки

в) Игра «Бросание прищепок»

Цель: Стимулирование умения брать игрушки двумя и тремя пальчиками, отпускать их

Оборудование: пластмассовая банка с прищепками, прикрепленными к краям

г) Игра с пальчиковой куклой

Цель: Тренировка противопоставления указательного пальчика

Материал: пальчиковые куклы

4. Развитие действий с предметами

а) Игра «Игрушки вынимаем и вкладываем»

Цель: Развитие умения вынимать игрушки (по просьбе взрослого и самостоятельно)

Материал: ведро с набором геометрических фигур

б) Игра «Опускаем изюм в пластиковую  бутылку

Цель: Развитие умения вкладывать игрушки (по просьбе взрослого и самостоятельно)

в) Игра «Открываем – закрываем коробку»

Цель: Развитие умения открывать – закрывать предметы (по просьбе взрослого и самостоятельно)

Материал: коробка с бубенцами

г) Игра «Сними – надень колечко» (на руку и на пирамидку)

Цель: Выполнение действий по слову взрослого

д) Игра «Вылавливаем шарики из воды»

Цель: Выполнение действий по слову взрослого

е) Игра «Кто спрятался под шляпой?»

Цель: Выполнение действий по слову взрослого

Материал: шляпа и две игрушки (мишка и зайка)

Мишка милый, мишка славный,

Неуклюжий и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

Зайчик, ты, зайчик,

Коротенькие ножки,

Сафьяновы сапожки!

5. Развитие двигательной активности

а) Игра «Стук да стук каблучком»

Цель: Тренировка умения входить на лесенку

Стук да стук каблучком,

Это мы наверх идем.

б) Игра ««Стук да стук каблучком»

Цель: Тренировка умения идти вниз  по лесенке

Вниз по лесенке идем,

 Ни за что не упадем.

в) Игра «Иди ко мне!»

Цель: Тренировка  умения идти вперед

Наша деточка идет,

Ни за что не упадет.



Предварительный просмотр:

Массаж рук

(по Екжановой Е.А.)

1. Поглаживание обеих поверхностей рук (внутренней и наружной до локтя от периферии к центру). 6-8 раз по каждой руке

2. Сгибание и разгибание взрослым 4-х пальцев ребенка одновременно, кроме большого  пальца. 4-8-10 раз.

3. Спиралевидные движения пальцем взрослого по ладошке ребенка на внутренней стороне (мотаем клубочек,  спиральку по ладошке ребенка) с переходом на большой палец (покатился в лес клубочек).

4. Точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от кончика к основанию в двух плоскостях. (Все пальцы - по очереди; обходить суставы).

5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад-вбок

                         в стороны-по кругу

6. Поглаживание обеих поверхностей рук (внутренней и наружной до локтя от периферии к центру). 5-6 раз по каждой руке

Массаж проводится в течение дня в часы бодрствования 2 раза в день по 5-7 минут.

 

           

                         Пальчиковая гимнастика

1. Поглаживающие движения от кисти по руке.

2. Потряхивающие движения за кисть /большой палец отведен/.

Потряхивающие движения за локоть. Потряхивающие движения за лучезапястный сустав.

3. Фиксируем локоть и поворачиваем за кисть к лицу.

4. Поглаживающие движения по кончикам пальцев по тыльной поверхности.

5. Надавливающие движения фаланг каждого пальчика по боковому захвату и по внешне-наружному захвату.

6. Круговые движения каждым пальцем в одну и в другую стороны, к центру.

7. Подщелкивание каждого пальца.

8. Попеременное смыкание каждого пальца с большим пальцем.

9. Надавливание ногтем взрослого подушечки пальцев ребенка /ближе к ногтю/.

               

                     



Предварительный просмотр:

1 уровень доречевого развития

Задача: стимуляция голосовых реакций.

  1. Нормализация тонуса мышц и моторики арт. Аппарата.
  2.  Локализация выдоха.
  3. Развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента.
  4. Развитие зрительной фиксации и прослеживания.
  5. Выработка слухового сосредоточения.
  6. Стимуляция голосовых реакций.
  7. Нормализация положения кисти и пальцев для формирования зрительно-моторной координации.

Ребенок в РЗП. Занятия носят индивидуальный характер.                                 Продолжительность занятия 7-10 минут.

II уровень доречевого развития

Задача: стимуляция гуления.

1.    Нормализация тонуса мышц и моторики арт. аппарата.

2.    Увеличение объема и силы выдоха.

3.    Развитие устойчивости фиксации и плавности прослеживания.

4.    Формирование умения локализовать звук в пространстве и воспроизводить (воспринимать) различно-интонируемый голос взрослого.

5.    Развитие хватательной функции рук.

Ребенок в РЗП. Продолжительность занятия 10-15 минут.

III уровень доречевого развития

Задача: стимуляция интонированного голосового общения и лепета.

  1. Нормализация тонуса мышц и моторики арт. аппарата.
  2. Выработка ритмичности дыхания и движения ребенка.
  3. Стимуляция лепета.
  4. Стимуляция кинестетических /двигательных/ ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания.
  5. Выработка акустической установки на звук и голос /слуховое внимание к речи взрослого/.
  6. Развитие слуховых дифференцировок.

Ребенок в РЗП. Продолжительность занятия не более 20 минут.

IY уровень доречевого развития

Задача: развитие общения с взрослыми посредством интонированных звуков лепета и лепетных слов.

  1. Нормализация тонуса мышц и моторики арт. аппарата.
  2. Увеличение силы и длительности выдоха.
  3. Стимуляция эхолалий и лепетных слов.
  4. Развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.
  5. Формирование понимания речевых инструкций в конкретных ситуациях.

        Ребенок в РЗП. Продолжительность занятия 25 минут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.

Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...

Система коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНC.

В данной статья представлена актуальность темы коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНС. Представлены особенности развития детей младенческого и раннего возраста...

Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.

Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....

Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.

Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....

Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.

Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....

Игры -занятия по речевому развитию с детьми первого года жизни.

Первый год жизни ребенка – подготовительный этап развития речи. В этот период формируются предпосылки развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание, понимание смысло...