КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯ ДОМА РЕБЕНКА
статья по коррекционной педагогике

Фильева Светлана Анатольевна

доклад на Медико-Педагогической конференции дома ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУЗ« Пензенский дом ребенка»

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Доклад на МПК

Подготовила учитель–дефектолог физиологического отделения    Фильева С.А.                                                                     февраль 2017г.


Основные принципы коррекционно-педагогической работы

1) Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми с ППП ЦНС (с первых недель и месяцев жизни),

2) Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько уровень доречевого развития, на котором он находится.

3) Коррекция и развитие доречевых функций детей с ППП ЦНС требуют творческого использования таких дидактических принципов, как

  • индивидуальный подход,
  • систематичность,
  • последовательность в преподнесении материала,
  • активность,
  • наглядность.

4) Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций.

  • Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др.
  • Организация педагогической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского, так и педагогического персонала.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

•нормализация состояния и функционирования органов артикуляции с помощью артикуляционной гимнастики;

•развитие зрительного и слухового восприятия;

•развитие эмоциональных реакций;

•развитие движений рук и умения действовать с предметами;

•формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

•развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления работы видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей.

Длительность занятий в зависимости от уровня доречевого развития ребенка колеблется от 5 до 10 минут:

  • I уровень (отсутствие голосовой активности) -5 мин.,
  • II уровень (наличие недифференцированной голосовой активности) – 5-7 мин.,
  • III уровень (гуление) – 5-7 мин.,
  • IV уровень (лепет)– не более 10 мин.

Содержание коррекционной работы

Дыхательная гимнастика

УЧИТЫВАЯ ТО, ЧТО У ДЕТЕЙ С ППП ЦНС С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ ОТМЕЧАЕТСЯ НАРУШЕНИЕ ДЫХАНИЯ, С НИМИ ПРОВОДЯТ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ. Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми I уровня доречевого развития, является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

ПОСЛЕ ЛЕГКОГО ПОГЛАЖИВАНИЯ ТЕЛА И КОНЕЧНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДЕФЕКТОЛОГ БЕРЕТ ЕГО КИСТИ И, ПОТРЯХИВАЯ ИМИ, РАЗВОДИТ РУКИ В СТОРОНЫ И ПОДНИМАЕТ ИХ ВВЕРХ, СЛЕГКА ПРИПОДНИМАЯ ПРИ ЭТОМ ГРУДНУЮ КЛЕТКУ – ВДОХ (ФОТО 1). ЗАТЕМ, ПРИЖИМАЯ РУКИ К ТУЛОВИЩУ, ОН ЛЕГКО НАДАВЛИВАЕТ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ – ВЫДОХ (ФОТО 2). УПРАЖНЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 1–1,5 МИНУТЫ, ПО 2-3 РАЗА В ДЕНЬ.

Дыхательные упражнения с детьми II уровня доречевого развития также направлены на увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией

ОДНОВРЕМЕННО С ПОВОРОТОМ ГОЛОВЫ РЕБЕНКА В СТОРОНУ ДЕФЕКТОЛОГ ОТВОДИТ в соответствующую сторону и его руку (вдох) (рис.1). Слегка потряхивая руку и голову ребенка, взрослый возвращает их в исходное положение (выдох) (рис.2). Эти движения способствуют выработке ритмичности движения и дыхания

Осторожно потряхивая ноги ребенка, массажистка вытягивает и разгибает их, при этом происходит вдох (фото.3), а сгибание ног в коленях и приведение их к животу усиливает выдох (фото 4).

Дыхательные упражнения, проводимые с детьми III уровня доречевого развития, направлены на выработку ритмичности дыхания и пассивно - активных движений ребенка.

ПОСЛЕ РАССЛАБЛЕНИЯ РУК РЕБЕНКА ДЕФЕКТОЛОГ ДОБИВАЕТСЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗАХВАТА ИГРУШКИ (ДЛЯ ЭТОГО ПОДБИРАЮТСЯ ИГРУШКИ, КОТОРЫЕ ЛЕГКО ДЕРЖАТЬ В РУКЕ). ЗАТЕМ ПРОВОДИТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. РУКУ РЕБЕНКА С ВЛОЖЕННОЙ В НЕЕ ИГРУШКОЙ ПАССИВНО ОТВОДИМ ВПРАВО ИЛИ ВЛЕВО, В ТУ ЖЕ СТОРОНУ  ПОВОРАЧИВАЕМ ГОЛОВУ МАЛЫША ТАК, ЧТОБЫ ОН ВСЕ ВРЕМЯ ВИДЕЛ ИГРУШКУ (ФОТО 5). ПОГРЕМЕВ ПОГРЕМУШКОЙ В ЭТОМ ПОЛОЖЕНИИ С ЦЕЛЬЮ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СЛУХА, ДЕФЕКТОЛОГ МЕДЛЕННО ВОЗВРАЩАЕТ ГОЛОВУ И РУКУ РЕБЕНКА В ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (ФОТО 6). ЗАТЕМ ЛОГОПЕД ПОВОРАЧИВАЕТ ГОЛОВУ РЕБЕНКА В ДРУГУЮ СТОРОНУ (3–4 РАЗА).

Дыхательные упражнения с детьми IV уровня доречевого развития направлены на увеличение силы и длительности выдоха. КРОМЕ ПАССИВНЫХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ОПИСАННЫХ ВЫШЕ, С НИМИ ПРОВОДЯТ УПРАЖНЕНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ АКТИВНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТА ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТИ. ТАК, НАПРИМЕР, РЕБЕНКА УЧАТ ДУТЬ НА ВАТНЫЕ ШАРИКИ, В ДУДОЧКУ И Т.Д.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста с ППП ЦНС проводится как в пассивной, так и в активной форме.

Пассивная гимнастика. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования тех мышц, которые до этого бездействовали. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводится пассивная гимнастика для губ. Ее цель – стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

  1. собирание губ в «трубочку» (фото 8);

2) РАСТЯГИВАНИЕ ГУБ В УЛЫБКУ С ПОМОЩЬЮ УКАЗАТЕЛЬНЫХ ПАЛЬЦЕВ ОБЕИХ РУК, КОТОРЫЕ ДЕФЕКТОЛОГ ПОМЕЩАЕТ В УГЛАХ ГУБ (ФОТО 9);

3) ПОДНИМАНИЕ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ – ДВИЖЕНИЯ ОТ УГЛОВ ГУБ ПО НОСОГУБНЫМ СКЛАДКАМ ВВЕРХ К КРЫЛЬЯМ НОСА (ПРИ ЭТОМ ОБНАЖАЮТСЯ ВЕРХНИЕ ДЕСНЫ); ФОТО 10

4) ОПУСКАНИЕ НИЖНЕЙ ГУБЫ. ПОСТАВИВ ПАЛЬЦЫ В УГЛЫ ГУБ, ЛОГОПЕД ОПУСКАЕТ НИЖНЮЮ ГУБУ, ОБНАЖАЯ ДЕСНЫ (ФОТО. 11).

С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, пассивная гимнастика усложняется.

ДЕФЕКТОЛОГ ВЫПОЛНЯЕТ ПАССИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ УТРИРОВАННО С БОЛЬШЕЙ ТРАЕКТОРИЕЙ ДВИЖЕНИЯ, В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ, РИТМИЧНО. ПРИ ЭТОМ ОН СЛЕДИТ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕБЕНКА, ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ТОНУСОМ И ОТНОШЕНИЕМ К ЭТОМУ ВИДУ ВОЗДЕЙСТВИЯ, А ТАКЖЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ ТОНУСА В АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ОБЛАСТИ, ПРИ НАРАСТАНИИ КОТОРОГО ДВИЖЕНИЯ ПРЕКРАЩАЮТСЯ.

С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА II УРОВНЕ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ПРОВОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

  1. СОБИРАНИЕ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ В «ХОБОТОК». ДЛЯ ЭТОГО ЛОГОПЕД ПОМЕЩАЕТ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПАЛЬЦЫ ОБЕИХ РУК В УГЛЫ ГУБ РЕБЕНКА И СОБИРАЕТ ВЕРХНЮЮ ГУБУ, ПРОИЗВОДЯ ДВИЖЕНИЯ К СРЕДНЕЙ ЛИНИИ (ФОТО. 12). ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ СОБИРАЮТ НИЖНЮЮ ГУБУ (ФОТО 13);

Пассивная гимнастика, проводимая с детьми III уровня доречевого развития, должна способствовать повышению активности губ и языка. Она направлена на то, чтобы вызвать сопротивление мышц ребенка

  1. ПОБУЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ГУБАМИ ТЯНУТЬСЯ К СОСКЕ, ПИЩЕ. УПРАЖНЕНИЕ ПОВТОРЯЮТ 3–5 РАЗ В ДЕНЬ;

Проводя активную гимнастику с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, особое внимание уделяют активным движениям языка и губ. Детей обучают жеванию и кусанию. (фото 15,16,17)

«СХЕМУ ЖЕВАНИЯ» СНАЧАЛА ОТРАБАТЫВАЮТ ПАССИВНО. ДЛЯ ЭТОГО РЕБЕНКУ В РОТ КЛАДУТ ХЛЕБ И ДВИГАЮТ ЕГО ЧЕЛЮСТИ ВВЕРХ-ВНИЗ В СООТВЕТСТВИИ С РИТМОМ ЕГО СОБСТВЕННЫХ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.

Стимуляция эмоционального, голосового и доречевого общения

С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводят мероприятия, направленные на формирование «комплекса оживления» и включение в него голосового компонента. С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ ВЗРОСЛЫЙ НАКЛОНЯЕТСЯ К РЕБЕНКУ, ЛАСКОВО, ПЕВУЧЕ РАЗГОВАРИВАЕТ С НИМ, ПОГЛАЖИВАЕТ ЕГО, ПОКАЗЫВАЕТ ЯРКИЕ ИГРУШКИ.

 Стимуляция эмоциональных реакций у детей III и IV уровней доречевого развития предполагает формирование у них положительно эмоционального отношения к занятиям и активизацию голосовой лепетной активности.

ОДНОВРЕМЕННО СО СТИМУЛЯЦИЕЙ ГОЛОСОВЫХ РЕАКЦИЙ РЕБЕНКА ДЕФЕКТОЛОГ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬ У НЕГО НАВЫКИ РАЗЛИЧЕНИЯ ИНТОНАЦИИ ГОЛОСА. ДЛЯ ЭТОГО ВЗРОСЛЫЙ, ОБРАЩАЯСЬ К РЕБЕНКУ, МЕНЯЕТ ГРОМКОСТЬ, ВЫСОТУ И ТЕМБР ГОЛОСА. ПРИ ЭТОМ ОН СТРЕМИТСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СОСРЕДОТОЧИЛ ВНИМАНИЕ НА ЕГО ЛИЦЕ. УПРАЖНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ 3–5 РАЗ В ДЕНЬ В ТЕЧЕНИЕ 1–1,5 МИНУТЫ.

Музыкально – двигательные игры с детьми с ППП ЦНС приобретают особо важное значение в силу того, что они поднимают их эмоциональный тонус.

  • активизируют голосовые, звуковые проявления,
  • способствуют общему мышечному расслаблению,
  • развивают умения прекращать движения с окончанием музыки.
  • ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ЛЕПЕТА С ДЕТЬМИ ПРОВОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
  • 1. Дефектолог произносит звуки а, у,  слоги бу, ма в момент выдоха ребенка, а паузы делает во время вдоха. Ребенок часто подключается к «разговору» с взрослым, который поддерживает его активность: произносит звуки тише, с частыми паузами, позволяя малышу слушать собственное гуление. Это упражнение проводится на эмоционально положительном фоне 2 раза в день в течение 2–5 минут.
  • 2. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных возгласов ребенка взрослый то наклоняется к его лицу, то отдаляется от него, ласково, с улыбкой произносит его имя, звуки гуления, лепета. Произнося отчетливо через определенные интервалы времени один и тот же звукокомплекс (гу, гы, бу, ма), дефектолог побуждает ребенка к ответным реакциям.
  • 3.Следующий прием по стимуляции лепета предполагает актуализацию произвольной вокализации ребенка в сочетании с проведением пассивной вибрации губ. В ХОДЕ ЭТОГО УПРАЖНЕНИЯ ДЕФЕКТОЛОГ ПАССИВНО СОЗДАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УКЛАДЫ ГУБ ДЛЯ УТРИРОВАННОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ  О, И,
  • У, А. ТАК, ДЛЯ ВЫЗЫВАНИЯ СЛОГА БА СМЫКАНИЕ ГУБ СОЧЕТАЕТСЯ С ШИРОКИМ ОТКРЫВАНИЕМ РТА, СВОЙСТВЕННЫМ УТРИРОВАННОМУ ПРОИЗНЕСЕНИЮ ГЛАСНОГО ЗВУКА  А.ЕСЛИ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ С НЕКОТОРЫМ ВЫТЯГИВАНИЕМ ГУБ ВПЕРЕД, ТО СЛЫШИТСЯ СЛОГ БУ.
  • ЕСЛИ ПРИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ВОКАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА ПРОВОДЯТ РИТМИЧНОЕ СМЫКАНИЕ ШИРОКО РАСТЯНУТЫХ ГУБ, СЛЫШИТСЯ СЛОГ, БЛИЗКИЙ ПО ЗВУЧАНИЮ К СЛОГУ БЫ.ДЛЯ ВЫЗЫВАНИЯ СЛОГА БО ЛОГОПЕД ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ СОБРАТЬ ГУБЫ В «ХОБОТОК» И В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРОВОДИТ СМЫКАНИЕ ГУБ. УПРАЖНЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ НЕОДНОКРАТНО В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПО 3-4 МИНУТЫ.
  • 4. Таким же способом по подражанию у ребенка можно вызвать звук м, который в сочетании с определенными укладами губ и произвольной вокализацией создает условия для произнесения слогов ма, мо, му, мы. 

Развитие зрительного восприятия

  • У детей с ППП ЦНС довольно часто отмечается сенсорная депривация, то есть недостаточность зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
  • Большое место в работе с детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, занимает стимуляция сенсорных функций.
  • Сосредоточение на лице взрослого, а потом на игрушке на расстоянии от 0,5 м. до 1м.
  • Очень часто у детей с ППП ЦНС затруднены как фиксация взора на предмете, так и прослеживание за движущимся объектом. В этих случаях специальные логопедические занятия направлены на развитие движений глазных яблок и укрепление паретичных мышц. Для этого яркую озвученную игрушку взрослый перемещает таким образом, чтобы всячески стимулировать развитие движений прослеживания (фото 22).

Основной целью развития зрительного восприятия у детей, достигших III, IV уровней доречевого развития, является выработка зрительных дифференцировок. Во время занятий с ребенком дефектолог привлекает его внимание не только к игрушкам, но и к окружающей обстановке (фото 23,24) –занятия в сенсорной комнате.

Развитие слухового восприятия

ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ С ППП ЦНС НАРУШЕНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В СНИЖЕНИИ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ ИЛИ, НАОБОРОТ, В ПОВЫШЕННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ЛЮБЫМ СЛУХОВЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЯМ, ЧТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЯХ, ТАКИХ КАК ВЗДРАГИВАНИЕ, ПЛАЧ И ДР. ЭТО ТОРМОЗИТ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА. НЕКОТОРЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МОГУТ БЫТЬ УСТРАНЕНЫ В ХОДЕ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ.

На I уровне доречевого развития работу начинают с выработки слухового сосредоточения. ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА ВЫБИРАЮТ ВРЕМЯ, КОГДА ОН НАХОДИТСЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТРИЦАТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ – В ПЕРИОД НЕСИЛЬНОГО ПЛАЧА И ОБЩИХ БЕСПОРЯДОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ. ИСПОЛЬЗУЯ ЭТИ МОМЕНТЫ, ВЗРОСЛЫЙ НАКЛОНЯЕТСЯ К РЕБЕНКУ, ЛАСКОВО РАЗГОВАРИВАЕТ С НИМ, ПОТРЯХИВАЕТ ПОГРЕМУШКОЙ, ДОБИВАЯСЬ УСПОКОЕНИЯ РЕБЕНКА И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЕГО ВНИМАНИЯ.

На II уровне доречевого развития дальнейшее развитие слухового внимания происходит в направлении формирования умения локализовать звуки в пространстве (фото 35-36)

На III уровне доречевого развития работу по подготовке ребенка к формированию у него понимания обращенной речи начинают с развития восприятия различных интонаций. ПРИ ЭТОМ, ОБЩАЯСЬ С РЕБЕНКОМ, ВЗРОСЛЫЙ МОДУЛИРУЕТ ИНТОНАЦИИ СВОЕГО ГОЛОСА, ТАК КАК МАЛЫШ УСВАИВАЕТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ТЕ ВИДЫ ИНТОНАЦИЙ, КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕТ ВЗРОСЛЫЙ. ОН ДОБИВАЕТСЯ ОТ РЕБЕНКА ТОГО, ЧТОБЫ ТОТ НЕ ТОЛЬКО ВОСПРИНИМАЛ ИНТОНАЦИИ ГОЛОСА, НО И ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ РЕАГИРОВАЛ НА НИХ (ВЕСЕЛЫЙ, НЕЖНЫЙ ТОН МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ УЛЫБКУ, СМЕХ, А СЕРДИТЫЙ, ГРУБЫЙ – ОБИДУ, ПЛАЧ).

Развитие зрительно-моторной координации

Работа по развитию зрительно-моторной координации начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук ребенка. Этим в доме ребенка занимается мед.сестра по массажу.

На I уровне доречевого развития с первых недель жизни посредством легких прикосновений и поглаживаний ворсовой щеткой наружной поверхности сжатой в кулак кисти в направлении от кончиков пальцев к лучезапястному суставу вызывают раскрытие кисти и веерообразное разведение пальцев (рис.3).

На II уровне доречевого развития дальнейшие упражнения направлены на развитие хватательной функции рук. С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам.

ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ИХ ИСТОЧНИКОМ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ. РАССЛАБЛЕННЫЕ РУКИ РЕБЕНКА ДЕФЕКТОЛОГ ЗАХВАТЫВАЕТ В СРЕДНЕЙ ТРЕТИ ПРЕДПЛЕЧЬЯ И НЕРЕЗКО ПОДНИМАЕТ ВВЕРХ, НЕМНОГО ПОТРЯХИВАЕТ ИХ И ЛЕГКО ОПУСКАЕТ НА ВЕКИ ИЛИ ГУБЫ РЕБЕНКА (НАИБОЛЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЗОНЫ). ЗАТЕМ ВНОВЬ ПОДНИМАЕТ РУКИ ВВЕРХ. ЕСЛИ ПРИ СБЛИЖЕНИИ РУК И ГУБ ПОЯВЛЯЮТСЯ СОСАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ТО ЛОГОПЕД НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ УДЕРЖИВАЕТ РУКИ ОКОЛО ГУБ, С ТЕМ ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОПЫТАЛСЯ ЗАХВАТИТЬ ИХ ГУБАМИ. В ПРОЦЕССЕ УПРАЖНЕНИЯ У РЕБЕНКА ПОСТЕПЕННО УКРЕПЛЯЕТСЯ МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО СОБСТВЕННЫХ РУК. ДВИЖЕНИЯ ПОВТОРЯЮТСЯ 4–5 РАЗ.

Дальнейшее развитие действий с предметами у детей, находящихся на III- IV уровне доречевого развития, предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.
С целью развития моторики рук дефектолог предлагает ребенку выполнять различные по трудности движения с игрушками.

ДЕФЕКТОЛОГ ПОБУЖДАЕТ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ВЗЯТЬ ИГРУШКУ ИЗ РАЗНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ – СВЕРХУ, СНИЗУ, СБОКУ, ПОМОГАЕТ РАССМОТРЕТЬ ЕЕ, ОЩУПАТЬ, ВЗЯТЬ В РОТ, ПОМАНИПУЛИРОВАТЬ ЕЮ. ВСЛЕД ЗА ЭТИМ ЛОГОПЕД ПРЕДЛАГАЕТ МАЛЫШУ ВЫПОЛНИТЬ ПРОСТЫЕ ДЕЙСТВИЯ. СНАЧАЛА ОНИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПАССИВНО, ТО ЕСТЬ ВЗРОСЛЫЙ ВЫПОЛНЯЕТ ИХ РУКОЙ РЕБЕНКА.

Развитие понимания речи

На I и II уровнях доречевого развития формируют предпосылки понимания речи: зрительные и звуковые дифференцировки.

На III уровне доречевого развития, учитывая указанные особенности детей с ППП ЦНС, им предлагают запомнить названия игрушек, вызывающих сильные ориентировочные реакции. Для запоминания используются двусложные слова, НАПРИМЕР: ЛЯЛЯ, КИСА, БИ-БИ. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИГРУШЕК ДЕТЯМ С ППП ЦНС ИМЕЕТ РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ. ОДНОВРЕМЕННО С ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ ИГРУШКИ ДЕФЕКТОЛОГ ПРОИЗНОСИТ СЛОВО, ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ ЕЕ НАЗВАНИЕ. ВЗРОСЛЫЙ ПРОИЗНОСИТ СЛОВО В МОМЕНТЫ ФИКСАЦИИ ВЗОРА РЕБЕНКА НА ИГРУШКЕ ИЛИ РАСПОЛАГАЕТ ИГРУШКУ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ МАЛЫША.


Для развития понимания речи ребенком, находящимся на IV уровне доречевого развития, используют следующие приемы:

• ЗАПОМИНАНИЕ НАЗВАНИЙ ПРОСТЫХ ДВИЖЕНИЙ (ЛАДУШКИ, ДО СВИДА-НИЯ, ДАЙ РУКУ, НЕЛЬЗЯ, ДАЙ, НА) И ВЫПОЛНЕНИЕ ИХ ПО ИНСТРУКЦИИ;

• ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР-РАЗВЛЕЧЕНИЙ: «ПРЯТКИ», «КОЗА-КОЗА», «КУ-КУ», «СОРО-КА»;

ФОТО 54,55 ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ «КУ-КУ»

ФОТО 56,57 ИГРА-РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ПРЯТКИ»

• ПОИСК ПО СЛОВУ ВЗРОСЛОГО ПРЕДМЕТА, ИГРУШКИ; РИСУНКА НА СТЕНЕ

• НАХОЖДЕНИЕ ИГРУШКИ СРЕДИ ДВУХ-ТРЕХ, УЗНАВАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ ДЕТЕЙ ПО ИМЕНИ;

• ЗАПОМИНАНИЕ НАЗВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ;

• ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ («ЛЯЛЯ (БИБИ)» – ИГРУШКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ НА КАРТИНКЕ);

• ВЫБОР ИГРУШКИ ПО ПРОСЬБЕ ВЗРОСЛОГО «ДАЙ»;

• ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ ИЗВЕСТНЫ РЕБЕНКУ (В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ МОЖНО ПОМОЧЬ ЕМУ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ).

В докладе использован материал книги Е.Ф.Архиповой Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУЗ «Пензенский дом ребенка» Коррекционная работа с детьми первого года жизни с ППП ЦНС Доклад на медико-педагогической конференции Подготовила учитель-дефектолог физиологического отделения Фильева С.А. февраль 2017 года г.Кузнецк

Слайд 2

Основные направления коррекционно-педагогической работы: • нормализация состояния и функционирования органов артикуляции с помощью артикуляционной гимнастики ; • развитие зрительного и слухового восприятия ; • развитие эмоциональных реакций ; • развитие движений рук и умения действовать с предметами; • формирование подготовительных этапов развития понимания речи ; • развитие подготовительных этапов формирования активной речи . Эти направления работы видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей.

Слайд 3

Длительность занятий в зависимости от уровня доречевого развития ребенка колеблется от 5 до 10 минут I уровень (отсутствие голосовой активности ) -5мин. II уровень ( наличие недифференцированной голосовой активности) – 5-7 мин., III уровень ( гуление ) – 5-7 мин., IV уровень (лепет)– не более 10 мин.

Слайд 4

Содержание коррекционной работы Дыхательная гимнастика Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми I уровня доречевого развития , является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха фото 1. Поднимание рук вверх – вдох фото 2. Возвращение рук в исходное положение – выдох

Слайд 5

Дыхательные упражнения с детьми ii уровня доречевого развития также направлены на увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией Рис . 1 . Отведение руки в сторону одновременно с поворотом головы – вдох Рис . 2 . Возвращение руки и головы в исходное положение – выдох

Слайд 6

Осторожно потряхивая ноги ребенка, массажистка вытягивает и разгибает их, при этом происходит вдох (фото3), а сгибание ног в коленях и приведение их к животу усиливает выдох (фото 4). фото 3. Разгибание ног с подтягиванием – вдох ф ото 4. Сгибание ног в коленях и приведение их к животу – выдох

Слайд 7

Дыхательные упражнения, проводимые с детьми III уровня доречевого развития , направлены на выработку ритмичности дыхания и пассивно - активных движений ребенка. фото 5. Отведение руки в сторону с одновременным поворотом головы фото 6. Возвращение руки и головы в исходное положение

Слайд 8

Дыхательные упражнения с детьми IV уровня доречевого развития направлены на увеличение силы и длительности выдоха. фото 7.Активные дыхательные движения фото 8. Пассивные дыхательные движения

Слайд 9

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста с ППП ЦНС проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивная гимнастика. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет дефектолог, способствуют включению в процесс артикулирования тех мышц, которые до этого бездействовали. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

Слайд 10

С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводится пассивная гимнастика для губ. Ее цель – стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ. фото 8. Собирание губ в «трубочку» ф ото 9. Растягивание губ в «улыбку»

Слайд 11

ф ото 10. Поднимание верхней губы ф ото 11. Опускание нижней губы

Слайд 12

С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, пассивная гимнастика усложняется. ф ото 12. Собирание верхней губы в «хоботок» ф ото 13. Собирание нижней губы в «хоботок»

Слайд 13

Пассивная гимнастика, проводимая с детьми III уровня доречевого развития, должна способствовать повышению активности губ и языка. Она направлена на то, чтобы вызвать сопротивление мышц ребенка фото 14. Побуждение ребенка губами дотянуться к соске .

Слайд 14

На IV уровне доречевого развития особое внимание уделяют активным движениям языка и губ, которые необходимы для формирования четких артикуляций. Детей обучают жеванию и кусанию .(фото 15,16,17)

Слайд 15

Стимуляция эмоционального, голосового и доречевого общения. С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития , проводят мероприятия, направленные на формирование «комплекса оживления » и включение в него голосового компонента. Стимуляция эмоциональных реакций у детей III и IV уровней доречевого развития предпола-гает формирование у них положительно эмоционального отношения к занятиям и активизацию голосовой лепетной активности.

Слайд 16

Музыкально – двигательные игры с детьми с ППП ЦНС приобретают особо важное значение в силу того, что они поднимают их эмоциональный тонус, активизируют голосовые, звуковые проявления, способствуют общему мышечному расслаблению, развивают умения прекращать движения с окончанием музыки.

Слайд 17

Стимуляция лепета у детей с ППП ЦНС 1. Дефектолог произносит звуки а, у , слоги бу , ма в момент выдоха ребенка, а паузы делает во время вдоха. Ребенок должен подключиться к «разговору» с взрослым. 2. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных возгласов ребенка взрослый то наклоняется к его лицу, то отдаляется от него, ласково, с улыбкой произносит его имя, звуки гуления , лепета. Произнося отчетливо через определенные интервалы времени один и тот же звукокомплекс ( гу , гы , бу , ма ), педагог побуждает ребенка к ответным реакциям.

Слайд 18

3. Следующий прием по стимуляции лепета предполагает актуализацию произвольной вокализации ребенка в сочетании с проведением пассивной вибрации губ. Дефектолог пассивно создает определенные уклады губ для утрированного произнесения гласных звуков (фото 22 –звук О), (фото 23– звук И) фото 23 фото 22

Слайд 19

фото 24. Утрированное произнесение звука У фото 25.Пассивный уклад губ для утрированного произнесения звука А

Слайд 20

Таким же способом у ребенка дефектолог вызывает слоги БА(МА) – фото 26 , БУ(МУ) –фото 27. фото 26. фото 27.

Слайд 21

БЫ(МЫ) – фото 28, БО(МО) – фото 29. фото 28. фото 29.

Слайд 22

Развитие зрительного восприятия У детей с ППП ЦНС довольно часто отмечается сенсорная депривация , то есть недостаточность зрительных, слуховых и кинестетических ощущений. Большое место в работе с детьми, находящимися на I уровне доречевого развития , занимает стимуляция сенсорных функций. Сосредоточение на лице взрослого, а потом на игрушке на расстоянии от 0,5 м. до 1м.

Слайд 23

Очень часто у детей с ППП ЦНС затруднены как фиксация взора на предмете, так и прослеживание за движущимся объектом. В этих случаях специальные занятия направлены на развитие движений глазных яблок и укрепление паретичных мышц. Для этого яркую озвученную игрушку взрослый перемещает таким образом, чтобы всячески стимулировать развитие движений прослеживания. (фото 22.)

Слайд 24

Основной целью развития зрительного восприятия у детей, достигших III, IV уровней доречевого развития , является выработка зрительных дифференцировок. Во время занятий с ребенком дефектолог привлекает его внимание не только к игрушкам, но и к окружающей обстановке. (фото 23,24 –занятия в сенсорной комнате)

Слайд 25

Развитие слухового восприятия . На I уровне доречевого развития работу начинают с выработки слухового сосредоточения

Слайд 26

На II уровне доречевого развития дальнейшее развитие слухового внимания происходит в направлении формирования умения локализовать звуки в пространстве. (Фото 35,36). На III уровне доречевого развития работу по подготовке ребенка к формированию у него понимания обращенной речи начинают с развития восприятия различных интонаций голоса взрослого. Ребенок должен реагировать на собственное имя.

Слайд 27

Развитие зрительно-моторной координации Работа по развитию зрительно-моторной координации начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук ребенка.

Слайд 28

На I уровне доречевого развития с первых недель жизни посредством легких прикосновений и поглаживаний ворсовой щеткой наружной поверхности сжатой в кулак кисти в направлении от кончиков пальцев к лучезапястному суставу вызывают раскрытие кисти и веерообразное разведение пальцев ( рис.3).

Слайд 29

На II уровне доречевого развития дальнейшие упражнения направлены на развитие хватательной функции рук. С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам. Дефектолог захватывает расслабленные руки ребенка и нерезко поднимает их вверх (фото 39), легко опускает на губы (фото 40) или веки (фото 41) фото 41 фото39 ф ото 40

Слайд 30

Дальнейшее развитие действий с предметами у детей, находящихся на III- IV уровне доречевого развития , предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. С целью развития моторики рук дефектолог предлагает ребенку выполнять различные по трудности движения с игрушками. Фото 42,43,44. Ребенок берет игрушку из разных положений

Слайд 31

Развитие понимания речи На I и II уровнях доречевого развития формируют предпосылки понимания речи: зрительные и звуковые дифференцировки. На III уровне доречевого развития , учитывая особенности детей с ППП ЦНС, им предлагают запомнить названия игрушек

Слайд 32

Для развития понимания речи ребенком, находящимся на IV уровне доречевого развития , используют следующие приемы: Запоминание названий простых движений (ЛАДУШКИ, ПОКА, ДАЙ, НА) и выполнение их по инструкции фото 47,48. Ладушки

Слайд 33

Фото 49,50. «ПОКА» (ДО СВИДАНИЯ)

Слайд 34

Фото53. «НА» фото 51,52. «ДАЙ»

Слайд 35

Организация игр-развлечений «ПРЯТКИ», «КУ-КУ», «СОРОКА». Фото 54, 55 Игра на музыкальном занятии «КУ-КУ»

Слайд 36

Фото 56, 57. Игра-развлечение «ПРЯТКИ»

Слайд 37

фото 58. Где «КРЯ-КРЯ»? фото 59. Где «УТИ-УТИ»? ПОИСК ПО СЛОВУ ПЕДАГОГА (МЕД.СЕСТРЫ) ПРЕДМЕТА, ИГРУШКИ, РИСУНКА НА СТЕНЕ

Слайд 38

ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ «ЛЯ-ЛЯ», «БИ-БИ» - ИГРУШКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ НА КАРТИНКЕ.

Слайд 39

Основные принципы коррекционно-педагогической работы 1 ) Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми с ППП ЦНС (с первых недель и месяцев жизни), 2 ) Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько уровень доречевого развития, на котором он находится . 3 ) Коррекция и развитие доречевых функций детей с ППП ЦНС требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность, последовательность в преподнесении материала, активность , наглядность .

Слайд 40

4) Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация педагогической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского, так и педагогического персонала.

Слайд 41

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.

Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...

Методическая разработка "Система коррекционной работы с детьми первого года жизни"

Данная методческая разработка раскрывает систему коррекционной работы сдетьми первого года жизни.Включает в себя:1. Основные направления коррекционно-развивающей работы сдетьми младенческого возраста ...

Система коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНC.

В данной статья представлена актуальность темы коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНС. Представлены особенности развития детей младенческого и раннего возраста...

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ Под ред. Е.А. Стребелевой

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТАС ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫВ ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГОПРЕБЫВАНИЯ                    ...

Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.

Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....