Особенности психомоторного развитие детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
презентация по коррекционной педагогике

Фильева Светлана Анатольевна

доклад на медико-педагогической конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психомоторного развитие детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы

Доклад на медико-педагогической конференции.

Подготовила: учитель-дефектолог                                                физиологического отделения  С.А. Фильева                                                   ноябрь 2016 года

ГБУЗ «Пензенский дом ребенка»


ППП ЦНС

Что это такое?

Детям до 1 года часто ставят диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Возможна так же такая аббревиатура как ППП ЦНС (последствия перинатальной патологии ЦНС – чаще устанавливается после 1 года).

Суть от этого не меняется:

Головной мозг ребенка пострадал в перинатальном периоде (внутриутробно, во время родов, либо сразу после родов). Повреждающие факторы различны: начиная с внутриутробной гипоксии (нехватки кислорода головному мозгу плода), недоношенности, токсикоза у матери, родовых травм при стремительных и затянувшихся родах, заканчивая затянувшейся желтухой новорожденных и т.д

Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются двигательные, речевые, сенсорные нарушения.

Состояние артикуляционного аппарата.

У детей в возрасте от рождения до пяти месяцев  голос слабый. Мимика вялая, невыразительная.

Эти отклонения отражаются на процессе вскармливания ребенка: дети плохо сосут из бутылочки, захлебываются, давятся. У них отмечаются постоянные поперхивания во время еды, молоко подтекает из углов рта. В менее тяжелых случаях патология артикуляционного аппарата проявляется в треморе подбородка и языка, вялости губной мускулатуры, слабости сосательных движений. У этих детей звуки гуления появляются в возрасте до пяти месяцев, крик у них выразительный и служит средством общения с окружающими.

У детей в возрасте от пяти месяцев до одного года нарастает выраженность патологических проявлений в артикуляционном аппарате, что проявляется в паретичности (вялость тонуса мышц), спастичности (напряженность тонуса мышц), дистонии (меняющийся тонус мышц), треморе языка. Форма языка у многих детей патологическая без выраженного кончика, язык утолщенный, занимающий всю ротовую полость, что объясняется патологическим распределением тонуса в мышцах языка.

Подвижность языка и губ у этих детей значительно ограничена, с возрастом не исчезает, а, наоборот, закрепляется и приводит к тому, что артикуляционный аппарат остается неподготовленным к гулению и лепету. У детей с выраженной патологией артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность проявляется в недифференцированных гортанных звуках, лишенных интонационно-выразительной окраски. В менее тяжелых случаях у детей появляется гуление, лепет, развивается интонационная система языка.

Голосовая активность.

Крик в первые месяцы жизни у детей с ППП ЦНС не может служить средством общения с окружающими. Лишь у некоторых детей к 5—12 месяцам крик приобретает коммуникативную функцию, но интонационно он остается маловыразительным.

Развитие гуления.

Спонтанные короткие звуки гуканья у некоторых детей с ППП ЦНС появляются только к концу первого года жизни.

Чаще всего дети издают редуцированные гласные звуки и их сочетания: [а], [э], [аэ], [эо] – спонтанно или при общении с взрослым. Интонационной окраски эти звуки не имеют. Большинство детей необходимо постоянно стимулировать к произнесению звуков гуканья.

Если у нормально развивающегося ребенка звуки гуления носят певучий характер, то у детей с ППП ЦНС они короткие, лишенные певучести. У большинства детей гуление представлено недифференцированными гласными звуками и их сочетаниями: [а], [ы], [э], [уэ], [эо], а заднеязычные звуки [г], [к], [х] отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что для детей с ППП ЦНС крайне затруднительно вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Активность гуления у детей с ППП ЦНС очень низкая. что, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе формирования потребности в речевом общении и приводит к задержке психического развития в целом.

Развитие лепета. Спонтанный лепет у детей с ППП ЦНС появляется лишь после 12 месяцев, что существенно отстает от нормы. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава и отсутствием слоговых комплексов.

Чаще всего в лепете детей с ППП ЦНС присутствуют гласные [а], [э] и губно-губные согласные [п], [м], [б]. Преобладание в лепете гласных [а], [э] объясняется тем, что они легки для произнесения, так как требуют лишь вибрации голосовых связок и раскрывания рта. Для произнесения согласных звуков [м], [п], [б] необходима активизация губной мускулатуры, которая наиболее подготовлена вследствие постоянного совершенствования моторики губ в акте сосания во время приема пищи.

Наиболее характерными в лепете детей являются сочетания гласных [а], [э] с губно-губными согласными: [па], [ма], [ама], [ба], [аба]. Вместе с тем для них характерны недифференцированные гортанные звуки лепета.

В связи с этим у большинства детей с ППП ЦНС отсутствует та последовательность этапов развития лепета, которая характерна для лепета здоровых детей. Наследственная программа озвученных артикуляционных движений, реализуемая независимо от слуха детей и восприятия речи окружающих (I этап развития лепета по В. И. Бельтюкову), у детей с ППП ЦНС выражена плохо или отсутствует вообще.

У детей с ППП ЦНС II этап развития лепета либо отсутствует, либо протекает искаженно (плохо формируется механизм аутоэхолалии – самоподражания); III этап, характеризующийся сочетанием звуковых слоговых комплексов, физиологических эхолалий и знаменующийся переходом к активной речи, появляется с большим опозданием и длится значительно дольше, чем у здоровых детей.

Некоторые особенности психического развития

У некоторых детей отсутствует врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя. Зрительное сосредоточение у них появляется лишь после 4–8 месяцев и характеризуется рядом патологических особенностей: косоглазием, нистагмом (непроизвольные быстрые движения глазных яблок), влиянием патологических тонических рефлексов (ограничение поля зрения, косоглазие) на мышцы глаз и др.

У детей значительно задерживается развитие зрительных, слуховых и ориентировочных реакций, а на любой оптический и слуховой раздражитель возникает притормаживание общих движений, в том числе и сосания, но поворота в сторону раздражителя вызвать у них не удается. В результате этих нарушений у детей первых пяти месяцев жизни ориентировочные реакции выражены слабо или отсутствуют вообще. У некоторых малышей вместо ориентировочных реакций на оптический или слуховой раздражитель возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг, а слуховое сосредоточение появляется очень поздно, после 5—17 месяцев.

Описанная патология наблюдается у детей с наиболее тяжелым поражением мозга. В более легких случаях у детей с опозданием, но все же формируются зрительное и слуховое сосредоточение, а эмоциональные реакции развиваются в соответствии с возрастом. Однако комплекс оживления у этих детей не всегда содержит в себе все существенные компоненты: в одних случаях он проходит без двигательных реакций, в других – без голосовых

Наиболее характерными нарушениями зрительного восприятия являются: косоглазие, нистагм (непроизвольные быстрые ритмические движения глазных яблок), сужение поля зрения (как вверх-вниз, так и влево-вправо), влияние патологических тонических рефлексов на мышцы глаз, трудности фиксации взора на интересующем объекте.

У подавляющего большинства детей ярко выражена недостаточность развития движений рук: они не могут дотянуться до игрушки и схватить ее из-за плотно сжатых кулаков. При попытках захватить игрушку отмечается тремор рук и промахи. Дети не тянутся к игрушке, удаленной от них на 25–30 см, а берут только находящийся непосредственно перед глазами предмет.

Уровни доречевого развития детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы

В своих работах Архипова Е.Ф. условно выделить четыре уровня доречевого развития малышей с ППП ЦНС в зависимости от особенностей развития их голосовой активности.

I уровень – отсутствие голосовой активности. 

Характеристика голосовой активности и функции общения. Голосовая активность детей проявляется только при плаче и крике. Голос детей с ППП ЦНС тихий, слабый, смодулированный, быстро истощающийся. По крику нельзя определить состояние ребенка и его желания. Дифференцированную голосовую активность дети не проявляют – они не гулят. Период бодрствования у них короткий, на его фоне возникают отрицательные реакции. Эмоциональное общение с окружающими у детей выражено слабо. Улыбка недостаточно выразительна или вообще отсутствует.

Характеристика двигательного развития. Положение тела у многих детей вынужденное (рис.1, 2). У них отсутствуют произвольные движения. Дети не удерживают голову (рис.3), не могут повернуть ее при прослеживании за движением игрушки. Функции рук у них не развиваются (рис.4).

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания.

У детей с ППП ЦНС изменения мышечного тонуса губ (рис. 5) и языка (рис. 6) проявляются в паретичности (частичная неподвижность лица), спастичности, дистонии или гиперкинезах (паталогические внезапно возникающие непроизвольные движения). Нарушение подвижности губ и языка затрудняет процессы сосания и глотания. Нередко отмечается подтекание молока из углов губ. Лицо амимичное. Иногда нарушается дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинхронно с сосанием.

II уровень – наличие недифференцированной голосовой активности. 

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми можно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и «комплекс оживления». Общение детей с окружающими осуществляется посредством недифференцированных движений тела, головы, сопровождающихся неорганизованной вокализацией, что соответствует раннему доязыковому уровню развития общения здоровых детей. Дети издают недифференцированные звуки как спонтанно, так и отраженно (вслед за взрослым), но певучее гуление у них отсутствует. Детям доступно нечеткое произношение гласных звуков [о], [э], [ы]. Их крик не является средством выражения различных состояний и желаний. Голос у них немодулированный. В целом период бодрствования у них протекает вяло.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Нарушение функций мышц языка приводит к формированию его патологической формы (рис.7,8). Наличие оральных синкинезий (непроизвольные мышечные сокращения) затрудняет произвольные движения языка и губ. Изменение тонуса мышц органов артикуляции проявляется в виде спастичности, паретичности, дистонии (рис. 9). Голос у детей слабый, смодулированный. Дыхание в ряде случаев стридорозное (свистящее, шумное). Возможна псевдо-бульбарная симптоматика (расстройства речи, обусловленные центральным парезом или параличом мышц).

III уровень – гуление. 

Этот уровень доречевого развития детей с ППП ЦНС характеризуется неравномерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт, они реагируют на интонации голоса говорящего. У них ярко выражены «комплекс оживления» и стремление к общению с взрослым. Крик детей, находящихся на этом уровне доречевого развития, является средством выражения состояний, желаний и, следовательно, средством общения с людьми. Спонтанно и по подражанию дети произносят звуки гуления: длительные по звучанию гласные, губные согласные звуки в сочетании с гласными ([бу], [пу], [ма], [ха], [ка]). В гулении появляются аутоэхолалии, то есть самоподражание.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Становится очень заметной псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушениях голоса, дыхания, процесса кормления. Четко проявляются такие патологические симптомы артикуляционного аппарата, как спастичностъ (рис.10), паретичностъ (рис.11), дистония, гиперкинезы языка, оральные синкинезии. Подвижность языка и губ значительно ограничена

IV уровень – лепет. 

У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций, так как уровень развития эмоциональной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.

Характеристика голосовой активности и функции общения. Средствами общения детей с окружающими являются выразительные движения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, упрощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими гласными звуками. Слогового лепета, как правило, не отмечается. Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отраженный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены крайне слабо. Имеющиеся простые лепетные слова дети произносят редко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у них выражена слабо, речевая активность низкая. Дети понимают обращенную речь – как простые ситуативные инструкции, так и сложные.

Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ,  языка, гиперкинезах языка (рис.12), что приводит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движений и к другим изменениям. Почти у всех детей имеют место повышенная саливации и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.

Т.о. в большинстве случаев у детей с ППП ЦНР в лепете не прослеживается этапов, характерных для здоровых детей. Первый этап развития лепета выражен крайне слабо. На втором этапе у них не формируется механизм аутоэхолалии, т.е. самоподражания. Третий этап – так называемый слоговый лепет - появляется поздно и в искаженном виде.

Хватательная и манипулятивная функция рук у детей с ППП ЦНС нарушены.

Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задерживают развитие познавательной деятельности.

У большинства детей обнаруживается невысокий уровень развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы, что является одной из причин недостаточности их познавательной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУЗ «Пензенский дом ребенка» Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы Доклад на медико-педагогической конференции Подготовила учитель-дефектолог физиологического отделения С.А.Фильева ноябрь 2016 года г. Кузнецк

Слайд 2

ППП ЦНС Что это такое? Детям до 1 года часто ставят диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Возможна так же такая аббревиатура как ППП ЦНС (последствия перинатальной патологии ЦНС – чаще устанавливается после 1 года). Суть от этого не меняется: Головной мозг ребенка пострадал в перинатальном периоде (внутриутробно, во время родов, либо сразу после родов). Повреждающие факторы различны: начиная с внутриутробной гипоксии (нехватки кислорода головному мозгу плода), недоношенности, токсикоза у матери, родовых травм при стремительных и затянувшихся родах , заканчивая затянувшейся желтухой новорожденных и т.д

Слайд 3

Уровни доречевого развития детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы

Слайд 4

I уровень – отсутствие голосовой активности Характеристика голосовой активности и функции общения. Голос детей с ППП ЦНС тихий, слабый, быстро истощающийся. По крику нельзя определить состояние ребенка и его желания. Дети не гулят . Период бодрствования у них короткий, на его фоне возникают отрицательные реакции. Эмоциональное общение с окружающими у детей выражено слабо. Улыбка недостаточно выразительна или вообще отсутствует.

Слайд 5

Характеристика двигательного развития. Рис. 1 Опора с перекрестом ног . Рис.2. Патологические тонические рефлексы

Слайд 6

Характеристика двигательного развития. Рис. 3. Ребенок не удерживает голову Рис. 4. Недоразвитие функции рук отсутствие произвольных движений.

Слайд 7

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Рис. 5. Вялость губ, сглаженность носогубных складок У детей с ППП ЦНС изменения мышечного тонуса губ (рис. 5) и языка (рис. 6) проявля-ются в паретичности (частичная неподвиж-ность лица), спастичнос-ти , дистонии или гиперкинезах ( патало-гические внезапно возникающие непроиз -вольные движения)

Слайд 8

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Рис. 6. Массивный напряженный язык Нарушение подвижности губ и языка затрудняет процессы сосания и глотания. Нередко отмечается подтекание молока из углов губ. Лицо амимичное . Иногда нарушается дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинхронно с сосанием.

Слайд 9

II уровень наличие недифференцированной голосовой активности. Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми можно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и «комплекс оживления». Общение детей с окружающими осуществляется посредством недифференцированных движений тела, головы, сопровождающихся неоргани-зованной вокализацией, что соответствует раннему доязыковому уровню развития общения здоровых детей. Дети издают недифференцированные звуки как спонтанно, так и отраженно (вслед за взрослым), но певучее гуление у них отсутствует. Детям доступно нечеткое произношение гласных звуков [о], [э], [ ы ]. Их крик не является средством выражения различных состояний и желаний. Голос у них немодулированный. В целом период бодрствования у них протекает вяло.

Слайд 10

Характеристика сенсорного развития. Ярко выражена недостаточность зри-тельного внимания, ограничение полей зрения, косоглазие. Слуховое внимание на голос и речь также снижено.

Слайд 11

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Ориентировочные реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка. Дети равнодушны к игрушкам, не обнаруживают адекватной реакции на новую ситуацию. Познавательная деятельность развита слабо, эмоциональные реакции бедные.

Слайд 12

Характеристика двигательного развития. Рис.7. Отсутствие опорной функции рук Рис.8.Порочное положение кистей рук Произвольная мотори -ка крайне ограничена (рис. 7). Дети слабо удерживают голову, кисти рук в порочных положениях (рис 8). Манипулятивная деятельность отсутствует .

Слайд 13

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Рис. 9. Массивный язык без выраженного кончика, неравномерное распределение тонуса в мышцах языка Рис. 10. Раздвоенность языка Нарушение функций мышц языка приводит к формированию его патологической формы

Слайд 14

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Рис. 11. Вялость губ Изменение тонуса мышц органов артикуляции прояв-ляется в виде спастичности , паретичности , дистонии (рис.11). Голос у детей слабый, смодулированный . Дыхание в ряде случаев свистящее, шумное. Возможна псевдобульбарная симптоматика (расстройства речи, обусловленные цент- ральным парезом или параличом мышц).

Слайд 15

III уровень – гуление . Этот уровень доречевого развития детей с ППП ЦНС характеризуется неравномерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими.

Слайд 16

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт, они реагируют на интонации голоса говорящего. У них ярко выражены «комплекс оживления» и стремление к общению с взрослым. Крик детей, находящихся на этом уровне доречевого развития, является средством выражения состояний, желаний и, следовательно, средством общения с людьми. Спонтанно и по подражанию дети произносят звуки гуления : длительные по звучанию гласные, губные согласные звуки в сочетании с гласными ([ бу ], [ пу ], [ ма ], [ха], [ ка ]). В гулении появляются аутоэхолалии , т. е. самоподражание .

Слайд 17

Характеристика сенсорного развития. У детей появляются дифференцированные зрительные и слуховые реакции: они отличают знакомых от незнакомых, различают их голоса.

Слайд 18

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети проявляют интерес к окружающему, обращают внимание на яркие игрушки, могут совершать с ними элементарные манипуляции. Они эмоциональны, активны, различают некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации.

Слайд 19

Характеристика двигательного развития. Рис.12 и 13. Патологическая опора на ноги У детей, находящихся на этом уровне, развивается зрительно-моторная координация. Они могут захватить игрушку, манипулировать ею, но их движения ограничены, напряженны, крайне неловки Дети самостоятельно не сидят и не стоят (рис. 12, 13).

Слайд 20

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ОПОРА НА НОГИ

Слайд 21

Дети самостоятельно не сидят

Слайд 22

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Рис. 14. Спастичность языка Рис. 15. Вялость губной мускулатуры, постоянно открытый рот Становится очень замет-ной псевдобульбарная симптоматика, проявляю- щаяся в нарушениях голо- са , дыхания, процесса кормления. Четко проявля-ются такие патологические симптомы артикуляцион-ного аппарата, как спастичностъ (рис. 14), паретичностъ (рис. 15), дистония, гиперкинезы языка, оральные синкине-зии . Подвижность языка и губ значительно ограниче -на.

Слайд 23

IV уровень – лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций, так как уровень развития эмоциональной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.

Слайд 24

Характеристика голосовой активности и функции общения. Средствами общения детей с окружающими являются выразительные движения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, упрощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими гласными звуками. Слогового лепета, как правило, не отмечается. Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отраженный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены крайне слабо. Имеющиеся простые лепетные слова дети произносят редко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у них выражена слабо, речевая активность низкая.

Слайд 25

Характеристика сенсорного развития. Нарушение слухового восприятия проявляется в снижении слухового внимания на речь, в трудностях локализации источника речи. Сенсорные нарушения задерживают темп психического развития детей.

Слайд 26

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети заинтересованы в эмоциональном контакте. Они проявляют живой интерес ко всему окружающему, длительно используют игрушку. У некоторых начинает развиваться предметная деятельность, но тонкие ручные движения у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значительно опережает уровень развития экспрессивной речи.

Слайд 27

Характеристика артикуляционного аппарата. Рис. 16. Гиперкинезы языка при попытке взять игрушку Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ, языка, гиперкинезах языка (рис. 16), что приводит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляцион-ных движений и к другим изменениям. Почти у всех детей имеют место повышенная саливации и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени, отмечаются слабость кусания и жевания.

Слайд 28

Некоторые особенности психического развития детей с ппп цнс Зрительное сосредоточение у них появляется лишь после 4–8 месяцев У детей значительно задерживается развитие зрительных, слуховых и ориентировочных реакций и на любой оптический или слуховой раздражитель наступает притормаживание общих движений, а у некоторых возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг.

Слайд 29

Слуховое сосредоточение появляется очень поздно, после 5—17 месяцев. У подавляющего большинства детей ярко выражена недостаточность развития движений рук: они не могут дотянуться до игрушки и схватить ее из-за плотно сжатых кулаков. При попытках захватить игрушку отмечается тремор рук и промахи.

Слайд 30

От рождения до двух лет обнаруживаются значительные патологические изменения артикуляцион-ного аппарата, голоса, дыхания, что с возрастом не исчезает, а, наоборот, закрепляется и приводит к тому, что артикуляционный аппарат остается неподготовленным к гулению и лепету.

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей первого года жизни

Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...

Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...

Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни

Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Поэтапное описание развитие ребенка от 0-1года, его потребности, интересы....