Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни. (составлена Э.Л.Фрухт по материалам Н.М., Щелованова, М.Ю. Кистяковской, С.М.Кривиной, Э.Л.Фрухт)
материал по коррекционной педагогике

Попова Наталья Михайловна

Первый год жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_1-go_goda_zhizni_frukht_pechora.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни.

(составлена Э.Л.Фрухт по материалам Н.М., Щелованова, М.Ю. Кистяковской, С.М.Кривиной, Э.Л.Фрухт)

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Вздрагивает и мигает при резком звуке.

Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Успокаивается при слабом звуке.

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

1  месяц

Плавное прослеживание движущегося предмета.

Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

2 месяца

Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого.

Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке.

Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.

Повторно произносит отдельные звуки.

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

3 месяца

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке)

Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Случайно наталкивается на игрушки, низко висящие над грудью.

Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении(на руках у взрослого).

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

4 месяца

Узнает мать (радуется)

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По –разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.

Во время бодрствования часто и легко возникает  «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку.

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Подолгу певуче гулит.

Ест с ложки полугустую пищу.

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

5 месяцев

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого).

Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.

Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.

6 месяцев

По-разному реагирует на свое и чужое имя.

Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.

Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая

Произносит отдельные слоги (начало лепета).

Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

7 месяцев

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте.

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

8 месяцев

Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.)

Игрушками занимается долго и разнообразно, действует  ими. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер.

Сам садится и ложится. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «Ладушки», «Дай ручку», и др.

На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах.

Громко и четко повторно произносит различные слоги.

Ест корочку, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

9 месяцев

Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию.

Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям и движениям другого ребенка.

С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.)

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

На вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, оборачивается на зов.

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания)

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

10 месяцев

Действует рядом с ребенком или одной с ним игрушкой.

Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.). Действия с предметами принимают устойчивый характер.

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

По просьбе «дай» находит знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.) выполняет разученные действия.

Подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет в его лепете.

Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

11 месяцев

Радуется приходу детей. Избирательно относится к детям.

Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень)

Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги

По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.) Появляются первые обощения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машинки, часы и др.)

Произносит первые слова-обозначения, например «ав-ав», «кис-кис», «дай».

Умения и навыки закрепляются.

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки и действие с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

12 месяцев

Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову) Узнает на фотографии знакомого взрослого.

Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (кормит, водит, баюкает куклу и др.)

Ходит самостоятельно (без опоры)

Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдайте», «положи на место» и др.). Понимает слово «нельзя» (прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные действия с игрушками.

Легко подражает новым слогам. Произносит 6-10 облегченных слов.

Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит на стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста (1-3 года)...

Показатели нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.

Развитие детей 2-3 года жизни по следующим линиям:понимание;активная речь;сенсорное развитие;игра и действия с предметами;движения;навыки;конструктивная деятельность;изобразительная деятельность....

Показатели нервно-психического развития детей

представлены показатели нервно-психического развития детей от 2 до5 лет....

Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни

Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....

Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни

Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей...

Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни (карта)

Эпикризный срок  Л и н и и     р а з в и т и яПонимание речиАктивная речьСенсорное развитиеИгра и действие с предме­тамиДвиженияНавыкиКонструктив­ная деятельность...