Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни
методическая разработка по логопедии

Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normativy_pm_razvitiya.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад № 37» Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни Ярославль 2021г

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ? Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека. Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей.

Слайд 3

Рассмотрим путь становления нервно-психического развития здорового ребенка Зрительный анализатор – центральный аппарат в познавательной деятельности. У новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз на раздражитель. Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем. Затем развивается устойчивое прослеживание и движение головы, которая следует с некоторым опозданием за движением глаз.

Слайд 4

К концу 1 месяца малыш может фиксировать взгляд на предмете или лице взрослого, находящегося сбоку, сверху, снизу. В первой половине 2-го месяца жизни у детей формируются все сложные движения глаз: фиксация, прослеживание, малыш четко видит предмет обоими глазами . У детей 2-3 месяцев жизни длительность фиксации взглядом значительно увеличивается. К 4-5 месяцам появляются зрительные дифференцировки. Дети первых месяцев жизни уже различают цвета, величину предметов, пространственные соотношения и другие сенсорные качества предметов.

Слайд 5

Слуховой анализатор подготовлен к восприятию звуков уже к моменту рождения ребенка, но слух в первые моменты после рождения несовершенен. К 3-3,5 месяцам - ребенок направляет взгляд в сторону звука. В 4 месяца малыш прислушивается к голосу взрослого, ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением . С 5 месяцев дети различают тон голоса, адекватно на него реагируют. С 6 месяцев начинает формироваться фонематический слух, а заканчивается его формирование в норме к 2 годам. (Показывает игрушку – мишка-мышка ).

Слайд 6

В возрасте 8-12 месяцев формируется начальное понимание обращенной речи. Слухо -речевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи, что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту рождения ребенка. Но для функционирования слухо -речевого анализатора необходимо развивать у ребенка слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос , то есть развивать не просто слух, а речевой слух.

Слайд 7

Развитие понимания речи – один показателей развития здорового ребенка. Это очень сложный и длительный процесс. Важность приобретает эмоциональное общение с ребенком с первых дней жизни. Со второго полугодия жизни у ребенка резко возрастает интерес ко всему окружающему, в 7-8 месяцев при правильном воспитании начинает устанавливаться связь некоторых слов с окружающими предметами, то есть формируется первичное понимание речи. К концу первого года в результате установления большого количества разнообразных сочетаний с одним и тем же словом оно становится обобщенным.

Слайд 8

Эмоциональное состояние . Эмоционально-положительные выразительные реакции возникают и развиваются под влиянием внешних воздействий на органы чувств в моменты эмоционального общения с ребенком. При установлении эмоционального контакта с ребенком уже в первые месяцы жизни можно вызвать у него улыбку. Улыбка не является прирожденной реакцией, а появляется при фиксации взора ребенка на лице взрослого или предмете.

Слайд 9

Уже на втором месяце жизни ребенка появляются простейшие формы доречевого общения со взрослым в виде улыбки, хаотичных общих движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым, так называемого «комплекса оживления ». Развитие эмоциональной сферы начинается с первых дней жизни и быстро совершенствуется. Маленькому ребенку свойственны такие реакции, как удивление, страх, смех, радость, внимание, и каждому из этих проявлений соответствуют определенные мимические движения.

Слайд 10

Движение и практическая деятельность. В развитии речевой активности большое значение имеет манипулятивная , предметная и игровая активность. Д о 6 месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев - двигательные реакции руки. В 3-4 недели во время импульсных движений появляются хаотичные движения рук. В 1-3 месяца дети приближают руки ко рту, сосут кулачки, фиксируют руки взором, угасает хватательный рефлекс. В 3-4,5 месяца малыш тянет руки к предмету, ощупывает его. После 5-6 месяцев ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Слайд 11

В возрасте одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, переворачивается, ползает, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки. Предметно-игровая деятельность у детей формируется с 4-7 месяцев . Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Похлопывает по предмету, стучит им, размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание. В 7-12 месяцев -может манипулировать одновременно двумя предметами . .

Слайд 12

Становление речи . С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя , ба-ба и т.п.).

Слайд 13

С 5 мес . ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 мес . ребенок путем подражания произносит отдельные слоги ( ма-ма - ма , ба-ба-ба, тя-тя-тя , па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику , интонацию . Во втором полугодии малыш воспринимает звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай- дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

Слайд 14

В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10 — 11 мес . появляются реакции на слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка -правильная речь окружающих К 12 месяцам жизни появляются первые слова. Итак, к концу первого года жизни у здорового ребенка появляются импрессивная и экспрессивная речь, развивается игровая деятельность, ребенок самостоятельно передвигается. На этом заканчивается доречевой период и дальше идет период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей первого года жизни

Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...

Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...

"Художественное развитие детей первого года жизни"

Художественное развитие детей первого года жизни...

Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни

Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Поэтапное описание развитие ребенка от 0-1года, его потребности, интересы....