«Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста»
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Коршунская Алевтина Александровна

Игра – это основной вид деятельности ребенка. Она доставляет ему удовольствие и радость. Играя, малыш действует с предметами, знакомится с их свойствами, разговаривает, двигается. В игре происходит умственное и физическое развитие ребенка, развивается воображение, внимание, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар игра: «Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста»

      Игра – это основной вид деятельности ребенка. Она доставляет ему удовольствие и радость. Играя, малыш действует с предметами, знакомится с их свойствами, разговаривает, двигается. В игре происходит умственное и физическое развитие ребенка, развивается воображение, внимание, память.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить своих детей.

Играя, дети не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и со взрослыми. Каждая игра содержит познавательные и воспитательные игровые составляющие, сопровождаются игровыми действиями и организационными отношениями.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами - орудиями:

«Накроем кастрюли крышками» - развивают у детей умение воспринимать цель игры и действовать с предметом.

«Донесем кастрюли до плиты» (выбор прихваток) знакомит детей с различными предметами бытового назначения, которые могут наблюдать в обществе.

 «Разложим посуду на подносы» выполняют игровые действия по подражанию действиям взрослого.

 «Чашки и ложки», «Мамин стол», «Принесем Мишке овощи и фрукты в корзине», «Украсим стол для деток», «Если кастрюли горячие…», «Кукла спит» - все эти игры знакомят детей с предметами, необходимыми для игры с куклой (одежда, посуда, мебель), дети показывают и называют их мимикой, жестами, словами.

Во время игры дети обучаются навыкам раздевания и одевания куклы, кормлению куклы и других образных игрушек, мытья куклы и различных резиновых и пластмассовых образных игрушек и посуды. Прокатыванию машины, которую ребенок перемещает, удерживая рукой за веревочку, за корпус, за специальную палочку на столе, на полу, по наклонной плоскости. В процессе этих игр формируется у детей умение выполнять последовательную цепочку игровых действий, развивается звукоподражания животным, плачу куклы, подражания звукам, характерным для различных двигателей.

В играх с предметами мы используем игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Они направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах.

В раннем возрасте игры со словом направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Большое внимание уделяется играм на развитие мелкой моторики рук. Такие игры способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. Например, игры с мозаикой, прищепками, со шнуровкой и ленточками.

Желательно выполнять простые стихотворные упражнения: «Сорока – белобока, кашку варила...», «Ладушки-ладушки», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки,  решают сразу две задачи:

  • во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка
  • во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший результат от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами.
  • Кистями рук делать «фонарики»
  • Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе - разбежались).
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.  «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Нравятся детям и игры с пазлами. Они могут быть деревянные, мягкие и на картонной основе. Лучше использовать пазлы с небольшим количеством вкладышей и крупного размера (5-10 штук).  Пазлы помогают развивать цветовое восприятие и мелкую моторику рук.

Различны и развивающие задачи, которые решаются при использовании этих игр. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Подолгу дети занимаются с разрезными картинками и кубиками. В раннем возрасте можно использовать кубики и картинки не более 4-6 частей.

 Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Таким образом, роль коррекционных игр в речевом воспитании, несомненно, они развивают сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение программного материала.

В игре работает воображение, память, мышление, развивается речь. Игра для малыша является способом познания мира вещей с различными свойствами и качествами и мира людей со сложными взаимоотношениями.

Малыш в своей игре обычно подражает взрослым. Все, что он видит и слышит, переносит в игру – отношения к вещам, действия с предметами, взаимоотношения людей, нормы поведения. Поэтому нам должно быть не безразлично, чем и как играет наш малыш.

Ребенок на 3-ем году жизни уже сам может найти себе занятие и продолжительное время играть один. Умение ребенка самостоятельно играть, нужно развивать, и не только потому, что самостоятельные игры дают возможность взрослым заниматься своими делами, а потому что это очень важно для ребенка. В игре у него развивается инициатива, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности.

 В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – художественного. Во многих из игр содержание обучение как бы выливается в игровой сюжет, интересный и близкий по их жизненному опыту. Предполагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, не заметно для себя, усваивают заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробышки и автомобиль» они учатся бегать, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «научим куклу раздеваться» помогает запомнить им последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия одежды. Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делится игрушками, познавать окружающий мир. Игра – это важнейшая часть жизни ребенка и относиться к игре, надо очень внимательно.

(использованы материалы ресурсов сети интернет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможность игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста

Игра – это основной вид деятельности ребенка. Она доставляет ему удовольствие и радость. Играя, малыш действует с предметами, знакомится с их свойствами, разговаривает, двигается. В игре происхо...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.).

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным,...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в н...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не...