Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате с воспитанниками общеразвивающих и комбинированных групп, а также с детьми с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике

Чижевская Елена Анатольевна

Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_26.04.18_chizhevskaya_e.a.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ НА ТЕМУ:

«ИГРОВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В

 

СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И КОМБИНИРОВАННЫХ

 ГРУПП, А ТАКЖЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

        

ЧИЖЕВСКАЯ

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ

                

КЛИН

26 АПРЕЛЯ 2018 г.

Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате с воспитанниками общеразвивающих и комбинированных групп, а также с детьми с ОВЗ.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительное, слуховое и  тактильное восприятие. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

 Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. 

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются, стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.

Занятия проводятся в группах до 7 человек и индивидуально.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1.

Вводная

  • Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
  • Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами
  • Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).

Часть  2.

Рабочая

  • На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
  • В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3.

Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, релаксации.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

  • Упражнения на мышечную релаксацию

снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.

  • Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему.

  • Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.

Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

  • Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

способствует развитию произвольности

Примеры игровых занятий:

«Коса»

 (Это упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон)

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

 Дети устраиваются рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

 «Золотая рыбка»

 (Для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками)

 Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект. Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.

 «Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.

Детям предлагается принять удобное положение в креслах - пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма. Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.

Упражнение «Муха»

 Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Часики:

 Первый вариант — с опорой на руки;

второй вариант — без опоры на руки.

 Эти игры служат для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук. Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.

Полощем белье.

 Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движения вправо-влево («полощет белье»), то же повторяет левой рукой.

 

Бочонок

 Цель: развитие координации, мышц спины, живота, ног.

Перекаты «бочонком»  к одному бортику бассейна, к другому.

Сенсорная комната в детском саду предназначена не только для детей.
Снять стресс, забыть все жизненные неприятности могут и взрослые сотрудники детского сада. Они могут провести в фантастическом мире детства какое-то время. Ведь работать воспитателем нелегко, это постоянное напряжение и тяжелый груз ответственности. А сенсорная комната помогает психологически расслабиться.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Сборник методических пособий для работы в Сенсорной комнате; ООО «МисэН»; website: www.Obektivcentr.ru
  2. Титарь А.И.  Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 88 с.: ил. (Развитие и воспитание).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в сенсорной комнате «В гости к собачке Жучке»

Конспект коррекционно-развивающего занятияв сенсорной комнате«В гости к собачке Жучке»Демчук Ольга ВалерьевнаУчитель-дефектологГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный&raq...

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате "Космическое путешествие на разноцветную планету"

профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;создание положительного эмоционального настроя;формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласованности движений собственного тела;облегчение ...

Коррекционно- развивающее занятие в сенсорной комнате "Путешествие по волшебной комнате"

Восстановление эмоционального состояния ребенка в условиях сенсорной комнаты...

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате по развитию логического мышления в старшей группе «Вокруг света»

Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. ЗадачиОбразовательные:- расширить представления детей об окружающем мире; Развивающие:- стимулировать развитие базо...

Коррекционно развивающее занятие в сенсорной комнате "Космическое путешествие" (старшая группа)

Занятие в сенсорной комнате имеет три основные части: вводная – организационная часть (приветствие, введение в игровую ситуацию), основная часть (затруднения игровой ситуации, релаксация, выполн...

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате со старшей группой

Цели:- создание положительного настроя в группе;- развитие когнитивной сферы детей;- активизировать произвольное внимание, умственные способности;- развивать тактильную чувствительность;- формировать ...