Презентация: "Формирование фонематических процессов у дошкольников". 2017год.
презентация по логопедии

Семьянских Мария Юрьевна

Данная презентация подробно рассказывает об этапах формирования фонематических процессов у дошкольников, требованиях ФГОС по этому разделу развития речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей: «Формирование фонематических процессов во время организованной деятельности по развитию речи и обучению грамоте».

Слайд 2

ФГОС ДО действует с 1 января 2014 года: « Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте ».

Слайд 3

ООП ДО « От рождения до школы». Образовательная область « Речевое развитие» : Направление работы: « Звуковая культура речи».

Слайд 4

Младшая группа (от 3 до 4 лет) Учить детей внятно произносить в словах гласные(а, о, у, и, ы) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г-; ф-в, т-с, з-ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата , слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Слайд 5

Средняя группа (от 4 до 5 лет). Закреплять произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Слайд 6

Старшая группа (от 5 до 6 лет). Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, р-л. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Слайд 7

Подготовительная к школе группа ( от 6 до 7 лет). Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Слайд 8

Статья Н.В. Дуровой « Формирование фонематического слуха у детей ». Москва 1996

Слайд 9

Фонематический слух - это специфически человеческая способность. Мы воспринимаем человеческую речь, а затем понимаем её и овладеваем ею благодаря тому, что с самого раннего возраста у нас развивается сенсорная способность к восприятию речи. Фонематический слух формируется очень рано .

Слайд 10

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Логопедия под редакцией Л.С. Волковой Москва Просвещение 1989

Слайд 11

Говоря о развитии восприятия речи ребенком , Н.Х. Швачкин выделил два периода: дофонемное развитие речи и фонемную речь. В дофонемном периоде ребенок реагирует на интонацию речи взрослого, на её ритм, а затем на общий звуковой рисунок слов. Но уже к году дофонемные формы общения становятся недостаточными. У ребенка возникает потребность в развитии речевых форм общения. К этому времени малыш начинает воспринимать звуки и пользоваться ими как смыслоразличителями слов и слово становится средством общения. Этот период Н.Х. Швачкин назвал «фонемной речью» и отводил ему решающее значение в формировании сенсорной стороны речи ребенка. Именно в это время (от года до двух) наиболее интенсивно формируется восприятие речи – фонематический слух и ,как следствие этого, уже к концу второго года жизни ребенок воспринимает все звуки человеческой речи. У него развит «первичный» фонематический слух, который становится основой овладения им полноценной речью.

Слайд 12

В психологии, лингвистике, дефектологии и педагогике существуют различные определения фонематического слуха . Позиции всех исследователей отличаются по тому объему, который они вкладывают в понятие «фонематический слух».

Слайд 13

В работах А.И. Воскресенской, Л.Е. Журовой , А.В.Запорожца можно найти рядоположное использование терминов «речевой» и «фонематический» слух, т.е. и речевой и фонематический слух понимается ими как способность воспринимать звучащую речь. Но эти понятия не идентичны и отождествлять их нельзя, так как фонематический слух является только одним из компонентов речевого слуха.

Слайд 14

Речевой слух из исследований С.Ф. Ивановой включает в себя способность воспринимать и воспроизводить звучащую речь, слышать, распознавать и передавать все фонологические средства языка и соотносить их с установленными нормами, эталонами. Речевой слух, по её мнению, имеет сложное строение: - физический слух, т.е. способность воспринимать звучащую речь в данных диапазонах громкости; - фонематический слух, т.е. способность различать и воспроизводить в речи её тембровою окраску (мелодику, тон); - чувство ритма и темпа – способность ощущать и воспроизводить в речи темп и ритм, предлагаемые каждой конкретной ситуацией; - чувство ударения (лексического, синтагматического, логического), без которых не возможно построение правильной литературной речи; - слуховое внимание (умение на слух определить то или иное звучание и его направление).

Слайд 15

Вопрос о воспитании «первичного» фонематического слуха встает тогда, когда наблюдается патология в развитии речи ребенка: задержка ее или формирование несовершенной по звуковому составу.

Слайд 16

Что же такое фонематические представления? Что понимают исследователи под фонематическим восприятием? Рассматривая различные понимания и определения фонематических представлений и фонематического восприятия, легко убедиться, что все авторы под этими понятиями имеют одно и то же: специально воспитанные у ребенка очень гонкие фонемные различия и специальные действия, направленные на овладение детьми действием звукового анализа слова, на анализ собственной речи, т.е. эти термины они употребляют рядоположенно , включая в них одно и то же содержание.

Слайд 17

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. «Логопедия под ред. Л . Волковой Москва Просвещение 1989

Слайд 18

Следующий этап, который во многом определяет речевое развитие дошкольников, успешность обучения в школе, овладение ими навыками чтения и письма. Что же является предпосылками для правильного обучения грамоте? Чтобы ребенок успешно овладел письмом и чтением, он должен уметь анализировать звуковой состав слова, т.е. слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего и знать, из каких звуков состоит данное слово. Эти знания ему нужны потому, что чтение и письмо предполагают действия со звуками слова, материализованными буквами.

Слайд 19

Однако, как показывают многочисленные исследования педагогов и психологов ( А.И.Воскресенская , А.Н.Гвоздев , Т.Т.Егоров , А.В.Запорожец , Ф. А.Сохин , Д.Б.Эльконин и др.), того уровня фонематического слуха, который воспитан к старшему дошкольному возрасту, недостаточно для овладения действием звукового анализа слов и поэтому встает вопрос о воспитании фонематического слуха до обучения грамоте. Не смотря на различные подходы исследователей к вопросу о том, какие знания и умения должны быть усвоены детьми, какие действия нужно сформировать, чтобы облегчить им усвоение начал грамоты, всех их объединяет признание, необходимости специальной подготовки к овладению чтением и письмом.

Слайд 20

При обучении грамоте речь из средства общения превращается в предмет изучения, анализа. Русский язык, как и любой другой язык, обладает лексическими, грамматическими, орфографическими и фонетическими нормами. Исследователи детской речи утверждают, что недоразвитие хотя бы одной из сторон речи, ведет к недоразвитию общей ее культуры, что, естественно, влияет на изучение самой речи, на овладение основами грамоты. Особое значение при этом отводится развитию фонематического слуха как основе овладения всей речью в целом.

Слайд 21

Д.Б . Эльконин утверждал, что одновременное знакомство детей со звуковой стороной языка и буквами приводит к тому, "что всякая работа со звуковой стороной языка прекращается, и это приводит к тому, что предметом действия для детей становятся буквы, а не звуки языка" . И при такой постановке работы формирование действия звукового анализа слов и связанное с ним развитие фонематического слуха происходит медленно и плохо. Именно поэтому нужно выделять специальный этап для введения детей в звуковую действительность языка, формирования фонематических представлений (высшей формы фонематического слуха) и осознания звукового строения речи до знакомства с буквами.

Слайд 22

Обобщая высказывания исследователей речевого развития детей и обучения их грамоте, можно сказать, что для того, чтобы дошкольники не сталкивались с традиционными трудностями на начальном этапе овладения чтением и письмом, нужно специальное обучение, которое бы являлось пропедевтикой к формированию у них навыков чтения и письма. В чем же состоит такое пропедевтическое обучение? Как и с какого возраста учить детей?

Слайд 23

В возрасте 4-5 лет дети наиболее внимательны к звуковой стороне речи. Это возраст интереса к словам , возраст любителей звуков . " Но уже к пяти годам естественный интерес детей к звуковой форме языка, не поддержанный взрослыми, угасает, их больше не увлекают звуковые игры и упражнения: "...ребенок, обладавший в самом начале дошкольного возраста чутьем языка, теряет свою особую языковую "одаренность" и приходит к школьному обучению, не умея ориентироваться в звуковом составе языка, и его приходится заново этому учить" – пишет Д.Б.Эпьконин .

Слайд 24

Пропедевтическая работа должна представлять систему речевых занятий, где ориентировочная деятельность ребенка будет специально направлена на обследование звуковой стороны речи, на различение звуков по их коррелятивным (различительным) признакам. Исследования, проведенные Л.Е.Журовой , показали, что основой ориентировочной деятельности ребенка, способом обследования звуковой структуры слова может служить интонационное выделение звука в слове.

Слайд 25

Для того, чтобы ребенок мог услышать в слове отдельный звук, именно звук, а не слово, нужно произносить особым образом, выделяя нужный звук голосом. В зависимости от "характеристики " выделяемого звука ,его нужно произносить либо дольше других: « ррручка , сорррока , милиционеррр », либо громче и четче всех звуков в слове: «Туфли, сТол , роТ ». Такое подчеркнутое произнесение звуков выступает способом обследования звукового состава слова и позволяет выделить любой звук, независимо от его характеристики и позиции в слове. Тем самым такое, произнесение выступает как обобщенный способ выделения звука в слове. Слово при этом не разрушается, а выступает в том же звуковом единстве, что и при нормативном его произнесении. Важное значение при этом играет артикуляция. Она приобретает произвольный, самостоятельный характер, ребенок научается управлять собственным артикуляционным аппаратом.

Слайд 26

Основная задача - знакомство со звуковым строением слова. Интонационное выделение звука в слове - средство ориентировки ребенка в звуковой действительности языка - в своем становлении проходит ряд последовательных этапов от максимально развернутого ориентировочно-исследовательского действия, осуществляемого по образцу, данному взрослым, к свернутому и осуществляемому в идеальном (умственном) плане: На первом этапе дети учатся в игровой ситуации изолированно произносить те—звуки, которые затем будут даны в словах для их интонационного выделения. Например, дети играют в игру "Жуки прилетели" и произносят звук "ж", а затем им предлагается назвать предметы так, чтобы в словах-названиях была слышна песенка жука - звук "ж". На втором этапе дети, действуя только по образцу, данному взрослым, произносят слова с интонационным выделением звука и называют затем этот звук изолированно. На третьем этапе дети переходят к самостоятельному интонационному выделению тех звуков, которые артикуляторно более легки для ориентировочного поиска. На четвертом этапе дети овладевают самостоятельным выделением любого звука в слове, независимо от его артикуляторной характеристики. На пятом этапе дети овладевают умением выделять в слове любой звук и назвать его изолированно.

Слайд 27

Чтобы сформировать у детей полноценное действие, необходимо выполнять следующие правила: - звук выделяется на фоне слитного проговаривания всего слова; - после интонационного выделения звука, он называется изолированно так, как слышится в слове ("мяч -1 звук - " мь ", "мак" - 1 звук -"м"); - интонационное выделение гласных звуков не дается, т.к. при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляции уже не выполняет функции обследования слова; - словесный материал должен подбираться таким образом, чтобы че­редовалось выделение согласных звуков, которые можно долго потянуть с теми, которые потянуть нельзя, а нужно произносить их более громко и четко, чтобы у детей не выработалась привычка выделять звуки одним способом; -кроме того, необходимо учить детей выделять звуки, расположенные в разной позиции в слове: первый, в середине, последний; нельзя включать слова, которые оканчиваются звонким согласным, т.к. он оглушается (еж - еш , мороз - морос ...); - чтобы сделать занятия более привлекательными для детей, облегчить формирование у них достаточно трудных умений и обыграть процесс интонационного выделения звука в слове, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружении: звук " р" - песенка большого мотора, "с" - песенка маленького насоса, и " ш" -песенка ветра ...

Слайд 28

Какие же ещё задачи и как должны решаться на пропедевтическом этапе ? Дать детям знание о слове как самостоятельной речевой единице. Дети должны узнать: 1)-наша речь состоит из слов; 2)-о номинативной (назывной функции слова); 3)-что слов много; 4)-о линейности слова; 5)-о протяженности слова; 6)-о дискретности слова; 7)-что слова звучат по - разному и схоже; 8)-о многозначности слова; 9)- что в разных словах могут быть одинаковые звуки.

Слайд 29

О номинативной функции слова. А.Шибаев Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей кругом полным – полно, А безымянных нету. О слогах. Слово делится на слоги, Как на дольки апельсин. Если слоги встанут рядом – Получаются слова: Ты-и – ква -, а вместе тыква, Со - и – ва – итак, сова.

Слайд 30

О знакомление с предложением. 1.Ознакомление с предложением как единицей речи . Выделение предложения: - из рассказа воспитателя -из рассказа ребенка -из рассказа 2-3 детей Осознание смысловой стороны предложения (что-то объясняет) - про кого... , про что говорится в предложении? 2.Ознакомление со словесным составом предложения: -составление предложений об игрушке. (Кукла спит. Мишка сидит ...) -составление предложения о действиях ребенка. (Катя танцует. Лена причесывается.) -составление предложений по картинке. -составление пространственной модели схемы предложения. Игра "Живые слова" (с подробным описанием игры можно познакомится в статье Г.П.Беляковой в журнале "Дошкольное воспитание* №10, 1975 года).

Слайд 31

Знакомство со слоговым составом слова: -произнести слово по слогам, -назвать 1,2,3 слог; -моделирование; -похлопать , ударить мячом об пол...; -назвать слово по первому слогу ( ры -ба, ры -бак, ры -нок,.); -докончи слово (паро-ход, само-лет); -назвать слова с одним, двумя, тремя слогами; -отгадывание загадок;

Слайд 32

Игры и упражнения по развитию фонематических процессов . Узнавание неречевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса . Различение слов близких по звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем.

Слайд 33

12 фонематических рядов по Н.Х.Швачкину : 1-й ряд. Различение гласных между собой. Сначала различают гласные наиболее контрастные, затем с более тонкой дифференцировкой. 1.1 «а » от других гласных; 1.2. «и »-«у», «э»-«о», «и»-«о», «э»-«у»; 1.3. «и »-«э», «у»-«о»; 2-й ряд. Различение гласных и согласных, (бак-лак); 3-й ряд. «м»-«б», «р»-«д», «й»-«в», «н»-«в»; 4.и ряд. «н»-« нь », «м»-« мь » и т.д.. по твердости мягкости; 5-й ряд. «м»-«л», «м»-«р», «н»-«л», «н»-«р», «н»-«й», «м»-«й», «м»-«н», «л»- «р»; 6-й ряд. «м»-«з», «л»-«х», «н»-«х»; 7-й ряд. «б»-«г», «в»-«з». «ф»-«х», «п»-«с»; 8-й ряд. «б»-«в», «д»-«з», «к»-«х», «д»-«ж»; 9-й ряд. «д»-«г», «т»-«к», «с»-«х», «ш»-«х»; 10-й ряд. Различаются глухие-звонкие звуки; 11-й ряд. Различаются шипящие-свистящие звуки; 12-й ряд. Звуки : «р»-«й», «л»-«й».

Слайд 34

В процессе таких упражнений фонематический слух детей достигает более высокого уровня сформированности . Уровня фонематического слуха достаточного для того, чтобы у детей умение проводить звуковой анапиз слов, т.е. первого действия, направленного на овладения собственно грамотой.

Слайд 35

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Логопедия Л. Волкова Москва Просвещение 1989.

Слайд 36

Виды фонематического анализа: Опознавание звука в слове. « Есть ли в слове звук?» Есть ли в слове санки звук «с» ? Выделение звука из слова. « С какого звука начинается слово?» С какого звука начинается слово «сыр» ? Количественный анализ. « Сколько звуков в слове?» Сколько звуков в слове «сыр»? Последовательный анализ. Назови все звуки по порядку . Назови по порядку все звуки в слове «сыр». Позиционный анализ. В каком месте стоит звук? В каком месте слова «лес» стоит звук (с)- в начале, в середине, в конце. Фонематический анализ. Составь слово из звуков. Составь слово из звуков «ш», «а», «р».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.      Игротренинг для воспитателей....

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью

Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...

Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Формирование фонематических процессов у дошкольников"

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения...