ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Формирование фонематических процессов у дошкольников"
презентация по логопедии

Тополевская Светлана Петровна

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_metodika_formirovaniya_fonematicheskih_protsessov.pptx594.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников

Слайд 2

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО: • фонематический слух; • фонематическое восприятие; • фонематические представления.

Слайд 3

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Слайд 4

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Помогает ответить на вопросы: • сколько слогов в слове? • сколько в нем звуков? • какой звук стоит в начале, середине, конце слова? • какой звук гласный или согласный?

Слайд 5

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Слайд 6

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - это звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Слайд 7

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ • Развитие неречевого слуха ; • Развитие речевого слуха ; • Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.

Слайд 8

I этап Цель: Развитие неречевого слуха Задачи: • Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; • Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Слайд 9

Предлагаемые игры: • « Что звучало?» • « Где звучало?» (индивидуально) • «Колокольчик» • «Хлопни, как я!» (индивидуально) • «Ритмы» (индивидуально)

Слайд 10

«ЧТО ЗВУЧАЛО?» Логопед показывает ребёнку музыкальные инструменты, демонст-рируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Логопед издаёт звуки, а ребёнок говорит, что звучало.

Слайд 11

«ГДЕ ЗВУЧАЛО?» Используется на индивидуальных занятиях. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звонит колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук. «КОЛОКОЛЬЧИК» Дети встают в круг. «Водящий» с закрытыми глазами находится в центре круга. Дети поочерёдно звонят колокольчиком. «Водящий» должен угадать и показать, у кого из детей звонит колокольчик.

Слайд 12

«РИТМЫ» Взрослый загадывает животное и сообщает ребёнку нужный ритм с помощью простукиваний. Ребёнок пробует догадаться, какое животное загадано.

Слайд 13

II этап: Цель: Развитие речевого слуха Задачи: • Развивать способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; • Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу; • Дифференциация слогов и фонем.

Слайд 14

Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса • «Далеко – близко» •«Большой – средний – маленький» • «Взрослый или детёныш?» • «Телефон»

Слайд 15

«ДАЛЕКО – БЛИЗКО» Педагог объясняет ребёнку, что сейчас он будет произносить слова громко и тихо. Если педагог произносит слово тихо, то ребёнок отвечает: «Далеко!». Если же слово педагог произносит громко, то малыш отвечает: «Близко!». «БОЛЬШОЙ – СРЕДНИЙ – МАЛЕНЬКИЙ» Логопед выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

Слайд 16

«Взрослый или детёныш?» Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Логопед произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки. «ТЕЛЕФОН» Логопед тихо «на ушко» говорит слово (по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

Слайд 17

Игры на различение слов, близких по звуковому составу • «Какое слово лишнее?» • «Самое короткое слово» • « Рифмушки !»

Слайд 18

«Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: • КОМ – КОМ – КОТ – КОМ • ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ • БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА • КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА «САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО» Логопед произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. • СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ • СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА • ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

Слайд 19

Игры на дифференциацию слогов и фонем «Назови по порядку слоги» «Чья песенка в слове». «Кто в чьём домике живёт?»

Слайд 20

«Чья песенка в слове?»

Слайд 21

«Кто в чьём домике живёт?»

Слайд 22

III этап Цель: Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов Задачи: • Определять количество слогов в словах разной сложности; • Выделять первый и последний звук в слове; • Определять место, количество, последовательность звуков в слове; • Развивать фонематические представления.

Слайд 23

Игры на определение количества слогов в словах разной сложности • «Отбей слоги мячом» • «Паровоз и вагончики» • «Гусеница» • «Тучка и зонтик»

Слайд 24

«Отбей слоги мячом» Логопед говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок , отбивая мячом об пол, делит слово на части.

Слайд 25

«Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

Слайд 26

«ГУСЕНИЦА» Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

Слайд 27

«ТУЧКА И ЗОНТИК» На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.

Слайд 28

Игры на определение примерного места звука в слове • «Застегни пуговицу на рубашке» • «Грибочек» • «Клумба»

Слайд 29

«Застегни пуговицу на рубашке» На рубашке появляется карман – картинка. Логопед просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

Слайд 30

«Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Логопед просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук.

Слайд 31

«Клумба» Логопед показывает предметную картинку и просит «посадить» цветочек на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

Слайд 32

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове • «Определи позицию звука» «Экран телевизора» • «Звёздное небо» «Стаканчики» «Звуковая мозаика»

Слайд 33

«Определи позицию звука» Ребёнку предлагается картинка. Педагог просит определить позицию заданного звука в слове.

Слайд 34

«Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

Слайд 35

«Звёздное небо» Ребёнку предлагается картинка. С помощью цветных звёздочек ребёнок составляет звуковую схему слова.

Слайд 36

«СТАКАНЧИКИ» Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между зеленым (мягкий звук) и синим (твёрдый звук) стаканчиками.

Слайд 37

Звуковая мозаика Логопед называет разные слова. Если слово начинается со звука Р, ребёнок кладёт жетон красного цвета, если со звука Л – синего цвета. Если ребёнок правильно подобрал жетоны нужного цвета, то у него получится красивый узор.

Слайд 38

ЛИТЕРАТУРА: • Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. • Дурова Н. В. Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. • Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.: Гном и Д. – 2000. • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008. • Н.Г. Алтухова. Научитесь слышать звуки. Серия « Учебникр для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 1999.

Слайд 39

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование фонематического восприятия дошкольников".

В данной консультации раскрыты приемы формирования фонематического восприятия дошкольников....

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...

Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения ум...

Методические материалы для логопеда "Совершенствование фонематического восприятия дошкольников"

Этапы формирование фонематического восприятия у дошкольников. Методика работы по совершенствованию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактический материал по формированию фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.

Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться  учителями-логопедами в дошкольных образовате...

Игры на развитие фонематического слуха дошкольников.

описание игр на развитие фонематического слуха дошкольников...