Дидактический материал по формированию фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сергушкина Марина Ивановна

Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться  учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях. Представленный материал носит практический характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_1.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться  учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях. Представленный материал носит практический характер.

  Исходным материалом для разработки данного пособия явились работы: Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др. по коррекции фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза и формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста; А.Е. Бражник, Н.А.  Шишкановой, М.А. Борисовой  и др. по внедрению элементов программированного обучения  в логопедическую работу.

Фонематическое  недоразвитие речи представляет собой нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

Определяющими признаками фонематического недоразвития являются несформированность  процессов  восприятия  звуков  речи, пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков. Недоразвитие фонематических процессов проявляется в том, что дети затрудняются определить (поднятием руки, хлопком) наличие определенного звука в слоге или слове, повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (например: па-ба, ба-па),  подобрать картинки или придумать слова, начинающиеся на заданный звук, выделить начальный или последний звук в слове, и т.п. Все это препятствует формированию полноценных произносительных навыков у детей дошкольного возраста, а в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой в целом.

В программах логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи у детей (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2009г.) одним из основных направлений выделяется развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и доступных возрасту форм  звуко-слогового анализа и синтеза. В связи, с чем в программе определены конкретные задачи логопедической работы  в этом направлении:

•        определение  наличия  звука  в  слове;

•        определение количества звуков в слове;  

•        определение  места  звука  в  слове;

•        определение количества  слогов в слове;

•        выделение согласного  или гласного звуков  в  начале  слова;

•        подбор  слов  с  заданным  звуком;

•        подбор слов с заданным количеством звуков или слогов;

•        дифференциация звуков и др.

Для реализации вышеперечисленных задач  в пособии предлагается дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения*, оформленный в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек формата А4. Все перфокарты и сигнальные карточки удобнее иметь в ламинированном виде с целью долгосрочности их использования.

Такого рода задания могут применяться как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях. Рекомендуется их использовать не для первоначального ознакомления с новым материалом, а при дальнейшем его закреплении и контроле усвоенных детьми знаний и умений. Использование  предлагаемых перфокарт позволяет не только работать над развитием фонематических процессов, но и стимулировать детей к выполнению оценочно-контрольных действий. Такие важные учебные навыки как  самоконтроль, самопроверка и самооценка в плане готовности к школьному обучению занимают весьма важное место.

Разумное сочетание традиционных методов логопедической работы с элементами программирования (необходимо помнить о дозированном их применении, не более 5—10 минут) позволит логопеду проводить занятия более эффективно и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....

Дидактические игры для формирования фонематических процессов.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры для формирования фонематических процессов

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...

Дидактические игры для формирования фонематических процессов у старших дошкольников.

Картотека дидактических игр направленных на формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Приемы формирования фонематического слуха дошкольников с нарушениями речи»

У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в ...