Консультация для родителей «Приемы формирования фонематического слуха дошкольников с нарушениями речи»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Михнова Татьяна Викторовна

 У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте. У детей, имеющих речевые нарушения (а количество таких детей в ДОУ составляет более 60%),нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонематического слух следует уделять особенное внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Приемы формирования фонематического слуха дошкольников с нарушениями речи».

Фонематический слух-это умение ребенка улавливать и распознавать звуки речи.

 У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте. У детей, имеющих речевые нарушения (а количество таких детей в ДОУ составляет более 60%), нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонематического слуха следует уделять особенное внимание.

Основные задачи развития фонематического слуха:
-Развитие распознавания звуков речи;
-Формирование четкого слухового образа звука;
-Формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
-Развитие дифференциации звуков;
-Развитие фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию
фонематического служа у детей:

1. Развитие распознавания неречевых звуков (в раннем возрасте);
2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух;
3. Развитие фонематического восприятия.

На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различения звуков окружающих шумов, звучания музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит? (громко или тихо, долго или кратко? высоко или низко?) Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, и.т.п. с разной силой, темпом, ритмом.

Игры:
«Кто это?» Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети должны угадать, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом(картинкой).

 «Узнай по звуку».
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: рвет бумагу, мнет ее, ударяет предметом о предмет и т.п. Играющие на слух определяют природу звука.

 «Тихо-громко».
Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию дети выполняют разные движения: бегут на носочках, идут шагом, бегут

 «Кто что слышит».

Взрослый за ширмой стучит различными шумовыми предметами, ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.

На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие
упражнения:

-различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
-чистоговорки, стихотворения;
-отметить ударный слог взмахом руки;
-узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет (а-а-а), волк воет (у- y-y), болит зуб(0-0-0).Обращаем внимание на положение губ. Сначала гласный звук произносим с ударением, затем с естественной артикуляцией и интонацией;
-отобрать картинки с заданным звуком;
-отобрать картинки с заданным звуком в начале, середине, конце слова-
-выделить первый слог из слова, второй, третий;
-определить пропущенный слог в слове
-составить слово из слогов, данных в беспорядке; придумать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.
-придумать слово с определенным звуком, слогом;
-составить слоги из букв разрезной азбуки;
-отстучать или отхлопать количество слогов в слове.

Так как фонематическое восприятие - это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза.

Можно рекомендовать следующие упражнения:
-анализ прямых и обратных слогов;
-выделение звука в начале, середине и конце слова;
-подбор слов с заданного звука;
-подбор картинок к заданному
-по сюжетной картинке выделить слова с заданным звуком;
-заменить глухой звук на звонкий и наоборот (например: кость-гость и т.п.)

Таким образом, систематическая работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста необходима для освоения детьми правильным произношением, чтением и письменной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...

Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения ум...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ ЧАЙ».

Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В игровой форме у детей можно развить и сформировать ыонематический слух и интониционность речи, что оч...

Дидактический материал по формированию фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.

Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться  учителями-логопедами в дошкольных образовате...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ НОД  ПОФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ИИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,НА ТЕМУ:«ВОЛШЕБНЫЙ ЧАЙ»....

Формированию фонематического слуха дошкольника через игру.

Игры на развитие фонематического слуха...

Мастер-класс для педагогов «Формирование фонематического слуха и звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Мастер- класс будет полезен педагогам. В мастер-классе раскрываются основные направления работы по развитию  фонематического слуха у детей...