Игры на развитие фонематического слуха дошкольников.
консультация по логопедии на тему

МочаловаТатьянаИвановна

Предварительный просмотр:

      Игры на развитие фонематического слуха дошкольников.

Фонематический или речевой слух- это способность улавливать, различать на слух звуки(фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков-слов, фраз, текстов. Без умения сосредоточиться на звуках речи невозможно общаться.

Сформированное фонематическое восприятие ребёнка-это залог четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, легкости овладения грамматическим строением языка, гарантия успешного освоения письма и чтения.

Послушай и покажи(с 3 лет)

Для игры понадобятся изображения следующих предметов и понятий: ком-сом, дом-дым, рука-река, лес-лис, мишка-миска, кот-кит, мох-мех, палка-полка,  мишка-мышка, рак-лак, грипп(заболевший ребенок)-гриб, лом-дом, гость-кость, снег-смех, коса-коза, кошка-ложка, майка-зайка, сетка-ветка, врач-грач, почка-кочка, банан-баран, папа-баба, горка-корка, уточка-удочка, суп-зуб.                                                

Рассмотреть картинки, вместе с малышом назвать изображенные предметы или предложить дошкольнику самостоятельно произнести их названия. Далее предложите малышу показать ту картинку, название которой вы произнесете, а он услышит. Поменяйтесь местами. Использовать сразу все картинки нецелесообразно.

Правильное слово(с 3 лет)

Выберите любую картинку, можно из предыдущей игры, или воспользуйтесь иллюстрациями из детских книг, энциклопедий.

Показывайте ребенку картинку и сами называйте предмет, но хитрите-заменяйте первую букву (лобака, мобака, хобака, собака, фобака). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения слова.

Хлопок( с 4 лет)

Предложите малышу послушать внимательно, как произносите одинаковые слоги. Если вдруг он услышит лишний-не похожий на звучавшие до этого слоги, то должен хлопнуть в ладоши.Например:

-па-па-па-ба-па, му-му-ну-му, фа-фа-ва-фа, ду-ду-ту-ду, то-то-до-то-до, ки-ки-ги-ки, ха-ха-га-га;

-си-си-си-зи-си,зу-зу-су-зу,це-це-се-це,жо-жо-жо-зо-жо,шу-шу-шу-жу;

-ля-ля-ля-ря,ро-ро-ро-ло-ро,ре-ре-ле-ре.

Где,что,кто? (с 3-4 лет)

Покажите  картинки с изображением молотка и часов или сами предметы. Произносите,как «говорят» эти предметы, то есть используйте звукоподражание. Повторяйте вместе. Потом произнесите одно из звукоподражаний, молоток-«тук-тук!» или часы-«тик-так!», а ребенок должен отгадать, что это: молоток или часы.                                                

  Предлагаемые пары слов:

-дудочка «ду-ду!» и поезд «ту-ту!»;

-сигнал машины «би-би!» и мышка «пи-пи!»;

-ехать на лошадке «но-но!» и кормить лошадку «на-на!»;

-кукушка «ку-ку!» и курочка «ко-ко!»;

-малыш «топ-топ!» и лошадка «гоп-гоп!»;

-ёжик «ф-ф-ф» и водичка «с-с-с»;

-комар «з-з-з» и жук «ж-ж-ж»;

-ножницы «чик-чик!» и часы «тик-так!»;

-водичка «с-с-с» и масло, шипящее на сковороде, «щ-щ-щ»;

-насос «с-с-с» и воздушный шарик «ш-ш-ш»;

-звать кошку «кис-кис» и гонять воробьев «кыш-кыш»;

-самолет «л-л-л» и ветер «в-в-в»;

-большой самолет «л-л-л» и маленький самолет «ль-ль-ль»;

-сверлит дрель «др-др-др» и сорока трещит «тр-тр-тр»;

-большой тигр «р-р-р» и тигренок «рь-рь-рь».

Как только малыш освоит эту игру, поменяйтесь ролями.

Одинаковый звук ( с 5лет)

Предложите малышу внимательно послушать и угадать ,какой одинаковый звук есть в словах:

-шуба, кошка, мышь;             -чай, дочь, мяч;

-борщ, ящик, щавель;            -коза, знак, избы.

Звуки шутят (с 5 лет)

Читая знакомые произведения, умышленно заменяйте звуки в словах. Например:

-Хвост с узорами, сапоги со шторами.(Русская народная песенка)

-Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.(Русская народная песенка)

-Мальчишек радостный народ

 Коньками звучно режет мед. (А. Пушкин)

-На пушистых детках снежною каймой

 Распустились кисти белой бахромой. ( С. Есенин)

-Эй,не стойте слишком близко.

 Я тигренок, а не миска. ( С. Маршак)

-Где обедал воробей? В зоопарке у дверей.(  С.Маршак)

                               «Кот и Кит» (Б. Заходер)

Жили-были КОТ и КИТ.

Кот-огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ  всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

КОТ плывет по океану.

КИТ из блюдца ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался,

Если ж был неравен спор-

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый КОТ ни кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину…

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его:

-Кис, кис!-Он охотно спрыгнет вниз.

Буква заблудилась

-Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»

-Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.

-На виду у детворы крысу красят маляры.

-Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.

-Писем мы не написали: тучку целый день искали.

-Сидит на грядке крепко оранжевая кепка.

-Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

-Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая , пушки.

-Жучка будку не доела, неохота, надоело.

-Я рубашку сшила шишке, я сошью ему штанишки.

-Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

-На поляне весной вырос зуб молодой.

-На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

-Синеет море перед нами, летают майки над волнами.

-Мишка дров не напилил-печку кепками топил.

Хитрые загадки или загадки-обманки ( с 5 лет)

Все малыши любят отгадывать загадки, особенно те, ответы к которым можно подобрать с помощью рифмы. Предложите малышам отгадать загадки, в которых не стоит доверять рифме.

-Над лесной поляной долго слышался кошмар:

 Ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… (филин).

-К цветку приставишь ухо,а в нем жужжит, поет

 Старательная …(пчела) и собирает мед.

- Хвост веером,на голове корона. Нет птицы краше,чем…(павлин).

-По сосне,как барабан, застучал в лесу…(дятел).

-Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая…(белка).

Загадки про сказочных героев

-Он пиявок добывал,

 Карабасу продавал,

 Весь пропах болотной тиной,

 Его звали …(Дуремар).

-В Простоквашино он жил

 И с Матроскиным дружил.

 Простоват он был немножко,

 Звали песика…(Шарик).

-Он гулял по лесу смело,

 Но лиса героя съела.

 На прощанье спел бедняжка.

 Его звали …(Колобок)

-Бедных кукол бьет и мучит,

 Ищет он волшебный ключик.

 У него ужасный вид, это доктор…(Карабас).



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДУ «Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя»                                                                              

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно — важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции.

Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Причины , по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.                            

 2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты,  когда с ними начнет заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным , но вялым звукопроизношением ,про которых говорят ,что у них «каша во рту».

 4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым – научиться говорить правильно ,четко и красиво.

Артикуляционная гимнастика проводится в группах детского сада — после общей зарядки, желательно в зале-перед зеркалами. Дети выстраиваются перед зеркалами-педагог встаёт за их спинами .Все видят друг друга. Артикуляционная гимнастика длится от 5-8-10 минут (не более). Каждое упражнение выполняется не менее 8 раз. За прием предлагается 3-5 упражнений. Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми заменяется новым. Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы.  Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

1«ТРУБОЧКА»Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении 10-15 секунд.

2«ХОБОТОК»Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении 10 сек.

3.«ИГОЛОЧКА»Цель.Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1-10.

4.«ЖЕЛОБОК»Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

5.«ЧАШЕЧКА»Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть,широкий кончик языка поднять,подтянуть его к верхним зубам(но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

6.«ЛОШАДКА»Цель.Учить растягивать подъязычную  связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание проводится с изменением темпа(медленно- быстрее- очень быстро).Выполнять 10-15 раз.

7.«КАТАНИЕ  ШАРИКА»Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения(как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта.Движения выполняются сначала по часовой стрелке(5-6 кругов); затем против часовой стрелки(5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

8.«ФУТБОЛ»Цель. См.упр.»КАТАНИЕ ШАРИКА»

Рот закрыт.Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики-«мяч в воротах».

Предлагаю статические упражнения с картинками.
«Веселые зверята»
«Улыбка»
Белые, крепкие зубки у зайки
И ты покажи свои без утайки
Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Ударжать 5-10 секунд

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_1012d607f52da71d04c0454c42b5351d.png.jpg                           http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_a86951439304e4427e554ab3f4aef2fd.jpg.jpg

«Обезьянка»
Обезьянку покажиЯзык за губку заложи
Губы и зубы сомкнуты, язык между нижней губой и зубами. Удержать 5-10 секунд

«Бегемот»
Шире открывай свой рот
Как огромный бегемот
Имитация зевания с широким открыванием рта, 5-7 повторов

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8338_daf7525aee2394a17ea9e1b13a0ba01f.jpg.jpg                             http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8338_b9fec129f9bb714fda4474009aa883a8.jpg.jpg
«Трубочка»
Если волк, уснуть не может
Губы в трубочку он сложит
Губы максимально вытянуть вперед, удержать в таком положении 3-5 секунд, повторить 5 раз

«Трубочка» - «Улыбка»
Волк и заяц подружились
Целый час они мирились
Волк научит зайку выть
Зайка волка учит грызть

Губы максимально вытянуть вперед, удержать в таком положении 3-5 секунд, губы растянуть в широкую улыбку, зубы сомкнуты и видны, удержать 3-5 секунд, повторить 5 раз

«Сладкий мед»
Любит мишка сладкий мед
Слижет язычком - и в рот
Кончиком языка дотронуться до нижней губы, губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, подбородок неподвижен 10 повторов

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8338_1c88813bce1ead8fb58c86e6848e38d2.jpg.jpg
«Киска»
Как лакает молоко
Наш котенок языком?
С нижней губки языком
Слижем тоже молоко
Широким языком дотронуться до нижней губы, провести по ней и спрятать за нижние зубы, губы при этом растянуты в улыбку, рот приоткрыт, подбородок неподвижен 10 повторов Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной ,  хорошо развитой ,связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

ПОЛЬЗА СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

        Дети. Как быстро они все усваивают! Исследователи установили, что развитие мозга у детей происходит особенно быстро в возрасте до трех лет. Для здорового развития ребенка важно, чтобы родители изо дня в день уделяли ему внимание: читали, пели, говорили ласковые слова. Но, по результатам исследований, только половина родителей, у которых есть дети в возрасте от 2 до 8 лет, читают с детьми ежедневно. Вы можете спросить: «Так уж ли полезно для детей, когда им читают?».

Специалисты заверяют,что это так.Чтобы ребенок смог развить умения и навыки,необходимые для грамотного чтения,крайне необходимо читать ему книги.Особенно это касается детей дошкольного возраста.Когда вы читаете детям,они с юных лет узнают,что буквы в книжках соответствуют словам,которыми мы пользуемся в речи.Также они знакомятся с литературной речью. «Каждый раз,когда вы читаете своему ребенку,вы посылаете ему в мозг сигнал**УДОВОЛЬСТВИЯ**.Можно даже назвать это рекламой,заставляющей мозг ребенка реагировать на книги и журналы как на УДОВОЛЬСТВИЕ»,-говорится в руководстве по чтению вслух.Родители,которые разделяют такое отношение к книгам,привьют своим детям любовь к чтению на всю жизнь.                          

К сожалению,семей,в которых существует культ книги,остается все меньше.Напротив,наблюдается тенденция отторжения от чтения.

А.С.Пушкин говорил:**ЧТЕНИЕ-ВОТ  ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ**.Приохотить детей к чтению,с детства вызвать и развить глубокий интерес к книге,добиться того,чтобы человек уже с подросткового возраста считал неполноценным тот день,в который он не прочитал хотябы несколько страниц книги,-не есть ли это важнейшая задача семейного и школьного воспитания?  Начало этому,несомненно,должно быть положено в семье.Интерес к книге у детей возникает еще задолго до школы и развивается очень легко.В книге для них заключено много прекрасного,героического,таинственного,поэтому им страстно хочется научиться читать,а пока не научились-слушать чтение старших.            

Родители нередко,стремясь доставить детям различные удовольствия,сделать их жизнь возможно более радостной,забывают о том,что самое доступное,самое приятное и,несомненно,самое полезное из всех удовольствий для ребенка-это когда ему вслух читают интересные книги.Радость от этого удовольствия усиливается тем,что в семье создается атмосфера большей близости,сплоченности,дружбы,теплоты.Ничто не сближает так родителей и детей,не содействует возникновению общих духовных интересов,как СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги.Слушая,ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова,которое  позволяет  передать торжество,радость,печаль,шутку.                                            

МАМЫ,ПАПЫ,БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! ПОМНИТЕ,ЧТО ЛУЧШИМ СОВЕТЧИКОМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ КНИГА.ВЛАСТЬ ЕЕ  ОГРОМНА.

КНИГА-это знания,хорошие мысли,помощь в труде и учебе,отдых.

Исследования подтверждают,что чтение детям вслух:

-помогает установить контакт между детьми и взрослыми;

-стимулирует у малышей умственное развитие;

-способствует познанию мира и себя самих;

-обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;

-обогащает словарный запас,развивает память и воображение;

-учит думать,концентрирует внимание;

-способствует развитию самоуважения;    

-расширяет знания;

-облегчает в будущем процесс учёбы,улучшает успеваемость в школе;

 -помогает воспитанию моральных ценностей;

-отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;

-нейтрализует негативное влияние массовой культуры;

-нацеливает на получение новых знаний;

-помогает справиться с проблемами подросткового периода.

Помните,что пользу приносит только разумное,хорошо организованное семейное чтение.



Предварительный просмотр:

           К логопеду нужно обратиться, если…

Речевые этапы

Начиная с 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.

 В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».

    В 2 года ребёнок не разговаривает.

В2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.

К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».

К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.

К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.

После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».

После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).

К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.

В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.

Заключения специалистов

Отоларинголог установил снижение слуха.

Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.

Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.

Имеется расщёлина нёба, «заячья» губа, «волчья» пасть.

Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.

Ребёнок просовывает язык между зубами.

Общее впечатление от речи

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.

Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.

Не стремиться к общению.

Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.

Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.

С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.

           D:\Мои документы\Изображения\картинки\tNzc2Yi00.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.

Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников....

Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников.

       Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово....

Игры для развития фонематического слуха дошкольников

Игры для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста...

Игры для развития фонематического слуха дошкольников.

Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, ...