Игры для развития фонематического слуха дошкольников
статья по развитию речи на тему

Мацерук Татьяна Анатольевна

Игры для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_fs_u_detey.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов.

В младшем дошкольном возрасте появляется особый интерес к словам. Дети обращают внимание на звуковое оформление слов, пытаются исправить тех, кто неправильно произносит слова. Но в этом возрасте дети могут определить какой звук произнесен неправильно, хотя замечают несоответствие в звуковом оформлении слов. На данном возрастном этапе нужно учить малышей четко и правш произносить, слышать и различать звуки в словах.

Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы на занятиях. Проводя  их воспитатель учит детей внимательно слушать речь, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию слова, то есть развивает у детей слуховое внимание и слуховое восприятие.

Игры и упражнения па развитие слухового внимания:

Цель: развивагь у детей слуховое внимание, учить соотносить звучащее слово с предметом картинкой, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.

  • «Скажи, что ты слышишь».

Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки услышат (щебет птиц, звонок, дудочку и т.д.)

  • «Тихо - громко».

Оборудование: бубен, тамбурин.  Педагог стучит  в бубен тихо, потом громко. Соответственно звучанию дети выполняют движения:  тихо идут па носочках,  громко бегут.

  • «Угадай, что звучит»

Воспитатель показывает музыкальные инструменты, называет их, производит звучание и просит повторить. Затем устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. Дети отгадывают. Воспитатель следит, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

  • «Назови животных и скажи, кто как кричит».

У педагога в коробке набор игрушек: животные, птицы. Он вынимает одну игрушку и спрашивает: «Кто это?». После того, как дети назвали игрушку, педагог просит показать, как кричит животное (птица). Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и четко называли звукоподражания.

В среднем дошкольном возрасте воспитатель продолжает начатую работу по развитию слухового  восприятия, совершенствование фонематического слуха. Используя предлагаемые игры упражнения, педагог учит детей слушать речь окружающих, узнавать знакомый звук, вычленят слова с заданным звуком. Развивая у детей слуховое внимание, фонематический слух воспитатель подготавливает детей к обучению звуковому анализу слов. Вся работа планируется и проводится на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, а также вне занятий.

  • «Угадай, чей голос».

Воспитатель, имитируя голоса животных предлагает детям отгадать, кто как кричит. После этого предлагает определить взрослое это животное или маленькое (громко - тихо).

  • «Возьми игрушку».

У воспитателя игрушки, названия которых состоят из 3-4 слогов.

Шепотом воспитатель ребенку называет игрушку, далее по цепочке дети передают это слово.

Последний ребенок подходит,  берет игрушку и громко называет её.

  • «Повтори правильно».

Воспитатель  называет  слово  и  предлагает детям быстро  и  чегко  повторить.  Если  ребенок задержался, он должен повторить слово в замедленном темпе.

Аквариум, кукуруза, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали и др.

  • «Красный - белый»

У каждого ребенка по два кружка: красный и белый

Педагог предлагает детям внимательно послушать слова и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть звук - поднимают дети красный кружок, если нет - белый.

  • «Найди игрушку».

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы с определенным звуком.

Слушая ответы детей, воспитатель просил их выделять в словах голосом заданный звук.

  • «Будь внимательным».

Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов с определенным звуком, а так же -  слова, где данного звука нет. Дети когда услышат слово с заданным звуком хлопают в ладоши. Если дети затрудняются и ошибаются, воспитатель произносит слова голосом, выделяя звук.

В старшем дошкольном возрасте дети могут произносить практически все звуки. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие звука в слове. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков воспитатель предлагает игры, направленные на подбор слов с заданным звуком, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз. Сначала дети учатся выделять слова только с одним из заданных звуков. Дальнейшее усложнение идет в двух направлениях: по линии месторасположения звука (начало, середина, конец слова); по линии подбора слов, относящихся к разным частям речи.

После того, как дети научились справляться с этим заданием, даются упражнения на выделение из фраз слов, включающих пары звуков, требующих дифференциации: Мама купила Оксане зайчика (с-з). Далее предлагаются фразы насыщенные дифференцируемыми звуками и находящиеся в разных позиционных условиях: Маша дружит с Мишей и Женей (ш-ж).

В подготовительной группе дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, хорошо справляются с заданиями, направленным на различение пар звуков, подбор слов с заданным звуком. Воспитатель предлагает задания, в которых требуется установить, чем отличаются слова, близкие по звучанию Галка - Палка, Щель - Ель.

  • «Какой звук есть во всех словах».

Воспитатель произносит ряд слов в которых есть определенный звук. Дети определяют этот звук.

Шапка. Шуба. Шина (начало слова).

Шуба. Кошка. Мышь (разная позиция звука в слове).

  • «Найди и назови нужное слово»

Выделить и назвать те слова, в которых есть заданный звук – С :

Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус…

  • «Выдели из фраз нужные слова»

С - 3: 

Зое подарили маленького слоника.

Там котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Игры на развитие фонематического слуха дошкольников.

описание игр на развитие фонематического слуха дошкольников...

Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.

Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников....

Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников.

       Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово....

Игры для развития фонематического слуха дошкольников.

Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, ...