«Нетрадиционные формы работы с детьми ОВЗ».
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике

Кузнецова  Ольга  Анатольевна

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которой ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_detmi_ovz.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные формы работы с детьми ОВЗ».

Разработала:  

Тьютор  МДОАУ црр-д/с  «Аленький  цветочек» Кузнецова  О.А.

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс побуждает специалистов  искать новые формы работы. Это -  нетрадиционные приемы и методы воздействия на особого ребенка. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которой ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах. У детей с ОВЗ развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Поэтому коррекционную работу необходимо начинать с формирования базовых представлений.

Мы в своей работе применяем  сенсорную комнату.

 Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст является сензитивным для развития восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь”, – отмечал Л.С.Выготский. Поэтому, очень важно при различных нарушениях особое внимание уделять сенсорному развитию ребёнка.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям окружающего мира. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

В дошкольном учреждении в условиях группового помещения у педагогов не всегда есть возможность уделить достаточное внимание детям с проблемами познавательного и эмоционального развития. Такие дети нуждаются в тишине, снижении уровня психоэмоционального напряжения и создании положительного эмоционального состояния, стабилизации психических процессов, на основе которых познавательная деятельность становится значительно эффективнее. Важность развития детей в данном направлении привела к мысли о создании в дошкольном учреждении комнаты сенсорного развития, как одного из средств, направленных на укрепление психического и физического здоровья детей. В сенсорной комнате ДОУ созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению теплого контакта между педагогами и детьми.

Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов, осуществляющих массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным.

Сочетание стимулов различной модальности (музыки, света, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Яркие светооптические и звуковые эффекты способствуют развитию зрительных и слуховых ощущений, привлекают и поддерживают внимание, развивают исследовательский интерес.

В пузырьковой колонне из прозрачного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушным ни взрослых, ни детей. А угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства, отражая настоящий “водопад света”, который излучают пучки светильников из тонкого оптического волокна, меняющих свой цвет и мерцающих многочисленными звёздочками.

Тактильную среду дополняют различные дидактические игры и пособия для развития общей и мелкой моторики.

Огромная цветная черепаха помогает научиться различать цвета, осваивать премудрости шнуровки, счёта, развивать мелкую моторику, а коврики-пазлы, развивать мышление, внимание, пространственную ориентировку.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребёнка, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, а также для нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода специалиста. Занятия  проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом детей и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, если необходимо достичь релаксационного эффекта.

Время занятий определяется специалистом с учётом индивидуальных особенностей и проблем ребёнка. Так при работе с гипервозбудимыми детьми длительность занятий должна быть сокращена, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

После посещения сенсорной комнаты ребёнок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.

Для работы в сенсорной комнате специалистами ДОУ используются различные коррекционные и развивающие методы: специальные упражнения для развития различных каналов восприятия, этюды, импровизацию, сказкотерапию, аутотренинг и релаксацию, которые успешно апробировались  при различных нарушениях в развитии эмоциональной сферы, затруднениях в обучении, психосоматических расстройствах, трудностях адаптации.

Во всех случаях было отмечено улучшение соматического и психологического состояния ребёнка, динамика в сенсомоторном и познавательном развитии.

Эффективным является использование методик свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребёнка через соответствующие органы чувств.

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” – лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения.

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребёнка. Известны особенности воздействия на организм некоторых цветов:

  • красный – активизирует, стимулирует;
  • оранжевый – восстанавливает, согревает, стимулирует;
  • жёлтый – укрепляет, тонизирует;
  • зелёный – компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
  • синий – успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
  • фиолетовый – вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны, или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений.

Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.

С целью использования данного метода, в ДОУ собрана необходимая фонотека классических и специальных релаксационных музыкальных произведений, а также музыки для детей.

Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.

Для детей полезно на занятиях, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки.

Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания. Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие тактильной чувствительности, так как данный вид чувствительности, являясь одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Для закрепления полученных навыков, как в сенсорной комнате, так и через некоторое время в группе воспитатель может провести занятие на развитие того или иного вида восприятия. Например, с целью развития тактильно-двигательного восприятия вне сенсорной комнаты традиционно используются различные варианты игры “Волшебный мешочек”. Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого задания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности.

Таким образом, комната сенсорного развития является одним из важнейших дополнительных средств коррекционной и развивающей работы с детьми.

Организовывая педагогический процесс с использованием нетрадиционных форм воздействия, безусловно, исходим от интересов и возможностей детей с ОВЗ. Такие формы являются перспективными в коррекционно - развивающей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"

Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....

Традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми при ознакомлении с окружающим миром.

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность. Учить накапливать опыт гуманного отно...

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями в ДОУ»

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Трудно растить детей в сложном современном мире,  в условиях, когда боль...