Выступление на конференции "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шорохова Юлия Рафаэльевна

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в контексте воображаемого мира, то ребенку предоставляется возможность все изменить. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка ту картину, которую он видит и проживает внутри себя, ребенок освобождается от напряжения и тревоги, песок поглощает негативную энергию....

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Шорохова Юлия Рафаэльевна, я педагог – психолог детского сада 46. Тема моего выступления – возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Использование приемов песочной терапии для развития познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • Устранять пробелы в знаниях у детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Развивать фантазию и воображение;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать речь и расширять словарный запас;

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в контексте воображаемого мира, то ребенку предоставляется возможность все изменить. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка ту картину, которую он видит и проживает внутри себя, ребенок освобождается от напряжения и тревоги, песок поглощает негативную энергию.

Песочная терапия позволяет успешно работать с гиперактивными, агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми, с детьми, испытывающими трудности принятия своих чувств.

Кроме того, рисование песком, игра с песком улучшает работу мозга, все психические и физические процессы. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал - это успокаивает и расслабляет, лепить из него всевозможные формы, фигурки - это пробуждает неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук, отыскивать зарытые сокровища - это создает заинтересованность и просто сочинять сказки и рисовать их, что развивает речь. Поэтому я использую песочную терапию и для развития познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

В своей работе я опираюсь на книгу Грабенко Т.М. и Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Чудеса на песке». В частности, использую блок игр для развития мелкой моторики, о котором я рассказывала выше и познавательные игры на песке. Именно познавательные игры я хочу представить вашему вниманию.

Перед игрой дети выполняют упражнения для разогрева пальцев, что развивает мелкую моторику рук.

 Вашему вниманию представлены видеоролики, на которых вы можете посмотреть упражнения для развития мелкой моторики, которые мы выполняем обязательно со всеми детьми ОВЗ, так как у нас дети с речевыми нарушениями, и познавательные игры и упражнения. Познавательные игры и упражнения проводятся с учетом пробелов в знаниях каждого ребенка. Один испытывает трудности в ориентации в пространстве и на плоскости, другой - путает домашних и диких животных.

В процессе использования познавательных игр с песком, я обратила внимание, что дети лучше запоминают необходимую информацию, потому что у них есть возможность не только посмотреть или послушать что-то новое, но и поучаствовать в процессе самим. То, что у детей наблюдается положительная динамика подтверждает и скриннинг, который в обязательном порядке проводится у всех детей в начале и конце года. Задания для скриннинга были разработаны психологами города Канска и используются во всех детских садах. Также для промежуточной диагностики я использую методики Шестаковой Ирины Александровны, педагога-дефектолога, которая представила свой опыт, а я его опробировала и взяла для своей работы.  Используя диагностику, я сделала вывод, что познавательные игры на песке способствуют лучшему усвоению материала.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 6

Цель: Использование приемов песочной терапии для развития познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 7

Задачи: Устранять пробелы в знаниях у детей с ограниченными возможностями здоровья; Развивать память, внимание, мышление; Развивать фантазию и воображение; Развивать мелкую моторику; Развивать речь и расширять словарный запас.

Слайд 12

Готова ответить на ваши вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье даны рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных психических процессов...

Арт-терапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных м...

Мастер класс: «Использование приемов песочной терапии, как средство развития познавательных функция у детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Существуют различные приёмы коррекционной работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним  из  приёмов является работа с песком - песочная терапия....

"Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...

Особенности развития познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о то...