Мастер класс: «Использование приемов песочной терапии, как средство развития познавательных функция у детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

      Существуют различные приёмы коррекционной работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним  из  приёмов является работа с песком - песочная терапия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект,  нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно  для детей с проблемами в обучении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_pesoch._terapiya.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 города Аши Челябинской области

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Использование приемов песочной терапии, как средство развития познавательных функция у детей

с ограниченными возможностями здоровья»

 Воспитатель

коррекционной группы

МКДОУ № 17 г. Аши

Аскерова Г.А.

2014 г

г. Аша

       В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

       Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

       Для осуществления лечебно–оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашем детском саду внедрили в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении.

       Арт-терапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арт-терапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

      В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя:

-музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки).

-цветотерапию (лечение воздействие цвета).

-игротерапию (лечение воздействие игры).

-сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).

-изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)

     Каждый из этих компонентов несет в себе огромные возможности.

     Особенно полезна и необходима арт-терапия детям, имеющим личностные проблемы, а именно проблемы общения.

      Существуют различные приёмы коррекционной работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним  из  приёмов является работа с песком - песочная терапия.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект,  нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно  для детей с проблемами в обучении.

      Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития.

      Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами песочной терапии, которые можно использовать на коррекционных занятиях. Для меня они показались очень интересными, и я хочу с вами поделиться.

      Приглашаю  двух участников.

      Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть?

      Как вы любили летом в тенистом дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

      Предлагаю вам сейчас немного поиграть в песочнице.

      Для песочной терапии использую пластиковые лотки  с чистым речным песком. Дно обязательно должно быть голубым, т.к. это цвет неба и воды. 

1.Рисование  на песке дыханием через трубочку для коктейля. 

      Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок.  

      Попробуйте выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя. Можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру.

      Это хорошее упражнение для развития дыхания, что очень важно при постановке и автоматизации звуков.

      2.Посыпание, пересыпание песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость.

       Возьмите одной рукой горсть песка и пересыпайте его в другую руку. Потом разравняйте поверхность и попробуйте то же самое другой рукой.

       Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.

      3. Поиск игрушек, спрятанных в песке.

      Игра «Найди предмет (ы)». Задача: отыскать предметы, спрятанные в песке. Например, найди предмет в правом верхнем углу и в левом нижнем углу. Что это? Назови эти предметы одним словом.  Или какой предмет здесь лишний? Эти игры учат детей сравнивать, обобщать, исключать, способствуют активизации словаря, развитию речи, а также ориентации на плоскости.

       4. Проведение на песке различных линий и дорожек.                          Возьмите домик и человечка, расставьте их на противоположных сторонах песочницы и проведите ровную дорожку между ними. Возьмите кораблик и рыбку. Нарисуйте морские волны для них.

       Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти, подготавливают руку к письму.

       5. Выкладывание на песке букв, цифр, композиций различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом.

       Я предлагаю вам выложить цифру, обозначающую номер вашего детского сада из ракушек и бобов.

      Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.

    6. Рисование на мокром песке тонким предметом.

 Рисовать можно и на сухом песке и рукой.

  Игру «Картина из загадок».

       Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.                                                                                      

 Жёлтая тарелка всем тепло дарит.  ( солнце)

Течет, течет -  не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.    (радуга)

      Ребёнок не боится играть,  рисовать в песке, потому что, если он ошибётся, то ошибку можно исправить. Причём делать это можно сколько угодно. Например, при знакомстве с буквой ребёнок пишет её на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать одним движением руки.

     7. Создание на песке композиций, используя различные игрушки, иллюстрирование своих историй, разыгрывание уже известных сказок. 

         Предлагаю вам создать собственную композицию из имеющихся игрушек. Это может быть ваша история или сюжет из сказки.

       Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляю множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Таким образом “творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал.

      Этот метод я использую для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных детей и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

       Еще Сухомлинский сказал, что  «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»… Одной из форм естественной деятельности ребёнка, является игра с песком.

       И хотя мы с вами давно уже не дети, но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного.

      Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии "Песочная терапия" в развитии эмоциональной сферы воспитанников"

Цель мастер-класса: демонстрация способов песочной терапии в развитии эмоциональной сферы воспитанников....

Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...

Сценарий мастер - класса для педагогов "Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников"

Распространение опыта коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками. Знакомство с методами и приемами песочной терапии в работе с детьми....

Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...

Мастер-класс для педагогов. "Песочная терапия как средство развития детей. Фото отчёт. 2020г.

Мастер-класс для педагогов « Песочная терапия как средство развития детей»  Цель:   -Передача инновационного педагогического опыта участникам мастер класса.Знакомство с...

Мастер-класс для педагогов. "Песочная терапия как средство развития детей. Фото отчёт. 2020г.

Мастер - класс для педагогов ." Песочная теропия как средство развития детей". Фото отчет.2020...

Мастер-класс для педагогов. Песочная терапия как средство развития речи.

Мастер-классХод мастер-класса:-Здравствуйте, уважаемые коллеги!Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).Всё это завораживает и поз...