Сценарий мастер - класса для педагогов "Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Наталья Васильевна Соколова

Распространение опыта коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками. Знакомство с методами и приемами песочной терапии в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master_klassa.docx38.27 КБ
Файл master-klass.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников

Разработал: педагог-психолог

                                                                                                  Соколова Н.В.

Тема: «Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников»

Цель: Ретрансляция и передача инновационного педагогического опыта участникам мастер класса, знакомство с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • внедрение новых технологий обучения и воспитания.

 

Материал: песочница, песок кварцевый (сухой) и кинетический, световой планшет для рисования песком, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

План сценария мастер-класса

  1. I часть. Презентация педагогического опыта мастера;
  2. II часть. Представление системы  методов и приёмов;
  3. III часть. Имитационная игра;
  4. IV часть. Моделирование (самостоятельная работа слушателей)
  5. V часть. Рефлексия.

Ход мастер – класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать!

- Я, Соколова Наталья Васильевна, педагог-психолог детского сада «Малыш», п. Черёмушки.

Тема моего мастер-класса «Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников»

Чудеснее песка нет для детей забавы, 

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь пальцы, 

Что не сравнить его ни с чем…

Дошкольники часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, к осложнениям в общении. Родители и педагоги сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Взрослые, в силу своей занятости,  мало общаются с ребенком. Таким образом, ребенок познает мир отчужденно, неличностно, собственный внутренний мир остается закрытым для него. В результате дети разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них.

При решении детских проблем эмоционального характера одним из наиболее популярных методов психологической помощи является песочная терапия.

Песочная терапия  или другими словами – лечение песком - это  способ снятия внутреннего напряжения, воплощение его на бессознательно-символическом уровне.

Принцип «песочной терапии» («sand-play») предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом. К. Г. Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли и отечественные педагоги Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и др.

Основополагающая идея: Ребенок в процессе песочной игры выражает свои глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму

Цель песочной терапии: Создание условий для развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, снижение психофизического напряжения.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  •   корректировать, нарушения эмоционального  и поведенческого характера (страхи, замкнутость, агрессивность);
  •   разрешать проблемные ситуации в детских отношениях;
  •   развивать творческие возможности личности;
  •   формировать эмоциональное равновесие и восприятие мира, позитивные навыки общения;
  •    повышать личностный потенциал ребёнка (уверенность,   самостоятельность, ответственность).

Что нужно для песочной терапии?

 Ящик  голубого цвета с чистым песком, световой планшет со стеклом (для рисования),  разные формочки, совочки и множество мелких сюжетных игрушек.

Во время песочной терапией действия детей  условно делятся на три типа:

  1. Совершение определенных манипуляций с песком;
  2. Проникновение в толщу песка;
  3. Организация сюжетов, создание композиции.

II часть.  Представление системы  методов и приёмов

В коррекционной работе с детьми применяю разнообразные методы и приемы песочной терапии:

1. Игровые методы - направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Песок дает возможность для выражения самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы

Это следующие упражнения: «Чувствительные ладошки», «Отпечатки наших рук», «Секретик» или «Что спрятано в песке», «Рисунки на песке», «Моя страна», «Мой мир» и др.

 2. Методы психокоррекционного воздействия - используются при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений, в качестве профилактического, развивающего средства. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОВЗ. У таких детей, наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля, суетливость, частая смена настроения, чувство страха.

Во время коррекционной работы ребенок проходит три стадии детской игры с песком:

1 упражнение «Хаос» - ребенку предлагается взять те игрушки, которые вызывают у него страх тревогу, испуг. Он беспорядочно расставляет фигурки в песочнице, закапывает, прячет в углах песочницы, посыпает песком;

2 упражнение «Борьба» - ребенку предлагается выставить фигурку «Зла» (или делается шар из песка). Предлагается побороть «злодея», «обидчика» В песочнице идет противоборство - на песок переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды;

3 упражнение «Разрешение конфликта» - ребенку предлагается помирить всех героев и поместить их на острове «Добра», «Радости». Когда на песке появляются благополучные картины: мир, покой, дружба, тогда коррекция заканчивается и ребенок возвращается к естественным занятиям.

В своей практике я использую методическую литературу по песочной терапии, авторы: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Епачинцева О.Ю. и др. Предлагаю ряда книг по данной теме: «Игра с песком», «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», «Практикум по песочной терапии» и др.

Ежегодно  провожу мониторинг развития эмоциональной сферы детей 

Анализ мониторинга показал снижение уровня тревожности и страхов, в среднем на 25%, а также улучшения у воспитанников поведенческих нарушений, в среднем  на 20%.

У воспитанников, посещающих занятия песочной терапии:

  • формируется позитивное самоотношение;
  • повышается уверенность в себе;
  • снижается психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности;  
  • совершенствуется умение эффективного общения со сверстниками и взрослыми.

 Для работы с талантливыми детьми применяю метод рисования песком на стекле.  Для дошкольников, посещающих кружок,   разработала программу «Песочные картинки». Цель этой программы - создание условий для раскрытия творческого потенциала, способностей детей, эмоционального развития  и гармонизации их личности.

Достижения: Мои воспитанники являются победителями на конкурсах Российского и Международного уровней.

Вывод: Систематическая работа по развитию и коррекции эмоционально – волевой сферы посредством  песочной терапии позволяет понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение, а так же способствует творческому развитию детей.

III  часть.  Имитационная игра

- Уважаемые коллеги, мы на практике познакомимся с некоторыми приёмами и методами. Я  постараюсь сделать  процесс интересным, не утомительным, полезным для вас и применительным в вашей педагогической практике.

- Вы готовы?

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

- Сначала я познакомлю вас с играми с сухим песком. Подойдите к «Юнгианской песочнице».

Упражнение «Чувствительные ладошки» - на развитие тактильных ощущений:

- Положите ладони на песок. Погладьте внутренней, затем тыльной стороной ладони, пропустите песок между ладонями. Погрузите руки в песок, сожмите, поднимите и отпустите. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Подобные упражнения я использую в начале занятия.

- Важно обучать детей проговаривать свои ощущения: - «Мне нравится погружать руки в этот песок», «Мне приятно» - упражнения полезны для тревожных детей.

Упражнение «Песочная мельница» Дети с удовольствием пропускают песок через мельницу воронку, сито. Их завораживает движение песка, они долго могут сидеть и смотреть, прислушиваясь к шороху, как будто разговаривают с песком. Хороша эта игра для подвижных детей. Они успокаиваются и расслабляются. Можно предложить пожаловаться песочку, проговаривая обиды.

Особое значение для детей имеет упражнение «Песочная страна». Это когда при помощи фигурок дети строят задуманное пространство: «Остров Радости», «Мой мир», «Страна сказки». Для этого каждый выбирает себе угол в песочнице и создает задуманное, как Волшебник.

- Давайте построим остров Настроения. Возьмите корзиночки, подойдите к столу с фигурками, положите те, которые вам понадобятся и приступайте к работе (педагоги строят задуманное пространство). Очень важно в процессе игры проводить индивидуально беседу с каждым ребенком, о том, что он делает.

Упражнение «Песочная картинка»  Для рисования песком на стекле я использую световой планшет. На песке можно рисовать лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление. Нарисуйте смайлик, а мы отгадаем, какая эмоция изображена. Важно спросить, почему такая эмоция. Дети рисуют и проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»

- Часто в коррекционной работе я использую мокрый песок или кинетический (волшебный) песок. Посмотрите, он дышит как живой. Ему можно придать форму - строить замки, башни, лабиринты. Возьмите формочку и сделайте общий замок из песка (педагоги строят замок).

- Существует игра «Победитель». Мы с детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем отрицательные эмоции: агрессию, страхи, обиду, тревоги. Затем нажимаем и разрушаем их, давая выход эмоциям, проговаривая положительные установки. Например: «Зло, (обида, страх) уходи, а добро, (дружба, смелость) приходи!». Разглаживаем песок и делаем отпечаток ладошки (символ личностного «Я»), затем украшаем ее бусинами камушками, ракушками (педагоги выполняют действия с песком).

IV часть.  Моделирование (самостоятельная работа слушателей)

- Уважаемые коллеги, здесь присутствуют не только педагоги-психологи, есть музыканты, логопеды. Подумайте, как бы вы применили метод песочной терапии на своих занятиях. Перед вами песочница с сухим песком, планшет для рисования и кинетический песок. Выберите, где вы будете действовать с песком. Подойдите и продемонстрируйте нам свои задумки (педагоги презентуют свои игры с песком)

V часть.  Рефлексия. 

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру ...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорог.

-Уважаемые коллеги, я познакомила вас с методами и приемами песочной терапии. Если, вам было интересно,  и вы узнали что- то новое и полезное для себя, возьмите «ладошку» розового цвета. Если ничего нового не узнали – «ладошку» белого цвета (педагоги делают выбор). Поставьте «ладошки» туда, где больше всего вам понравилось играть.

Встанем рядышком по кругу,

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется,

Дружба крепкая начнется!

- Надеюсь, что и дальше мы будем сотрудничать  и делиться опытом. Я желаю вам новых интересных творческих идей и хорошего настроения!

- Благодарю Вас  за участие в мастер-классе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР – КЛАСС Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» муниципального образования г. Саяногорск подготовила: педагог-психолог СОКОЛОВА Н.В.

Слайд 2

Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь пальцы, Что не сравнить его ни с чем… Иоахим Рингельнец .

Слайд 3

Актуальность Д ети разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них.

Слайд 4

Песочная терапия ( лечение песком ) – уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне.

Слайд 5

Основоположники: Принцип «песочной терапии» (или «sand-play») был предложен Карлом Густавом Юнгом. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и др. Грабенко Т. М.,

Слайд 6

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от них, и пережитое не развивается в психическую травму. Основополагающая идея:

Слайд 7

Задачи: корректировать нарушения эмоционального и поведенческого характера (страхи, замкнутость, агрессивность ) , разрешать проблемные ситуации в детских отношениях ; развивать творческие, созидающие возможности личности ; формировать эмоциональное равновесие и восприятие мира, позитивные коммуникативные модели, навыки общения; п овышать личностный потенциал ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность). Цель : Создание условий для развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, снижения психофизического напряжения.

Слайд 8

Оборудование

Слайд 9

Типы действия с песком Проникновение в толщу песка Организация сюжетов, создание композиции Совершение манипуляций с песком

Слайд 10

Система методов и приемов песочной терапии.

Слайд 11

Направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук . 1. Игровые методы

Слайд 12

«Чувствительные ладошки» « Отпечатки» « Секретик» или прятки « Рисунки или узоры на песке» «Моя страна», « Мой мир» Упражнения:

Слайд 13

2. Методы психокоррекционного воздействия Используются при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений .

Слайд 14

Три стадии игры с песком: «Хаос» «Борьба» «Разрешение конфликта» 1 3 2

Слайд 15

A вторы: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Епачинцева О.Ю. Методическая литература:

Слайд 16

Мониторинг развития ЭС детей: Наблюдается снижение уровня тревожности и страхов, в среднем на 25%, а также улучшения поведенческих нарушений, в среднем на 20%. У воспитанников, посещающих занятия песочной терапии : формируется позитивное самоотношение; повышается уверенность в себе; снижается психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности; совершенствуется умение эффективного общения со сверстниками и взрослыми.

Слайд 17

Метод рисования песком на стекле. педагог-психолог СОКОЛОВА Н.В. ПРОГРАММА « Песочные картинки » кружковая работа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» муниципального образования г. Саяногорск

Слайд 18

Достижения:

Слайд 19

Проведенная систематическая работа по развитию и коррекции эмоционально – волевой сферы посредством песочной терапии позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение, а так же способствует творческому развитию детей. Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для педагогов : «Арт – терапия, как средство эмоционального развития ребёнка».

Арт – терапия- как средство эмоционального развития ребёнка». Арт-терапия (от английского арт -искусство ) направление в психотерапиии  способ психологической коррекции, основанное на искусстве и...

Мастер-класс "Игры со сказками как средство речевого развития дошкольников"

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К...

Мастер класс "Музыка как одно из средств физического развития дошкольника"

Материал содержит конспект мастер класса и презентацию...

Арт – терапия – средство эмоционального развития дошкольников ( Апрель 2021)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22972841","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников"

Мастер- класс "Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников"  представлен для инструкторов по физической культуре. В мастер-классе представлены различные методы и приемы...

Мастер -класс для воспитателей "Детское экспериментирование – средство творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ"

Данный материал будет интересен педагогам ДОУ при проведении ОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов....