Мастер-класс "Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Мастер- класс "Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников"  представлен для инструкторов по физической культуре. В мастер-классе представлены различные методы и приемы использования массажных шариков Су-Джок на занятиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://poradumo.pp.ua/uploads/posts/2015-11/terapya-su-dzhok-alternativna-medicina_451.jpegкольцо су джоккольцо су джок

кольцо су джок

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16689_02fb25eaf062f05122f05efb8b0a6779.jpg.jpg

кольцо су джок

http://ds352.perm.ru/images/su-jok.png

кольцо су джок

Мастер-класс:

«Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»

воспитатель-логопед

Проценко Елена Алексеевна

http://ds352.perm.ru/images/su-jok5.png

http://bio-dom.com.ua/static/img/0000/0001/7226/17226089.lqwc8lvbxt.jpeg?1

методы су джок

Цель мастер-класса: обучение участников мастер - класса применению нетрадиционной методики Су-Джок терапии, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности педагога.

Задачи мастер-класса:

  1. Сформировать представление о нетрадиционной технологии Су-Джок терапии.
  2. Познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии в работе с детьми.
  3. Расширить представление педагогов о методах и формах работы, помогающих активизировать биологически активные точки по системе Су-Джок.

Оборудование: Су - Джок шарики – массажёры, буклеты для участников мастер-класса, папки-раскладки по теме, ноутбук, презентация.

Форма проведения: мастер-класс.

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.Освоение приемов выполнения с Су –джок шариками.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

(слайд №5)

Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас! (слайд №4)

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и научу вас».

Ход мастер-класса.

Добрый день и добрый час,

Приглашаю в мастер-класс!

  1. Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся: Представляю вашему вниманию мастер-класс: «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» (слайд № 3,4,5). На мастер-классе я познакомлю вас с элементами здоровьесберегающей технологии и помогу раскрыть ее значение в работе по сохранению здоровья дошкольников. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса. (слайд №6)

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит более чем остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Еще Л. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». (слайд №7)

Здоровьесберегающие технологии –система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Сегодня мы с вами знаем и используем в своей работе массу данных методик(Назовите здоровьесберегающие технологии, какие вы используете в работе с детьми).(слайд №8)

Использование современных образовательных (коррекционных) технологий, соответствующих ФГОС ДО:

  • Дыхательная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Психогимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Физминутки
  • Развивающие игры
  • Перфокарты
  • Логоритмика
  • Игрогимнастика
  • Моделирование
  • Мнемотехника
  • Биоэнергопластика
  • Синквейн
  • Хромотерапия
  • Игровой стретчинг
  • Элементы Монтессори-педагогики
  • Массажекоррекция
  • Песочная терапия
  • Компьютерные программы
  • Инновационная проектная деятельность
  • Музыкотерапия
  • Ароматерапия
  • Игротерапия
  • Су-Джоктерапия и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

И сегодня мне бы хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с таким методом как Су - Джок терапия, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

2. Теоретическая часть.Немного истории. (слайд №9)

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ – это эффективный метод профилактики и лечения болезней. Су-Джок терапия – достаточно молодой метод нетрадиционной медицины. Он был открыт всего лишь 31год назад, первые публикации по данной методике появились в 1986 году. Основоположником интересного подхода к терапии стал профессор из Южной Кореи Пак ЧжеВу(ParkJaeWoo).Врач более 30 лет потратил на разработку метода СУ-ДЖОК. Методика Су-Джок применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. Эффективность и простота Су — Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему земному шару. Во многих странах Су — Джок терапия является составной частью государственных программ по здравоохранению и образованию. (слайд №10)

Неоспоримыми достоинствами Су- Джок терапии являются:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект уже через несколько минут, а иногда и секунд.
  • Абсолютная безопасность – Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее – а самой природой.

В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция определённых точек приводит к излечению. А неправильное применение метода никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.

  • Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Доступность метода для каждого человека. Ваши руки и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете. (Су – Джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

  • Простота применения – В Су-Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Метод достаточно один раз понять и им можно пользоваться всю жизнь.

Изучая в студенческие годы восточную медицину, профессор заметил, что кисть нашей руки очень напоминает строение человека. (слайд №11)

И если вы рассмотрите свою кисть, то вы согласитесь: у тела имеются голова и две пары конечностей. На руке вы увидите тоже 5 выступающих частей. В результате тщательного изучения и анализа, доктор разработал новую лечебную методику, которую до этого никто не использовал. За основу профессор взял древний метод лечения – акупунктуру, по — новому изложив его, но базируя на фундаментальных её принципах. Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган. Данный вид массажа не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.

Человеческая стопа и кисть обладает огромным количеством рецепторных полей, которые связаны с различными частями тела. При определенном заболевании на них образуются болезненные точки, связанные с заболевшим органом. Находя эти болезненные точки, можно помочь органу справиться с заболеванием, стимулируя их массажем или надавливанием.Для этого на точки воздействую иглами, магнитами и прогревающими палочками, задействуют семена различных растений.

С древнейших времён, как на востоке, так и на западе, особым вниманием людей пользуются кисти рук и стопы. По канонам восточной медицины на кистях, стопах и пальцах находятся точки, соответствующие внутренним органам и частям тела. Так в переводе с китайского Су - Джок переводиться как Су - кисть, Джок - стопа.Почему такое странное название выбрал корейский врач для своего метода? Дело в том, что эти части тела представляют собой обширные рефлекторные зоны. Сосредоточенные здесь нервные окончания связаны нервными волокнами со всеми органами человека. На кисти и стопе можно найти точку, соответствующую любой части тела человека, всем его органам.

А теперь внимание! Каким точкам, согласно теории профессора на ладони, соответствуют наши части тела? (слайд №12)

 су джок терапия лечение

Система соответствия (подробнее смотрите на фото):

  • Голова – ногтевая фаланга большого пальца
  • Части лица – вы их найдете без труда на подушечке большого пальца.
  • Шея – проецируется на нижнюю фалангу большого пальца.
  • Носоглотка – опуститесь ниже шеи на ладонь. Там же щитовидная и паращитовидная железы, часть легких.
  • Грудная клетка вместе с легким, сердцем, трахея или костная система – они находятся на теноре ладошки, там, где возле большого пальца есть возвышение.
  • Органы брюшной полости расположены на оставшейся поверхности внутренней стороны ладошки. Условно её можно поделить на три горизонтальные части:
  • В верхней вы найдете печень, желудок, желчный пузырь, селезенку, 12-перстную кишку и желчный пузырь.
  • Центральная часть соответствует тонкому и толстому кишечнику.
  • Нижняя – здесь вы найдете все органы малого таза: женские матку и придатки, предстательную железу у мужчин.
  • Руки – за их состояние отвечают указательный палец с мизинцем.
  • Ноги – за здоровье ног отвечают средний и безымянный пальчики.
  • Почки, весь позвоночник – проецируются на тыльную сторону ладошки.
  • Точно также, все части тела и внутренние органы проецируются на стопы ног. Посмотрите на фото, здесь все показано подробно и понятно. (слайд №13)

2835299_Izmenenie_razmera_SYDJOK_1_ (700x464, 212Kb)

Пути реализации су-джок терапии в ДОУ. (слайд №14)

  • Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
  • Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию, (семинар-практикум: «Игры с массажным шариком Су-Джок»).
  • Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни, хождение по массажным дорожкам).
  • Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, открытое занятие)

Использование Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности в формировании ценности здорового образа жизни.

Рассматривая кисть руки и стопы ног, мы учим детей воздействовать на определенные точки средствами и приемами Су-Джок, наблюдаем, как это влияет на самочувствие и оздоровление организма. Дети делают выводы, что ходить босиком по массажным дорожкам, делать массаж рук - значит укреплять весь организм, помогать себе самому быть здоровым. (слайд №15)

Оздоровительный массаж рук по «точкам здоровья» проводится под руководством взрослого в игровой форме, что благоприятно воздействует на физическое здоровье, а также развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своём здоровье.

В практике, совместно с воспитателями, инструктором по Физо, музыкальным руководителем, мы активно применяем оздоровительную технологию Су-Джок на физкульминутках, как динамические паузы, как часть занятий по физкультуре, в гимнастике пробуждения, в игровой, познавательной деятельности.

Существует несколько приемов Су – Джок терапии: (слайд №16)

1.Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

2. Массаж эластичным кольцом. Все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

3. ручной массаж кистей и пальцев рук.

4. массаж стоп.

В своей педагогической практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком стимулируем зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики, воздействуя на всю поверхность пальцев.

Шарики и пружинки Су-Джок – это «медицинские сестрички», которые ежедневно следят за здоровьем и предотвращают болезни разных внутренних органов. С ними дети знакомятся на занятиях, и находят их на своих пультах - ладошках.

Важно научить детей самих заботиться о своем здоровье, воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность, развивать личностные качества, способствующие познанию себя, управлению своим эмоциональным и физическим состоянием.

Технология Су-Джок интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только педагогам в детском саду, но и дома родителям.

  1. Практическая часть. Показ фрагментов индивидуальной работы. (слайд №17)

(раздаю всем массажные шарики Су-Джок).

Я предлагаю вам сейчас,

закрепить наш мастер-класс.

Будем с шариком играть,

Ручки наши развивать!

Послушай – и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймешь,

Сделай – и ты научишься.

Логопед: (слайд №18,19). Я хочу вам рассказать о том, как можно оздоровить свой организм без лекарств. Каждому органу вашего тела соответствует определённое место на вашей ладошке и стопе. Если какой-то из внутренних органов болен или ослаблен, вы можете его оздоровить с помощью Су Джок терапии. Массировать их можно палочкой, массажным шариком, грецким орехом, эластичным колечком. Но самый подходящий инструмент – это ваша рука, ведь она всегда с вами! Вы можете массировать и пальчиком, и сжатым кулачком. Попробуйте и у вас всё получится. (Демонстрирую массажёр Су – Джок)

(слайд №20)

Логопед:Этот кругленький дружок называется Су-Джок.

Этот шарик разноцветный покатаем мы в руках.

Чтобы легче было думать, сила чтоб была в руках.

Покатаем по ладошкам, он откроется вот так!

Там, волшебное колечко, ни большое, ни малое,

В гости к пальчикам заходит, всем оно, друзья, подходит.

Логопед:А теперь, давайте вместе со мной поиграем с шариком Су-Джок.

(слайд №21, 22)

Посмотрите на ладошку –

Как зелененький лужок!

Побежим по ней мы быстро

Прибежим в страну Су Джок.

Водят массажным шариком по среднему и безымянному пальчикам

Голова, глаза, два века

Нос и губы, уши вот!

Покатай ты сверху, снизу,

Чтоб помог наш друг Су Джок.

Водят по большому пальчику вверх и вниз.

Руками мы захлопали

И пустились в пляс,

Раз прокатим, два прокатим,

Погляди - ка ты на нас!

Водят шариком по указательному и мизинцу.

Ножками затопали,

Зашагали по полу.

Раз, два, три,

Шарик покати!

Водят массажным шариком по среднему и безымянному пальчикам.

Детям надо полежать,

Детям хочется поспать

Ладошки наши отдохнут

Из страны Су Джок уйдут.

Водят шариком по всей ладошке.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем,

И к другому перейдем!

Водят шариком по всем пальчикам

Работу с Су - джокмассажером проводим в игровой форме, с использованием забавных стихов или сказок.

Комплексы массажа кистей рук с использованием массажеров Су ДжокМассаж «Колобок» (с шариком Су-Джок) (слайд №23)

Через поле и лесок прокатить шарик по ладони

Покатился Колобок.

Всем, кого в лесу встречал,

Громко песню распевал.

Зайчишке длинноухому, прокатить шарик от кончика большого пальца к его основанию

Волку серобрюхому, то же - по указательному пальцу

Мишке толстопятому, то же - по среднему пальцу

Лисичке хитроватой. то же - по безымянному пальцу

Хорошо он песню пел, то же - по мизинцу

И никто его не съел. сжать шарик в ладони

Ох, и умный Колобок, покатать шарик по ладошке

Колобок – румяный бок.

Логопед: (слайд №24) А сейчас я познакомлю вас с новым способом массирования «точек здоровья». Для этого понадобится эластичное массажное колечко. Надевайте колечко на пальчик левой руки, а пальчиком правой перемещайте его вверх-вниз по всей длине пальца.

Мы колечки надеваем,

Пальчики мы укрепляем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши укрепляем.

(затем на другой руке)

Будь здоров ты пальчик мой,

И дружи всегда со мной!

Массируем пружинкой

Я рукам помочь хочу

По ним колечко прокачу

И вот так и вот так

Будут ловкими они.

Массируем пружинкой на обеих руках

Логопед: Теперь переоденьте колечко на правую руку и повторите все движения.

(слайд №25) А сейчас мы с вами обыграем потешку, проведя массаж «Колечко» (с колечком Су-Джок)

Маша шла, шла, шла помассировать колечком большой палец правой руки

И колечко нашла,

Колечко непростое, указательный палец

Колечко золотое.

На пальчик надела, средний палец

Песенку запела:

Я шла, шла, шла, мизинец

Я колечко нашла.Повторить на левой руке.

(Слайд №26) Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Я постаралась рассказать обо всех этапах использования Су – Джок терапии в моей практике. Я предлагаю вам придумать, как еще можно использовать эти массажёры в работе с детьми. (Инструктора высказывают свое мнение).

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Предлагаю оценить уровень развития после мастер-класса.

У вас на столах две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. (слайд №27)

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

Используя мудрость Матушки Природы, мы сможем помочь детям более качественно и эффективно! (слайд №28)

Завершили мы сейчас, по Су-Джоку мастер-класс.

Это было все для вас!До свиданья, в добрый час!

Я желаю вам здоровья во все органы,

А денег во все карманы, шкафы и чемоданы!

Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов(раздать педагогам практический материал). А эти буклеты и практический материал помогут в вашей работе.

Список используемых источников:

1. Челышева А. А., Огородова И. С. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 552-554.

2. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук

3. Воробьёва Т.А, Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

5. Крупенчук О.И Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.

7. Узорова О.В.Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика

Интернет ресурсы:

1. http://rudocs.exdat.com 

2. http://pochemu4ka.ru 

3. http://cpd.yaroslavl.ru 

4. http://www.alex-personal.narod.ru 

5. http://www.bryker.ru 

6. www.nashi-deti.

7. http://rattus-erectus.livejournal.com/ 

8. www.alpina-plast.ru 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Массаж «Ежик» (с массажным мячиком)

Ежик колючий бежал по дорожке. прокатить мячик от ладони к плечу

У нашего ежика быстрые ножки.

Но вот он в лесу лису повстречал, прокатить мячик от плеча к ладони

Свернулся в клубок

и домой убежал. сжать мячик двумя руками

(авторская разработка)

Массаж «Сосны и елочки» (со стержнем Су-Джок)

В чащу леса мы зашли, прокатить продольными движениями между ладошками

Сосны, елочки нашли.

У сосны иголки прокатить стержень от кисти к локтю

Длинные и колкие.

А у елочки иголки прокатить стержень от локтя к кисти

Остры-остры, колки-колки.

(авторская разработка)

Массаж «Семейка ежей» (с массажным мячиком)

Там, за горой, в чаще лесной покатать мяч по столу круговыми движениями правой руки

Ежик живет под высокой сосной.

В норке у ежика много ежат, то же - левой рукой

Таких же, как папа, колючих ребят.

Ежик для них собирает грибочки. покатать мяч круговыми движениями между ладонями

Любят грибочки сыночки и дочки.

Яблочек сладких в лесу соберет круговые движения мячи по тыльной стороне правой ладони

И на обед детишкам несет.

И для ежихи припас угощенье – то же - по левой ладони

Ежик малины собрал для варенья.

Дружно живут под высокой сосной круговые движения мяча между ладонями

Ежик с семьею в чащей лесной.

(авторская разработка)

Массаж «За ягодами» (с колечком Су-Джок)

Солнце светит к нам в окошко. помассировать колечком большой палец

Мы возьмем с тобой лукошко.

В лес с ребятами пойдем, указательный

Много ягод наберем.

Сколько их тут, посмотри – средний

Раз-два-три, раз-два-три!

Будет угощение безымянный

Всем на удивление.

Ягодки сладкие мизинец

Кушайте, ребятки!

(авторская разработка)

Повторить на левой руке

Массаж «Мишка-танцор»

Мишка по лесу идет, разминаем ладошки - "моем руки"

Зычным голосом ревет:

- Эй, зверята, выходите, поочередно разминаем пальчики на правой руке от кончика к основанию

На меня вы посмотрите.

Я хочу вам показать,

Как умею я плясать -

И вприсядку, и галопом, слегка сжимать кончики пальцев правой руки большим и указательным пальцами левой руки

Правым боком, ребром левой ладони постукивать по внутренней стороне правой ладони

Левым боком.то же по внешней стороне

И пружинку вправо-влево плотно прижать ладони и прокручивать их в противоположные стороны

Я уже умею делать.

Вы похлопайте, ребята, погладить левой ладонью внутреннюю сторону правой ладони

Мне, медведю толстопятому.то же с внешней стороны

(авторская разработка)

Про повторении массажировать левую руку.

Массаж «Приятель Ёж» (с шариком Су-Джок)

- Дорогой приятель Ёж, покатать шарик по ладошке

На кого же ты похож?

- Я похож на шарик, шарик от кончика большого пальца к его основанию и обратно

Но слегка колючий,

А еще на солнышко, то же - по указательному пальцу

Только я не жгучий.

И на елочку похож то же - по среднему пальцу

Я совсем немножко,

А еще на кактус то же - по безымянному пальцу

На твоем окошке.

Дорогой приятель Ёж, то же - по мизинцу

До чего же ты хорош!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников

Усилия работников  ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесб...

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»

Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление деятельности любого дошкольного учреждения. Введение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет создавать у дете...

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»

Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление деятельности любого дошкольного учреждения. Введение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет создавать у дете...

Мастер-класс: «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»

Цель мастер-класса: обучение участников мастер - класса применению нетрадиционной методики Су-Джок терапии, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической дея...

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения и элементы су-джок терапии как средство здоровьесбережения дошкольников»

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения и элементы су-джоктерапии как средство здоровьесбережения дошкольников»Ход мастер – класса:Прежде, чем начать свой мастер – класс, я ...

Выступление на педсовете «Су – Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»

laquo;Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдёшь до самой старости» (народная мудрость). В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит бо...

Выступление на педсовете «Су – Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»

Выступление на педсовете  «Су – Джок терапия как средство  здоровьесбережения дошкольников» ...