Мастер-класс для педагогов. Песочная терапия как средство развития речи.
материал по развитию речи

Чаплыгина Карина Дмитриевна

Мастер-класс

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Мы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы, с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия. Другими словами – лечение песком.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

Песочные игры бывают трёх видов:

- Обучающие игры:

- Познавательные игры.

- Песочные игры по речевому развитию

- Игры на расширение словарного запаса

- Игры на развитие фонематического слуха: «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др.

- Игры на развитие связной речи: «Пряталки», «Мой город» и др.

- Игры на освоение навыков чтения и письма: «Найди буквы и сложи слоги и слова», «Слепи букву», «Фея ударения», «Построй ступеньки» и др.

В нашей детском саду мы уделяем внимание речевому развитию детей. И, конечно, на своих занятиях используем песочные игры.

Тема: «Применение песочной терапии в речевом развитии старшего дошкольного возраста»

2. Практическая часть

1) Игры с песком

Сегодня мы на практике попробуем использовать некоторые игры с песком.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете -

Общая наша игра!

Приглашаю Вас, для проведения практической части подойти к песочнице и исполнить роль детей.

- Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с Вами сегодня отправимся в

путешествие в волшебную страну. Она не обычная, песочная. Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Ритуал «входа» в Песочную страну:

- Давайте встанем вокруг песочницы, вытянем руки над песочницей ладонями вверх и произнесем заклинание:

Куда мы с вами попадем

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем.

Помощников веселых.

 А еще нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок.

Вредных нет детей в стране -

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться! Песок мы не бросаем,

Друг другу не мешаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Мы начинаем с Вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро Вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

 Тактильная разминка. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок! Послушайте… Он с Вами здоровается. Вы слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит очень тихим голосом.

А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышите, как он смеется? (фонограмма смеха)

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Песочный ветер.

В Песочной стране дует сильный ветер (фонограмма ветра). Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. Можно сдуть песок с ладошки, можно сделать ямки в песке, выдувать буквы, цифры или рисовать.

Игра-упражнение «Песочные прятки». Злой волшебник обидел жителей Песочной страны, и они спрятались в песок. Давайте с вами нашими волшебными кисточками аккуратно раскопаем песочек во всех уголках страны и найдем жителей. (С помощью кисточек откапывают спрятанные в песке картинки с изображением сказочных персонажей). Кого Вы нашли?

Песочные жители очень Вам благодарны! Они Вам улыбаются, и Вы улыбнитесь им в ответ.

Упражнение «Победитель злости»

Ну что ж, сейчас настала пора, нам с Вами навсегда прогнать злого волшебника из Песочной страны. Давайте его нарисуем. А какой он, злой волшебник? (не любит детей, не хороший). Рисуем круг, в котором обозначаем глаза, нос, рот. Это «круг-злюка». Теперь разрушьте песочный круг и прогоните злого волшебника, произнося волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость».

Звучит музыка. Участники разрушают песочный круг ладонями. Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я Вас поздравляю, мы победили злость!

Посмотрите на нашу Песочную страну, чего в ней не хватает? Правильно, нам надо вернуть красоту этому сказочному миру. Что же для этого надо сделать? (украсить песочную страну).

Упражнение «Картина загадок»

Вы любите рисовать? Сегодня мы будем рисовать на песке картину руками, пальчиками, отгадывая загадки. Ответы вы будете рисовать на песке.

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки (облака)

Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (речка)

Она под осень умирает и вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету, Растет, цветет все лето. Коровам без нее беда -

Она их главная еда. (трава)

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Пришла пора прощаться с нашими друзьями и возвращаться обратно в детский сад. Давайте попрощаемся с Песочной страной и ее жителями, с Песочной Феей. Для этого все убираем, разглаживаем песок, прижимаем ладони к песку и прощаемся.

Теперь протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторите за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

До следующей встречи в Песочной стране.

Рефлексия (педагоги садятся, вымыв руки)

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? С каким настроением Вы вернулись из Песочной страны?

Сегодня я показала Вам лишь несколько песочных упражнений. Сегодня мы с вами пообщаемся с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karina.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Мы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы, с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия. Другими словами – лечение песком.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

Песочные игры бывают трёх видов:

- Обучающие игры:

- Познавательные игры.

- Песочные игры по речевому развитию

- Игры на расширение словарного запаса

- Игры на развитие фонематического слуха: «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др.

- Игры на развитие связной речи: «Пряталки», «Мой город» и др.

- Игры на освоение навыков чтения и письма: «Найди буквы и сложи слоги и слова», «Слепи букву», «Фея ударения», «Построй ступеньки» и др.

В нашей детском саду мы уделяем внимание речевому развитию детей. И, конечно, на своих занятиях используем песочные игры.

Тема: «Применение песочной терапии в речевом развитии старшего дошкольного возраста»

2. Практическая часть

1) Игры с песком

Сегодня мы на практике попробуем использовать некоторые игры с песком.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете -

Общая наша игра!

Приглашаю Вас, для проведения практической части подойти к песочнице и исполнить роль детей.

- Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с Вами сегодня отправимся в

путешествие в волшебную страну. Она не обычная, песочная. Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Ритуал «входа» в Песочную страну:

- Давайте встанем вокруг песочницы, вытянем руки над песочницей ладонями вверх и произнесем заклинание:

Куда мы с вами попадем

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем.

Помощников веселых.

 А еще нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок.

Вредных нет детей в стране -

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться! Песок мы не бросаем,

Друг другу не мешаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Мы начинаем с Вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро Вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

 Тактильная разминка. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок! Послушайте… Он с Вами здоровается. Вы слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит очень тихим голосом.

А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышите, как он смеется? (фонограмма смеха)

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Песочный ветер.

В Песочной стране дует сильный ветер (фонограмма ветра). Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. Можно сдуть песок с ладошки, можно сделать ямки в песке, выдувать буквы, цифры или рисовать.

Игра-упражнение «Песочные прятки». Злой волшебник обидел жителей Песочной страны, и они спрятались в песок. Давайте с вами нашими волшебными кисточками аккуратно раскопаем песочек во всех уголках страны и найдем жителей. (С помощью кисточек откапывают спрятанные в песке картинки с изображением сказочных персонажей). Кого Вы нашли?

Песочные жители очень Вам благодарны! Они Вам улыбаются, и Вы улыбнитесь им в ответ.

Упражнение «Победитель злости»

Ну что ж, сейчас настала пора, нам с Вами навсегда прогнать злого волшебника из Песочной страны. Давайте его нарисуем. А какой он, злой волшебник? (не любит детей, не хороший). Рисуем круг, в котором обозначаем глаза, нос, рот. Это «круг-злюка». Теперь разрушьте песочный круг и прогоните злого волшебника, произнося волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость».

Звучит музыка. Участники разрушают песочный круг ладонями. Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я Вас поздравляю, мы победили злость!

Посмотрите на нашу Песочную страну, чего в ней не хватает? Правильно, нам надо вернуть красоту этому сказочному миру. Что же для этого надо сделать? (украсить песочную страну).

Упражнение «Картина загадок»

Вы любите рисовать? Сегодня мы будем рисовать на песке картину руками, пальчиками, отгадывая загадки. Ответы вы будете рисовать на песке.

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки (облака)

Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (речка)

Она под осень умирает и вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету, Растет, цветет все лето. Коровам без нее беда -

Она их главная еда. (трава)

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Пришла пора прощаться с нашими друзьями и возвращаться обратно в детский сад. Давайте попрощаемся с Песочной страной и ее жителями, с Песочной Феей. Для этого все убираем, разглаживаем песок, прижимаем ладони к песку и прощаемся.

Теперь протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторите за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

До следующей встречи в Песочной стране.

Рефлексия (педагоги садятся, вымыв руки)

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? С каким настроением Вы вернулись из Песочной страны?

Сегодня я показала Вам лишь несколько песочных упражнений. Сегодня мы с вами пообщаемся с песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как средство развития речи дошкольников

Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст...

«Песочная терапия как средство развития речи дошкольников с ТНР»

Согласно ФГОС ДОУ совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мерна своевременное обеспечение каждому ребёнк...

Мастер-класс для педагогов. "Песочная терапия как средство развития детей. Фото отчёт. 2020г.

Мастер-класс для педагогов « Песочная терапия как средство развития детей»  Цель:   -Передача инновационного педагогического опыта участникам мастер класса.Знакомство с...

Мастер-класс для педагогов. "Песочная терапия как средство развития детей. Фото отчёт. 2020г.

Мастер - класс для педагогов ." Песочная теропия как средство развития детей". Фото отчет.2020...

Консультация для педагогов «Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей "Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для родителей "Су-джок терапия как средство развития речи".

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности и способности...