«Песочная терапия как средство развития речи дошкольников с ТНР»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Лосева Елена Анатольевна

Согласно ФГОС ДОУ совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер

на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формированиеполноценной личности, получения имдолжного образования..Позитивное влияние песка на ребёнка доказано давно. Развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников и гармонизации психоэмоционального состояния ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_pesok_loseva.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. «Песочная терапия как средство развития речи дошкольников с ТНР» МБДОУ д/с №16 «Голосок» г. Вязники Обобщение педагогического опыта воспитателя высшей категории Лосевой Елены Анатольевны

Слайд 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Актуальность. Согласно ФГОС ДОУ совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, агрессивностью, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу-довольно яркое и эффективное решение этой проблемы. Позитивное влияние песка на ребёнка доказано давно. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников и гармонизации психоэмоционального состояния ребенка.

Слайд 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Основоположником песочной терапии считается Карл Густав Юнгу и Доре Калфф . М.Лоуэнфелд ввела понятие «техника построения мира на песке ». Песок учит познавать мир образами, воспринимать мир и социум невербальными способами ( М.Г.Агавелян ). Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт - Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу , проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира Теоретическая база

Слайд 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Цель моей работы: Способствовать развитию речи дошкольников посредством песочной терапии, гармонизация психоэмоционального состояния ребенка Задачи : - побуждать к речевому общению; -закрепление правильного звукопроизношения; -развитие связной речи через обогащение словаря и формирование грамматических категорий; -развитие диалогической речи; - стимулирование познавательных интересов через экспериментирование с песком; -накапливание положительного эмоционального опыта; - развитие мелкой моторики пальцев рук .

Слайд 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. В своей работе с детьми использую следующие методы и приёмы : Исследовательский проект «Песочная страна»(использование наглядно-дидактического опыта, ИКТ) 2. Игровой (игры-опыты, игры с песком) 3. Словесный (беседы, чтение художественной литературы) 4. Практический (игры с песком ) 5.Диагностический 6.Художественный (рисование песком) 7.Элементы сказкотерапии

Слайд 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Оборудование : Ящик для песка (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8 . Д но окрашено в голубой цвет. Миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см),изображающие людей; различных животных и растения; транспорт и пр. Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Лопатки, широкие кисточки, сито, воронки, сачок, черпачок Различные здани я . Набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки

Слайд 7

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Игры , с использованием песочной терапии, делятся на три направления: Обучающие игры такие игры направлены закрепление звукопроизношения , развитие грамматического строя речи, обогащение словаря, на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем снятие психо эмоционального напряжения

Слайд 8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. . Структура занятий : 1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная). 2. Установка на деятельность (рассказ или рисунок для Песочной Феи). 3. Непосредственно деятельность (игра в соответствии с задачами занятия) 4. Релаксационное упражнение и / или свободная игра. 5. Ритуал выхода из песочного мира, домашнее задание

Слайд 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. « Узор под диктовку» (ориентирование в пространстве). В каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал. «Что справа, слева, сверху, снизу?» (Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице. «Числа и цифры» Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал , классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой. «Кратчайший путь» Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки. Примеры обучающих игр :

Слайд 10

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Примеры познавательных игр: Игра «Во саду ли, в огороде» Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. Содержание. По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород .

Слайд 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Примеры проективных игр: « Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Упражнение «Победитель злости». Из песка вылепим плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? Дети по примеру делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот

Слайд 12

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Общая структура занятий 1 . Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная ). 2. Установка на деятельность (рассказ или рисунок для Песочной Феи ). 3. Непосредственно деятельность (игра в соответствии с задачами занятия ) 4. Релаксационное упражнение и / или свободная игра . 5. Ритуал выхода из песочного мира, домашнее задани е

Слайд 13

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Правила поведения в песочнице: Не ссориться, помогать друг другу . Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы . Нельзя бросать песок в других или брать его в рот . После игры в песке надо помыть ручки . После игры надо помочь убрать все игрушки на свои места

Слайд 14

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. ! Преимущества использования песочной терапии песок «заземляет» отрицательную энергию . Способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка . развивается «тактильная» чувствительность , мелкая моторика рук Повышается познавательная активность, желание экспериментировать и работать самостоятельно развиваются познавательные процессы: -восприятие, -внимание, -память, - мышление развитие всех компонентов устной речи детей

Слайд 15

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Успехов - вашим детям, терпения, мудрости и душевных сил – Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как средство развития речи дошкольников

Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст...

Песочная терапия как средство развития речи

Песочная терапия как средство развития речи...

Песочная терапия как средство развитие речи

Применение песка в работе учителя-логопеда...

Песочная терапия как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста

Данная статья опубликована в сборнике материалов межрегиональных семинаров-практикумов "Методическая копилка педагога"...

статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста

статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...

Пезентация на тему «Песочная терапия как средство развития речи дошкольников»

При взаимодействии с песком, используются обе руки, поройодновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитиеправого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гар...