«Развитие поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО» (из опыта работы).
статья по коррекционной педагогике

Черная Ирина Юрьевна
Данная статья повествует о развитии поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО. В статье уделяется внимание познавательно-исследовательской деятельности затрагивающей все сферы детской жизни. Отмечается что, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период старшего дошкольного развития ребенка с ОВЗ и способствует обогащению знаний, развитию познавательного интереса и активности. Материал представлен из личного опыта и будет полезен педагогам дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_shkoly_chernaya_i.yu_.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Нижневартовской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1. Черная Ирина Юрьевна

«Развитие поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО» (из опыта работы).

Аннотация: данная статья повествует о развитии поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО. В статье уделяется внимание познавательно-исследовательской деятельности затрагивающей все сферы детской жизни. Отмечается что, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период старшего дошкольного развития ребенка с ОВЗ и способствует обогащению знаний, развитию познавательного интереса и активности. Материал представлен из личного опыта и будет полезен педагогам дошкольного образования.

Ключевые слова: детское экспериментирование, дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, исследовательские навыки, мотивация к поисковой деятельности, поисково-экспериментальная деятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит и делает сам. В этом актуальность детского экспериментирования.

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности, потому как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку.

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.

Согласно Федерального закона об образовании для детей с ОВЗ[1]

(с разной нозологией дефекта) в нашей Образовательной Организации созданы все условия для развития и обучения. В рамках образовательной деятельности с воспитанниками дошкольной группы учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка и применяется индивидуально-дифференцированный подход. Например: детям предлагаются разные по сложности и объему задания, но оценивание происходит индивидуально в соответствии с его возможностями. Дети чувствуют себя комфортно.

        Работая с детьми старшего возраста с нарушением слуха по поисково-исследовательской деятельности, я начинала с выявления уровня познавательной активности детей, мотивации к поисковой деятельности, интересов детей к окружающему миру, так как эти показатели важны для подготовки детей к школьному обучению.

В своей работе  использовала метод наблюдения, беседы с родителями, дидактические игры. В результате сделала вывод, что у детей уровень познавательной активности, мотивации к познанию низкий. Дети быстро теряют интерес к деятельности, столкнувшись с трудностями, не стремятся самостоятельно находить ответы на многие вопросы.

Учитывая старший дошкольный возраст, переход на школьное обучение и в соответствии с темой сформулировала следующую цель: «Развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательную активность, стремления к самостоятельному познанию и размышлению для подготовки к школьному обучению».

      Для достижения цели сформулировала следующие задачи:

  • развитие у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре и т.д.)  и установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами и материалами;
  • развитие словаря детей за счет слов, обозначающих признаки, свойства,  явления или объекта природы.
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Был составлен перспективный план познавательно-исследовательской работы, направленный на развитие исследовательских навыков, развития у детей самостоятельности, познавательной активности. При составлении перспективного плана адаптировала литературу предназначенную для массовых садов[2]. Были подобраны несложные, близкие по своему содержанию опыту дошкольников задания: все они носят ярко выраженный экспериментальный характер, позволяют ребенку экспериментировать, развивают познавательную инициативу.

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательной деятельности, в первую очередь с наблюдением и трудом. Например, в совместной деятельности по трудовому воспитанию наблюдали за растениями, их ростом, жизнедеятельностью. Устанавливали причинно-следственные связи: почему растение засохло? Что нужно для того, чтобы оно росло? Формировали у детей умение делать выводы, что способствовало развитию мышления, установлению причинно-следственных связей.

 Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже немаловажна. Чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. То, что мы наблюдали в трудовой деятельности, отображали в разных видах изобразительной деятельности. Организуя исследовательскую деятельность детей, создавала специальные проблемные ситуации: например, ребенок рисовал и у него заканчивалась зеленая краска, предлагала эту краску сделать самому: смешать синюю и желтую.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с познанием окружающего мира на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. На этих занятиях дети познавали: сведения о себе, о профессиях, смену времен года, частей суток, дней недели и т.д. Занятия по ознакомлению с окружающим миром и интегрированные занятия с исследовательской направленностью разрабатывала с учетом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов.      Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения. Например, при изучении свойств воды, решались задачи не только познавательного характера, но и здоровьесбережения: дети знакомились с правилами талой воды (нельзя есть не только снег, но и пить талую воду), соотнесение объёма сосуда и скорости течения воды. Исследовали и сравнивали свойства железа, дерева и других предметов. Опыт с магнитом проводился в виде «фокусов».  Детям очень понравился опыт с магнитом и они воспринимали это как волшебство. (Занятие «Магнит-фокусник», «Сила магнита»).  

 О предметном мире. Через предмет ребенок узнавал, что мир обладает разными свойствами и качествами: теплый, холодный, гладкий, сладкий, горит, тонет и т.д. По мере познания предметного мира ребенок овладевал умениями различать опасные и безопасные предметы, выделял полезное и интересное, умел ориентироваться в мире предметов.  ОБЖ (Опыт: «Плавает или тонет», «Легкий -  тяжелый», «Горит или не горит» и др.).

  Активно использовала при наблюдениях с детьми метеостанцию. Проводила наблюдения за небом, облаками. Отмечала уровень снега, силу ветра. Очень помогало в работе по поисково- исследовательской деятельности использование интерактивной песочницы, которая развивает: воображение, мелкую моторику, мышление, память, способствует расширению представлений о сезонных изменениях в природе и служит хорошим дополнением к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Особенно это актуально для детей с комплексными нарушениями в развитии.  

Широкие возможности для познавательно-исследовательской деятельности имеет и метод проектов. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Есть проекты долговременные, которые проходят в рамках общешкольного проекта, а есть краткосрочные, продолжительностью от 1 занятия до месяца.

 Проводились проекты: «Такие полезные овощи», «Виды спорта», «Русские национальные узоры», «Русские народные потешки», «Выращивание лука» и другие. В процессе экспериментирования применяла компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки и анимации на экране с помощью презентации («Как звери меняют шубки», «Кто живет в воде?» и другие).

Восточная мудрость гласит: «Сколь бы не был длинен путь, всегда начинается он с первого шага». А первые шаги в мир исследований ребенок делает в семье. Именно в семье дошкольник приобретает первые знания и первый опыт поисковой деятельности. Поэтому для меня важна совместная работа с родителями. Свое общение строила на основе сотрудничества. Использовала различные формы взаимодействия с семьей: наглядные (памятки для родителей: «Правила безопасности с горячими предметами»), практические (беседы-рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Фокусы - это путь к познанию», консультации: «Как научить ребенка исследовать», «Играя познаем», проведение мастер-класса «Волшебная пена», «Можно ли рисовать пеной?».  

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Поэтому полученные знания дети применяли во время игровых действий. Активно использовала в практике дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай», «Съедобное-не съедобное», «На что похоже?» и др. 

В результате проделанной работы я убедилась, что поисково-исследовательская деятельность оказывает позитивное влияние на развитие познавательного интереса. Результаты проведенной работы показали, что дети научились ставить цели (я хочу узнать, почему вода окрасилась в желтый цвет?), решать проблему, осуществлять эксперимент, делать выводы, проявлять инициативу, сотрудничать в решении задач. У детей обогатился словарный запас. Все это способствовало подготовленности детей к школьному обучению. Однако необходимо сказать о трудностях и проблемах в этом направлении:

- недостаточность методической литературы по данной тематике;

- трудности вовлечения некоторых родителей в образовательный процесс, готовность их принимать участие в предлагаемой деятельности.

   В настоящее время я продолжаю работу по поисково-исследовательской деятельности. Я ставлю перед собой цель подготовить к школе способных к творческому решению проблем, способных к поиску путей, решения выхода из ситуаций. Наши дети - это активные деятели. Думаю, что это поможет им на пороге школьного обучения.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» авторы Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Ознакомление дошкольников с предметным миром» О.В. Дыбина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...

Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)

В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...