Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» (поисково-экспериментальная деятельность) на тему: «Лаборатория Фиксиков. Опыты с бумагой» (подготовительная к школе группа)
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Гигирева Елена Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к занятию33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Муниципального образования Плавский район - детский сад поселка  Молочные Дворы

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» (поисково-экспериментальная деятельность) на тему:

«Лаборатория Фиксиков. Опыты с бумагой» 

 (подготовительная к школе группа)

                                                              Подготовил воспитатель

                                                                  первой квалификационной

                                                               категории Гигирева Е. В.

                                               

                                                                 2016

Пространственно временной ресурс: групповая комната

Время проведения – 30  минут

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Физическое развитие

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему

  Предварительная работа:

- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

Материал:          Компьютерная презентация «Лаборатория Фиксиков. Опыты с бумагой», доска, ноутбук, миска с водой, разные виды бумаги, книги, кубики, ножницы, блокнот, тарелочки с подсолнечным  маслом, пипетки, монетки, кружки из бумаги, нитки, иголки.( весь материал разложен на отдельных столах.  Количество  материала соответствует  количеству детей).

 Содержание
непосредственно образовательной деятельности

 Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

 -Вы любите загадки? 

Тогда  угадайте, кто к нам пришел сегодня в гости.  (1 слайд.   Появляются  Фиксики под песню «А кто такие Фиксики? Большой, большой  секрет!» )

Правильно, это Фиксики.  Они приглашают нас с вами в волшебную лабораторию.  

2-й слайд. Фиксики   просят отгадать детей загадку о том предмете, с которым  будет, проходит работа

 Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

Воспитатель :-   Ребята, а что вы знаете, что раньше люди использовали все эти материалы чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, потом на глиняных дощечках. А вы знаете какая бывает бумага ? (Ответы детей)   А для чего она нужна? (Ответы детей)

3-й слайд. На слайде  картинки с изображением разных видов бумаги и изделий из бумаги.

Воспитатель:-    Как вы думаете, все эти предметы сделаны из бумаги?  Правильно. Предметы  все разные и все же они сделаны из бумаги.

Я предлагаю вам   встать в круг  и  поиграть в игру.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга              Бумажный стул
Бумажный кораблик      Бумажное полотенце
Бумажная обувь             Бумажное пальто
Бумажная газета         Бумажная тетрадь

альбом, салфетка, деньги.

 А сейчас я предлагаю вам познакомиться с необычными свойствами бумаги.  Внимательно посмотрите на то, что лежит у вас на столах.  Все это поможет нам  лучше познакомиться с необычными свойствами бумаги. Итак, внимательно смотрим на экран, Фиксики  расскажут, про наш первый опыт

На слайде предметы для  проведения опыта.

 Опыт 1:

-Возьмем три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. Первую полоску отложим в сторону.  На  второй — сделаем  надрез в любом месте, а третью —  слегка смочить  водой. А теперь разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны.  Какую полоску было легче всего разорвать?  А какую полоску было разорвать  труднее всего?   (Дети выбирают сами правильный ответ). Что вода сделала с бумагой? (Ответы детей).  

Мы с вами узнали, что бумага непрочная. Может ли бумага стать прочней? Для этого мы проведём следующий опыт. Внимание на экран, Фиксики предлагают нам  провести следующий опыт.

На слайде предметы для следующего опыта

Опыт 2:

-Между двумя кирпичиками одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, положим гладкую бумажную полоску, накрывающую весь промежуток.   Теперь поставим на бумагу маленький кубик, что случилось (ответы детей). Правильно  ,кубик упал Подумайте, как изменить форму бумажной полоски, чтобы под весом кубика  она не прогибалась, а кубик  не упал? (ответы детей). Догадались? Делаем полоску толще, складываем ее несколько раз.  Этот способ называется «гармошка». Положим её  на кирпичики. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку. А какая бумага самая крепкая? (ответы детей) Молодцы.

- А теперь возьмите следующую полоску и посмотрите сквозь нее. Она прозрачная? А можно ли сделать ее прозрачной? Давайте попробуем?

На слайде отображается полоска бумаги до опыта и после опыта

Опыт 3:

-  Возьмите кисточки, наберите масло и смажьте  полоску бумаги маслом. Что мы теперь можем сказать, посмотрев через промасленный квадрат бумаги?

( ответы детей).

Физминутка.  Бумажные самолетики.

 Ребята, а может ли бумага летать? А что чаще всего делают из бумаги? Правильно – бумажные самолетики. Хотите превратиться в бумажные самолетики? Тогда я  сейчас превращу вас в них, но только помните, что самолетики из бумаги не могут летать быстро, они планируют по ветру.

Дети с воспитателем  играют в игру «Бумажные самолетики»

На следующем слайде дети видят предметы для проведения следующего опыта.

-   А  как вы думаете, что тяжелее бумажный лист или монетка? (ответы детей) Вы в этом уверенны? Давайте проверим?

Опыт 4:

-Возьмите в одну руку монету, а в другую — квадрат бумаги. Выпустите их одновременно из рук. Что произошло?   Что падало быстрее, а что медленнее? (ответы детей). Молодцы! Листку мешает падать воздух. Почему же воздух не мешает падать монете?  Монета тяжелее бумаги, поэтому монета падает быстрее.  

На следующем слайде дети видят предметы для проведения следующего опыта.

Опыт №5"Бумага намокает"

-  Эта  картинка   показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода  и разные полоски бумаги.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем  полоску альбомного  листа, бумаги, за ними картонную полоску.  Чтобы намокнуть, бумаге нужно время, давайте пока с вами проведем небольшую разминку для пальцев.

-Приготовили ладошки.

Пальчиковая гимнастика:

-Мы бумагу мяли, мяли,

Мы бумагу жали, жали

Мы бумагу рвали, рвали

Мы немножко отдохнем

и опять играть начнем.

Как вы думаете, достаточно ли уже прошло времени, что бы бумага смогла намокнуть? Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? А теперь поочередно попытайтесь разорвать эти полоски. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)

 Что теперь вы можете  сказать о  бумаге? Правильно. (Ответы детей) Вам понравилось играть с Фиксиками.

Рефлексия.

Отношение детей к деятельности.

 -Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять?  Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется легче,  если она тонкая и мокрая.

3.  Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло, и становиться прозрачной.

6. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

7. Летает.

 

              Используемая  литература.

1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/14/neobyknovennye-svoystva-bumagi-opyty-i-eksperimenty-s-bumagoy-v

2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/08/09/konspekt-obrazovatelnoy-deyatelnosti-eksperimenta-po

3. http://kladraz.ru/blogs/lilija-aleksandrovna-shaikina/-opyty-s-bumagoi.html