Главные вкладки

    Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)
    проект (подготовительная группа) на тему

    Ольховая Ольга Михайловна

    В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.

    Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных, партнерских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

    Чтобы привлечь семью на свою сторону в плане единого подхода к воспитанию ребенка, мы использовали различные направления (досуговые, познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные). Успешным оказалось   привлечение родителей к проектной деятельности, метода  взаимодействия детей, родителей и воспитателей. Эта деятельность оказывает большое влияние  на  разностороннее развитие ребенка.  Такие формы наиболее интересны, потому что способствуют вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (слайд 1)

    Наша группа состояла из детей 5,5 – 6, 5 лет. Группа вновь набранная, дети пришли из разных детских садов. Все дети хорошо адаптировались к детскому саду.

    (слайд 2)Но стояла проблема в сплочении и объединении коллектива родителей, которые ранее, зачастую, даже не узнавали друг друга на улице.

    Нашей задачей, как педагогов, являлось создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных, партнерских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Причем, сделать это, нужно было за короткий отрезок времени, один учебный год.

    Чтобы привлечь семью на свою сторону в плане единого подхода к воспитанию ребенка, мы использовали различные направления (досуговые, познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные).

    (слайд 3)Успешным оказалось   привлечение родителей к проектной деятельности, метода  взаимодействия детей, родителей и воспитателей. Эта деятельность оказывает большое влияние  на  разностороннее развитие ребенка.  Такие формы наиболее интересны, потому что способствуют вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.

    (слайд 4)Нами был разработан и реализован

    Проект «Зимушка – красавица».

     Целью проекта было:

    • Формировать у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.
    • формировать представление детей дошкольного возраста об обычаях и традициях празднования Нового года;
    • развивать творческий потенциал детей; повысить эффективность детско-родительских отношений.

    (слайд 5)Работа по реализации проекта шла поэтапно. Вначале были проведены беседы с детьми о том, чем хороша зима, чем можно заниматься  на прогулке, что интересного можно увидеть на улице, какие зимние праздники, кроме Нового года, знают дети. Среди родителей провели анкетирование «Традиции празднования Нового года в вашей семье. Зимние забавы».

    По результатам этого опроса и началась строиться наша работа.

    Для родителей провели консультацию «Как одевать ребенка зимой», оформили папку передвижку «Как сделать прогулу зимой интересной». В приемной вывесили информацию «Что такое Новый год?», «Новый год для детей: как устроить праздник»

    (слайд6)Вместе с детьми вели наблюдение за состоянием погоды, за снегом ( определяли его качества и свойства - сыпучий, мягкий, липкий), за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).

    Наблюдали за деревьями (учились видеть их красоту в зимний период и различать по внешнему виду). Проводили опыты со снегом и льдом.

    (слайд7)Наблюдали  за птицами на участке детского сада. Какие кормушки предпочитают. Какой корм больше нравится птицам. Чтобы привлечь птиц на участок детского сада среди родителей была проведена акция «Помоги тем, кто рядом» по изготовлению кормушек для птиц. Родители с удовольствием откликнулись на этот призыв о помощи, было изготовлено 5 кормушек, принесен корм для птиц (семечки, просо, зерно). (слайд 8) Дети на прогулке не забывали подкармливать птиц, наблюдали за повадками, запоминали виды, составляли рассказы о пернатых друзьях. У детей развивалось чувство милосердия, сострадания, желание помогать тем, кто нуждается в их помощи. Формировались экологические понятия.

    (слайд 9)Активно наши родители откликнулись на акцию: «Подари елочную игрушку для детского сада». Условием акции было изготовление игрушек своими руками. (слайд10)Какие же талантливые оказались наши мамы. Дети с гордостью демонстрировали необычные елочные игрушки, сделанные руками их родителей. Ребята составляли описательные рассказы о елочных украшениях, развивая таким образом свою речь и пополняя словарный запас.

    (слай11)Помощь оказали родители в организации выставки «Ёлочная игрушка из прошлого века», которая вызвала интерес у наших деток  к тому, как и чем, наряжали елки в то время, когда их мамы и папы были маленькими. Дети внимательно рассматривали выставку, делились впечатлениями. Таким образом, воспитывался интерес к семейным ценностям, семейным традициям. Родители оказали помощь в изготовлении карнавальных костюмов, в приобретении новогодних подарков, игрушек для елки.

     (слайд 12)Огромная помощь родителями была оказана при организации проведении конкурса на лучшее оформление группы к Новому году. (слайд 13)

    В продолжение начатой работы, нашими родителями была приобретена елочка, которую украсили, игрушки, изготовленные руками детей и родителей.

    (слайд 14)Охотно наши мамы и папы включились и в подготовку к Новогоднему утреннику – в изготовлении карнавальных костюмов и приобретении Новогодних подарков детям.

    (слайд 15)Подготовка к Новогоднему карнавалу велась совместно с воспитателями, родителями, музыкальным руководителем, логопедом. Праздник получился по-настоящему сказочным, веселым, радостным. Дети водили хороводы, пели песни, танцевали, исполняли роли сказочных героев. В конце праздника они стали свидетелями настоящей сказки, показанной педагогами нашего детского сада.

    (слайд 16)Зима интересна не только новогодним праздником. Зимой много забав, развлечений. Совместно с родителями был проведен на участке детского сада спортивный праздник «Мы мороза не боимся», который, позволил родителям поучаствовать в совместных соревнованиях, конкурсах, создал праздничное настроение у всех участников.

    (слайд 17)Зима, красивое, снежное время года. Наши родители оказали неоценимую помощь в субботниках по расчистке участка и изготовлению снежных скульптур, лабиринтов.

    (слайд 18)В рамках воспитательно -образовательной работы рассматривали сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»),  составляли описательные  рассказы по картинам,  учили  стихи о зиме.  Широко использовали пословицы, поговорки о зиме, объясняли их смысл.

    Дети познакомились с художественной литературой о зиме:

    О. Высотская «На санках», В. Берестов

    «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская

    «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова

    «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка»,А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»;

    сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк».

    (слайд 19)В период подготовки к празднику по инициативе родителей, была создана выставка - библиотека развивающих детских журналов по теме проекта: «Подарки для Деда Мороза», «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные», книжки – раскраски: «Дикие животные», «Зимние забавы». 

    (слайд20) Дети приносили из дому свои фотографии на тему «Зимушка –зима» для создания фотоальбома. По каждому снимку детьми вместе с родителями был придуман рассказ, который потом был пересказан в группе.

    В рамках организованной продуктивной деятельности были выполнены работы: по рисованию на темы «Деревья в снегу», «Волшебные снежинки», (слайд 21) «Снегири на ветках» Лепка из пластилина на темы (слайд 22) «Снеговик»,«Снегурочка», (слайд 23) «Снежинки- вырезки» и др. 

    Постройки из снега «Горка», «Домик для зверей», «Слон – великан», «Барышня».

    (слайд 24)В результате реализации проекта дети запомнили зимние природные явления, научились фиксировать их в календаре природы, приняли участие в Новогоднем празднике: запомнили стихи, песни, танцы.

    У детей сформированы представления о зимних природных явлениях, забавах, традициях и обычаях празднования нового года.

    Дети вместе с родителями, участвовали в зимних забавах (катаниях на санках, лыжах, коньках)

    Повысилась эффективность детско-родительских отношений, роль родителей в образовательном процессе ДОУ.

    Участие детей в проекте помогло развитию творческого потенциала  и детей и родителей.

    (слайд25 )Участие родителей в проекте «Зимушка – красавица» позволила сплотить детско-родительский коллектив, вызвать интерес родителей к воспитательно - образовательной работе детского сада, развить инициативу, стать полноправными участниками педагогического процесса.

    (слайд26)С наступлением весны нами был разработан и реализован еще один детско-родительский проект «Путешествие в мир растений. Разноцветная клумба».

    Проект носил исследовательский, познавательно-творческий вид.  

    Цель.

    • знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;
    • формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;
    • развитие творческих способностей детей.

    (слайд27)О предстоящем проекте рассказали родителям на родительском собрании. Предложили принять в проектной деятельности активное участие. С целью выявления отношения родителей к необходимости экологического образования детей было проведено анкетирование «Экологическое образование в семье». Родители единодушно ответили о необходимости такого образования.

    В рамках данного проекта  родители вместе с детьми продумывали, какие цветущие растения будут посажены на клумбы,  рисовали цветочные композиции. Благодаря совместным работам в подготовительный период группа была «согрета» удивительно теплыми цветочными фантазиями, подсказанными природой, душой и сердцем их создателей.

    Кроме того, вместе с детьми родители:

    • подбирали материал на тему «Тайны цветовой гаммы растений», иллюстрации, фотографии на темы «Мир цветов», «Цветы-барометры», «Цветы - часы», «Лекарственные растения», «Насекомые - предсказатели погоды»;
    • приносили фотографии на темы «Путешествие по лесу», «Неожиданная встреча», «Мои цветники на даче», «Комнатные растения в нашем доме»;
    • составляли кроссворды и задачи («Цветы и насекомые», «Экологическое лукошко»);
    • сочиняли сказки («Как цветы появились на земле», «Верный друг ветерок», «Одуванчик - желтый сарафанчик», «Путешествие бабочки-озорницы»), рассказы («Цветы - мои друзья», «Секреты моей мамы», «Я путешествую по земле», «Быть садовником хочу, когда я стану взрослым, буду разводить цветы, хоть это и не просто»);
    • изготовили  дождемеры для исследовательской деятельности, шапки-маски цветов для  вечера развлечений «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу».
    • оформляли подборку стихов, загадок, пословиц, поговорок для их последующего использования в работе с детьми.

    (слайд 28)Основной этап работы над проектом начался с приходом тепла.

    Предварительно выращивалась рассада однолетних цветочных культур.

    Вместе с детьми радовались зелёным росточкам цветов «Петуния»,  семена которых, заранее посеянные в «огороде на подоконнике», дали хорошие всходы.

    Родители взяли большую часть рассады домой для ухода вместе с детьми и дальнейшей высадки на клумбе.

             (слайд29)Неоценимую помощь на данном этапе оказали родители, принявшие участие в акции «Зелёный наряд детскому саду», обеспечившие доставку посадочного материала: саженцы берёзы и рябины.

    Дети помогали засыпать лунки землёй, носили воду для саженцев, наблюдали за совместным процессом посадки.

           (слайд 30)В процессе озеленения участка, закладки цветника  родители  принесли  и высадили многолетние   луковичные цветы (лилия, тюльпаны), корневищные и корнеклубниевые (дельфиниум, пион, ирисы).

    (слайд 31)В ходе воспитательно-образовательной деятельности каждый ребенок        

    участвовал в исследовании, сочинял сказки и рассказы на предложенную педагогом тему. Основной способ познания мира растений, насекомых - наблюдение(слайд 32), в процессе которого у воспитанников развивался  слух, обоняние, осязание. Придумывал имя своему цветку с учетом его (слайд 33  ) особенностей, регулярно наблюдали за тем, какие изменения происходят с растением (когда появились первые листочки, бутоны, какие насекомые живут рядом с ним). (слайд 34, 35)

    Большинство родителей с удовольствием включились в работу, что способствовало повышению ее качества и эффективности. Родители помогали детям в сочинении сказок, рассказов, подборе интересной информации, оформлении результатов наблюдений.

    (слайд 36)В результате проведенной работы дети узнали, что цветы - красота, о которой надо заботиться. В процессе наблюдений, организованной образовательной, трудовой и исследовательской деятельности они увидели в зеленом ростке особое живое существо, поняли экологическую зависимость растений от неживой природы. Научившись понимать состояние растений, воспитанники научились им сочувствовать, оберегать и сохранять их.  Организация совместной деятельности воспитанников с педагогами и родителями, соответствующей самостоятельной деятельности детей способствовали воспитанию в душе каждого ребенка чувства доброты, милосердия, сочувствия, сопереживания, формированию духовно богатой, здоровой личности.

    (слайд 38)Таким образом, в ходе реализации проектов, родители

    из «зрителей» и «наблюдателей»  стали  активными  участниками  образовательного и воспитательного процесса их детей

    Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

    (слайд 39)Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы  всегда делаем это при любом удобном случае, и родители это очень ценят.

    (слайд 40)В заключении хочется сказать: “Дети – это счастье, созданное нашим трудом!” и пожелать друг другу успеха в нашем нелегком деле. Спасибо за внимание.

    Пусть ребячьи глаза от улыбок искрятся,

    Пусть в рассветных лучах расцветает заря,

    Пусть всегда будет детство!

    Пусть всегда будет счастье!

    Пусть всегда будет мир на планете Земля!

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Мечта»

    г. Ртищево Саратовской области»

    «Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО»

    (из опыта работы)

    Воспитатель: Ольховая Ольга Михайловна

    Г. Ртищево

    2015 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование совместной проектной деятельности взрослых и детей при работе в инклюзивных группах детского сада.

    В статье описан опыт работы по внедрению совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях инклюзивных групп детского сада....

    Проектная деятельность педагога и детей в рамках реализации проекта "Посуда"

    МАДОУ ЦРР –детский сад №2 г. Усть-Лабинска Краснодарского края Автор статьи: Котлярова Валентина Викторовна, воспитательПроект «Посуда и ее назначение»для детей старшего дошкольного возраст...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО».

    Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогич...

    Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

    Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

    «Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО».

    laquo;Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО».Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проекто...

    «Развитие поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО» (из опыта работы).

    Данная статья повествует о развитии поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО. В статье уделяется внимание познавательно-исследовательс...