Главные вкладки

    Мастер-класс на тему: «Семейный клуб –как форма совместной работы педагогов и родителей, детей раннего возраста с ОВЗ»
    материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

    Пешкова Светлана Анатольевна

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx22.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс на тему: «Семейный клуб –как форма совместной работы педагогов и родителей, детей раннего возраста с ОВЗ»

    Пешкова Светлана Анатольевна,

     воспитатель детского сада «Солнышко»

    г. Нефтегорска

    Добрый день уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами опытом работы по вовлечению  родителей, детей раннего возраста в образовательный процесс.

    Одной из таких форм совместной   работы педагогов  с родителями, детей раннего возраста  является  семейный клуб «Говорящие ладошки» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря семейному клубу устанавливается тесная связь «семья- детский сад».

    В нашем детском саду функционирует консультационный пункт, для родителей детей раннего возраста. Родители приходят с разными проблемами, чаще всего это –«ребенок плохо разговаривает»,  либо «у него практически нет речи, а только звукоподражание». В рамках нескольких консультаций сложно, что - то объяснить, поэтому мы предлагаем заинтересованным родителям присоседиться к  членам нашего семейного клуба и на практике освоить игры и упражнения, которые помогут родителям в домашних условиях развивать детей.

    Содержание работы клуба

    1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.

    2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:

    - Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;

    - Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;

    - Принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;

    - Сформировать оптимальные детско-родительские отношения;

    3. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

    4. Работа клуба организуется с учетом возраста детей.

    5. Заседания клуба проводятся  2 раза в месяц.

    6. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

    Работа клуба планируется совместно с родителями и воспитателем.  При планировании мы учитываем пожелания родителей и психолого-педагогическую необходимость. Планируются детско-родительские мероприятия, выставки, проекты, конкурсы.

    В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание малышей. Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Современный, «технически грамотный» с раннего детства малыш очень часто тянется к вещам, которые, на наш взгляд, не стоит трогать, а тем более ими играть...
    Обыкновенные бельевые прищепки могут стать замечательными игрушками для ребенка. Игры с деревянными бельевыми прищепками, которые дети могли прикреплять к корзинке с тонкими краями, впервые использовала М. Монтессори. Конечно, в ее системе эти предметы - бельевые прищепки - занимали незначительное место.
    Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего и среднего возраста для профилактики речевых нарушений. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную работу с взрослым. Они стимулируют речевую активность детей, Учат дополнять образ, развивать внимание, ловкость и быстроту, умение действовать по сигналу, развивают фантазию, конструктивное мышление, развивают у детей активность, стремление к достижению успеха, общительность, дают возможность хорошо и с пользой провести свободное время. Я хочу предложить вам картотеку упражнений для развития мелкой моторики с речевым сопровождением

    Подобранные дидактические игры, упражнения с прищепками, пальчиковая гимнастика, речь с движением помогают формированию двигательной активности, темпа, ритма речи, развитию мелкой и речевой моторики, коррекции психических процессов, устраняются трудности в формировании лексического запаса и усвоения грамматических категорий.
    Необходимость разработки упражнений с прищепками назрела в процессе моей работы с детьми, имеющими диагноз ТНР (общее недоразвитие речи). У таких детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы. Это и лексика, и грамматика, и связная речь, и звукопроизношение. Недоразвитие всех компонентов речи у таких детей сопровождается недостаточной регуляцией мышечного тонуса, неточностью двигательных дифференцировок, наблюдается истощаемость всех психических процессов, выражена моторная неловкость. С детьми раннего дошкольного возраста целесообразно использовать игры, направленные на коррекцию и развитие сенсомоторной сферы (моторика рук, общая координация движений, закрепление понятий «цвет», «величина»).

     С учетом этого я рекомендую игры и упражнения с прищепками.
    Новизна данной работы заключается в попытке обобщить и систематизировать игры, упражнения с прищепками в сочетании с дидактическими играми и упражнениями, направленными на формирование лексико-грамматических представлений, дифференциацию родовых понятий, освоение грамматического строя речи, увеличение активного словаря, двигательной активности, темпа, ритма речи, коррекцию психических процессов. Предполагаемая форма занятий подгрупповая и индивидуальная.

    Я приглашаю трёх педагогов  принять участие в мастер-классе.  

    Давайте посмотрим. У нас в руках самая обыкновенная бельевая прищепка… Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и нам сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А теперь прицепим нашего крокодила к желтому кружочку. Что ж, сразу вспоминаются строки К. Чуковского:

    "Горе! Горе! Крокодил

    Солнце в небе проглотил! "

     А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. И все эти игры проходят в речевом сопровождении. Например, Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает и прикрепляет к краю соответствующего стаканчика прищепку того цвета, который ему назвал педагог.

    На донышке стаканчика

    Огонек горит.

    Какие брать прищепки,

    Он нам говорит.

    Ты выбирай, не путай,

    Внимательно смотри,

    Такую же по цвету

    Прищепку прикрепи.

             Или       Зубастики

    Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.

    Оборудование: четыре прищепки основных цветов, силуэты помидора, груши, сливы, огурца, вырезанные из цветного картона.

    —   Жили-были разноцветные зубастики. Ребята, назовите, какого они цвета? (Красного, желтого, зеленого и синего.) Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:

    Красный зубастик ест помидор.

    Желтый за грушей полез на забор.

                           Синий ест сливу: вот молодец!

                           Зеленый зубастик ест огурец.

    Каждый ребенок «угощает» зубастиков овощами и фруктами, озвучивая свои действия.

     Опыт работы показал, что игры с прищепками вполне могут занять

    почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у

    детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и

    практического опыта. Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Чем больше малыш ощупывает предметы

    (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

    Главная цель использования прищепок в игре

    -это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на

    речевую зону мозга.

    Играйтесь с детьми! Развивайте их! Демонстрируйте им всё, что

    Только Вы можете! Исключительно в этом случае можно все полноценно развить малыша! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше

    удовольствия от игр, чем ваш малыш!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация педагога для родителям детей раннего возраста "Здоровое питание- основа воспитания!"

    В статье говорится о важности разумного подхода к организации питания детей раннего возраста. Материал будет полезен молодым родителям, а так же педагогам групп раннего возраста и медицинским работник...

    Примерный план работы педагога в группе детей раннего возраста на 1 день.

    Примерный план работы педагога в группе детей раннего возраста на 1 день....

    мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »

    Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков  у детей раннего возраста"...

    Мастер-класс по теме: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

    У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

    Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

    Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер-класс для воспитателей по теме:" Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников"...

    Детско-родительский клуб «Мама - рядом», как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.

    Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. В ...

    Методическая разработка на тему: Подвижные игры как форма развития познавательной и двигательной активности детей раннего возраста

    Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над ...