Главные вкладки

    Развитие осязательных навыков и мелкой моторики у детей с нарушением зрения как средство познания окружающего мира
    статья по коррекционной педагогике

    Зинцова Нина Ивановна

    В  статье говорится о необходимости развития  осязательных навыков  у детей с нарушением зрения, о направлениях и  формах работы с детьми, а также об играх,  которые помогают в работе с детьми (опыт создания).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx23.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК 376.352

    РАЗВИТИЕ  ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ  И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    Зинцова Нина Ивановна

    МБДОУ  «Детский сад № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»

    nina.zintsova1960@mail.ru

     

     В  статье говорится о необходимости развития  осязательных навыков  у детей с нарушением зрения, о направлениях и  формах работы с детьми, а также об играх,  которые помогают в работе с детьми (опыт создания).

       Ключевые слова: дети с нарушением зрения,  тактильная чувствительность, осязательные навыки, мелкая моторика, осязательное обследование, сенсорные эталоны, логоритм действий.

         Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и рук. Это происходит потому, что при знакомстве с окружающим миром дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную информацию, что приводит к снижению скорости, точности и даже искаженности восприятия окружающей действительности.

        Дети лучше запоминают предметы, если знакомство с ним начинается с  осязания, потому что « осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира»[2, с. 2]. Конечно, разве можно с помощью слуха или вкуса узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? «Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение»  [2, с. 2].  Вот поэтому детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит более точно воспринимать предметы, пространство и быть более активными в процессе игр и обучения.

        Проводимая нами коррекционная  деятельность по формированию осязания и мелкой моторики  ведется по таким направлениям:

    1) формирование представлений о человеке:

    - детей обучаем навыкам обследования сверстников, себя, взрослых,   выделяя строение тела, характерные признаки и особенности;

    - формируем  представления о строении и возможностях рук: детей знакомим с расположением, названием,  назначением пальцев,  

    - даем знания о  пластике  рук: какие они бывают  и что выражают, например ласковые и нежные руки, строгие и сильные, руки слабые,  знакомим детей с действиями, которые выполняем  с  помощью движений рук (даем, берем что-то, здороваемся, прощаемся, обнимаемся, успокаиваем друга).

    2) формирование навыков выделения эталонов

    а) формы:  учим детей с помощью осязания узнавать, сравнивать,  различать плоскостные геометрические фигуры и объемные тела и находить эти формы в окружающих предметах;

    б) величины: дети учатся различать величину предметов, учим сравнивать предметы   с помощью осязательных приемов наложения, измерением с помощью осязательных действий пальцев с использованием условных мерок: палец, рук;

    3)формирование способов и приемов обследования предметов и их изображений:

    - детей обучаем обследованию игрушек,  овощей, фруктов животных, птиц, растений, цветов, деревьев и т.д.,  при этом соблюдая определенный логоритм действий,  

    - знакомим малышей с  предметами  из дерева, металла, пластмассы, стекла, тканей, бумаги, картона, фольги, шерсти, нитей,  учим узнавать и различать их свойства: теплое, холодное, твердое, мягкое, шероховатое, гладкое, сухое, липкое, колючее, жесткое,  таким образом развиваем  тактильную чувствительность рук;

     - обучаем воспитанников чтению рельефных рисунков;  

    -с помощью осязания учим ориентироваться на микроплоскости (стол, фланелеграф, лист бумаги, доска, мольберт), выделяем стороны, углы, середину; выполняем различные практические действия;

    4)формирование навыков использования осязания в  продуктивных видах деятельности и

    5)формирование умений использовать осязание в бытовой и игровой деятельности.

      Коррекционная деятельность по осязания  и мелкой моторики может проходить как самостоятельная образовательная деятельность, может занимать как часть коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия, социально - бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве, а  также   в процессе бытовой  и  игровой деятельности детей.  Для ребенка  с нарушением зрения игра имеет особое значение.  Поэтому в работе с детьми использую  дидактические игры, сделанные своими руками. Они развивают тактильную чувствительность, осязательные навыки и мелкую моторику.

     1)«Волшебные дощечки»  два набора дощечек, имеющие разную поверхность. «Найди такую же», «найди мягкую и колючую», «найди бархатную и из фольги»

    2)«Чудесный мешочек» или «Волшебный ящик »можно узнавать на ощупь игрушки, различные предметы, геометрические фигуры объемные тела.

    3) «Тактильные альбомы» они сделаны из твердого гладкого картона, где нанесены шилом изображения различных предметов (посуда, овощи, фрукты, игрушки и т.д.)         и перевернуты вверх выпуклой стороной.

    4) «Геометрический комод» деревянная рамка с прорезями геометрических форм, фигурки- вкладыши такого же размера и формы.

    5) «Ателье» одежда из  разного вида тканей «подбери к платью такую же ткань», «подбери ткань для пальто» и т.д.

    6) «Узнай и назови» вырезанные из многослойного картона (упаковочный материал)  и приклеенный на обычный картон геометрические фигуры.

    7) «Лабиринты» приклеенный шнур, тесьма, толстая нить в виде лабиринтов.

    8) «Геометрический планшет» на лист фанеры наносятся мелкие силовые  гвоздики, с помощью резинок изображается предмет.                                                                 Коррекционная работа по развитию осязания и мелкой моторики является средством компенсации зрительной недостаточности и является очень важным в работе с детьми с нарушением зрения, помогает им познавать         окружающий мир.                

     

       Список литературы:

    1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.-256с.
    2. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Саратов, 2006, 19 с.
    3. Ремезова Л.А., Лапшина Т.В., Касаткина С.Н., Юрлина О.Ф.Развитие осязательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения Монография. // Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. — 220 с.
    4. Моулот Л.И., Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста // Самара: СГПУ, 2007- 122 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

    Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...

    Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

    Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения

    Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения посредством ведущих видов деятельности: опыт реализации научно-практического проекта...

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

    Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

    применение тестопластики в работе с детьми с нарушением зрения...

    развитие графомоторных навыков и мелкой моторики у детей с нарушениями речи

    развитие графомоторных навыков и мелкой моторики у детей с нарушениями речи...