развитие графомоторных навыков и мелкой моторики у детей с нарушениями речи
консультация по логопедии

Киприна Дарья Валерьевна

развитие графомоторных навыков и мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_i_graf.navykov.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

МАСТЕР – КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

И ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

Подготовила:

учитель – логопед/дефектолог

Киприна Д.В.

Декабрь, 2020 г.

г.о. Клин

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

 у детей с нарушениями речи.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. Нарушение речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи.

Важным фактором  в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является полноценно сформированное моторное и речевое развитие. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. От уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков напрямую зависит подготовленность руки ребенка к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. Сюда относятся разнообразные движения: от привычных жестов до самых мелких манипуляций.

Графомоторные навыки – это составная часть моторных способностей человека, развитие которых базируется на основе формирования и совершенствования тонкоскоординированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.

Наилучшее время для формирования графомотрных навыков и навыков мотороки – это дошкольный период. Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать руку, способствовать формированию графомоторных умений и навыков.

Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев рук, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. Сюда относятся разнообразные движения: от привычных жестов до самых мелких манипуляций.

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.

В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.

В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.

В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизывает мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.

В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.

В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

- к 3 годам  движения пальцев детей становятся похожими на движения взрослого человека.

- навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.

- дети учатся класть вещи в определённое место.

- до 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.

- дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

-мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз.

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Графомоторные навыки – это составная часть моторных способностей человека, развитие которых базируется на основе формирования и совершенствования тонкоскоординированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.

Графомоторные навыки включают в себя:

Мелкая мускулатура пальцев:

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

Зрительный анализ и синтез:

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

Рисование:

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- Дорисовывание незаконченных рисунков;

-Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

-Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

-Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

Графическая символика:

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно – моторной координации при нормальном развитии:

В возрасте 1 – 2 года ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

В возрасте 2 – 3 года малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста. Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно – графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.

Чтобы развитие мелкой моторики  и графомоторных навыков у детей было в рамках нормы, его можно ускорить. Существуют  различные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

- мозаика;

- пазлы;

- конструктор.

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.

Пальчиковые игры

В пальчиковыx играx могут использоваться:

- цветные палочки;

- скороговорки;

- стихи;

- пальчиковый алфавит;

- пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития  мелкой моторики предполагает несколько методик:

- профессиональный массаж у специалиста;

- самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);

- предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;

- пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что подсказывает его  воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

- рисование по трафаретам;

- штриховка;

- рисование по фигурным линейкам;

- работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию моторных навыков рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики  и графомоторных навыков детей может быть успешным.