Система коррекционной работы по преодолению алалии.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
С чего начать работу с неговорящими детьми, на какие направления коррекционной работы обратить внимание на начальных этапах. Данный материал предназначен для родителей и логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovorite_molchunov.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Жеребцова Ю.Я.
Разговорите молчунов
Как часто мы слышим от беспокойных родителей: «Уже три года, а еще ничего не говорит». Что делать? Родители правы, что беспокоятся. В три года ребёнок должен использовать простую фразу в речи, вступать в диалог, тянуться к общению. Молчуны же, наоборот, в общении используют жесты, звукоподражания.
Логопеды рекомендуют обратиться на консультацию к невропатологу и начать коррекционное обучение.
С чего начать работу? Бытует ошибочное мнение, что нужно массажировать язык, для того, чтобы ребёнок быстрее заговорил. Логопеды предлагают дорогостоящие услуги по зондовому массажу. Это всё равно, что учить иностранному языку с помощью массажа языка. Язык мы тоже будем тренировать, но позже.
Самое главное - нужно стимулировать речь ребёнка. В логопедии есть такое понятие: «Растормаживание речевых центров». У неговорящего ребёнка речевые центры, будто спящие.
Как их разбудить? Растормозить?
Для этого используем специальные упражнения, речевые игры.
Всю систему коррекционной работы я разделила на несколько блоков или направлений. На начальном этапе я выделила следующие направления коррекционной работы:
1 Выражение просьбы.
2 Ориентировка в пространстве и во времени.
3 Координация речи с движением.
4 Звукоподражания и звуковая гимнастика.
5 Ориентировка в схеме тела.
6 Самостоятельная речь.
7 Пальчиковая гимнастика, рисование.
8 Звукопроизношение.
9.Артикуляционная гимнастика и дыхательная.
По ходу работы, я добавляю направления: грамматика, связная речь.
Каждое коррекционное занятие, строю комплексно, включая задания из разных разделов.
Задания, используемые на занятиях в период с сентября по январь.
Координация речи сдвижением | Звукоподражание | Ориентировка в схеме тела | Самостоятельная речь |
Ду –ду -ду, ду-ду-ду (изображаем паровозик) Я иду, иду, иду (стучим ногами в такт) А вагоны стучат: так, так, так ( кулак об кулак в такт) Так, так, так « Совушка-сова» Показываем большая голова… Лапки мыли? (показываем как моем лапки, одну об другую) Мыли. ( киваем) Ушки мыли?( моем ушки) Мыли.( киваем) Хвостик мыли?(«моем» хвостик) Мыли.( киваем) Всё помыли. И теперь мы чистые, зайчики пушистые. ( подпрыгиваем) Молоточком я стучу,( кулачок об кулачок) Дом построить я хочу ( изображаем крышу над головой) | Корова мычит: му-му-му Дождик капает кап-кап-кап Курочка кудахчет: ко, ко, ко Кукушка кукует, девочка потерялась: ау-ау-ау Игра « Кто кричит, что звучит». Бросаем камешки в водичку: буль-буль-буль | « Скажи ласково» Рука-ручка ( при слове ручка- машем рукой) Нога-ножка( при слове ножка -хлопаем по ноге) Щека-щёчка( щипаем щёчку) «Один-много» Рука-руки ( показываем сначала руку, затем руки), Нога-ноги и т.д. «Поцелуйчики» Игрушка целует ребёнка в разные части лица и тела, а ребёнок с закрытыми глазами угадывает, куда его поцеловала игрушка. | Ко-ко-ко( 2 раза) Не ходите далеко. Лапками гребите, зёрнышки ищите. Ко-ко-ко-ко ( клюёт клювом, клюёт) ( Педагог вместе с курочкой изображает действия, ребёнок вместе с педагогом проговаривает) Гуси-гуси: га-га-га Есть хотите: да-да-да ( ребёнок повторяет га-га-га, да-да-да) |
Выражение просьбы | Пальчиковая гимнастика, рисование | Звукопроизношение | Артикуляционно-мимическая и дыхательная гимнастика | Ориентировка в пространстве и во времени | ||
«Дай», «Лови» Игра с мячом. Педагог катает мяч по столу и произносит: « Мяч катится, лови!» Ребёнок ловит. Затем ребёнок катит мяч со словами: катится, лови. Педагог дает игрушку и предлагает поиграть. Просит: «дай мне игрушку», предлагает попросить ребёнка: «Скажи, дай» | «Встретились два котёнка» « Этот пальчик дедушка,…» « Мы капусту рубим,…» « Пианино» Педагог управляет пальчиками малыша, имитируя игру на пианино. « Угадай» Педагог под салфеткой дотрагивается до пальчиков малыша, а он угадывает. «Рисуем дождик, рисуем дорожки» ( дождинки длинные, короткие) Рисуем ветер:у-у-у Грабли: х-х-х (горизонтальные линии) | Поём гласные. Автоматизация звуков: х, ль, в, вь, с,сь Бабушка охает: оххх, Дедушка храпит: х-х-х Катимся с горки: ух! Удивляемся: ах! Песенка водички:с-с-с или сь-сь-сь Песенка большого комарика: з-з-з Песенка маленького комарика: зь-зь-зь | Комплекс артикуляционной гимнастики. Лёжа на спине качать игрушки (диафрагмальное дыхание) « Это я» Перед зеркалом изобразить, что делает носик, губки, глазки и т.д. « Музыканты» Звук-педагог,звук-ребёнок. « Звоночек» Педагог нажимает на какую-то часть тела ребёнка, ребёнок издаёт протяжный или короткий звук( в зависимости от нажатия) | « Дорожки» (длинная, короткая) По длинной дорожке идём: топ, топ, топ. Долго идём по длинной дорожке. По короткой быстро: Топ,топ,топ « Выполни моё задание»(подними руки вверх, опусти вниз и т.д) « Быстро-медленно» Учиться быстро или медленно высыпать песок из руки или семечки по инструкции педагога. « Песочные часы» Наблюдаем за тем, как песок ссыпается сверху-вниз. « На машине» Едем по извилистым дорожкам, прямо, направо завернули, налево. На машине ехали по извилистой дорожке проехали, на лево заехали, а потом прямо поехали. | ||
Познавательные процессы | Звуковая гимнастика | Самостоятельная речь ребёнка | ||||
Цвет 1.Находить предметы такого же цвета « подбери колёса к машине», « Чашки и блюдца» 2.«Назови, какого цвет предмет» Величина Разложи по порядку ( Начиная с самого большого, заканчивая маленьким) Счёт «Посчитай», « Чьё пустое место», « Один-много» Геометрические фигуры Покажи.а потом назови фигуры Ориентировка во времени. « день-ночь»( картинки) « солнышко» Утром солнышко встаёт ( обруч поднимается над головой) светом озаряет ( ребёнок идёт по кругу). Вечером оно заходит ( обруч опускается, ребёнок приседает), ночка наступает ( ребёнок «засыпает»). Назови части машины, курочки, стола, дома, грибочка Пазлы Из двух-четырёх- т.д. ачстей | Учимся различать звуки. 1.Шумовые звуки 2.Музыкальные инструменты « Угадай, что звучало?» «Угадай, что я сделала?» | « Вот» Где корова? Ребёнок отвечает: «вот» Где собака со щенками? Вот. « Да, нет» У коровы есть рога? Да У собаки есть рога? Нет « Сам» Ложка держишь сам? Сам. « Надеваешь колготки сам? Сам. « Вижу» Ребёнок смотрит в трубу( из бумаги) Что ты видишь? Вижу мяу. Вижу ко-ко. |
Предлагаю примерное занятие для неговорящего ребёнка 3-4 лет по стимуляции речевых центров.
Конспект индивидуального логопедического занятия по стимулированию речи неговорящих детей.
Цели занятия:
Учить детей согласовывать речь с движениями, передавая ритмический рисунок стихотворения.
Учить повторять просьбу предложением.
Продолжать работу по формированию правильного речевого и физиологического дыхания, по формированию правильной артикуляции звука.
Закреплять умение говорить громче, тише.
Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь. Стимулировать речевые реакции.
Закреплять в речи чистое произношение звука [ х ] в звукоподражаниях.
Расширять словарь по теме: «Домашние животные»
Ход занятия.
1Речь с движением.
Отправляемся в путешествие на паровозике.
Ду,ду,ду (Движемся, как паровозик, двигаем руками в такт)
Ду,ду,ду.
Я иду, иду, иду. (Идем, отстукивая ритм)
А вагоны стучат:
так, так ,так (Стучим кулачками в такт)
Так, так, так.
2Упражнение на дыхание
Поезд гудит У-У-У. Громко и тихо. Воздух набрали носиком, на выдохе произнесли протяжно у-у-у.
Приехали. Сели перед зеркалом
Выставляется картинка котёнка. Котёнок хочет с тобой поиграть.
3Артикуляционная гимнастика.
«Весёлый котёнок»
- «Острые зубки» (показывает зубки - прячет зубки)
- «Котёнок облизывается» (круговые движения языком)»
- «Играет с клубочком»(движение языка вверх-вниз, вправо-влево)
- «Чашечка с молочком» (упражнение «чашечка»)
- «Остуди молочко» (дуем на «чашечку»)
4 Согласование местоимения «мой» с существительными.
Устал язычок. Покажи мне язычок. Это чей язычок? Это мой язычок.
Это чьи щёчки? Это мои щёчки. Это чей носик? Это мой носик.
Это чьи губки? Это мои губки.
5. Ориентировка в пространстве, во времени. Автоматизация звука х.
«Пошли к бабушке и дедушке в гости»
Дорога длинная (показываем рукой, длинная дорога), идём долго.
Топ, топ, топ. Как идём? Долго. Дорога, она какая? Длинная.
Повторяем 2-3 раза.
Пришли. А там бабушка с дедушкой спят, похрапывают.
Х-Х-Х-Х. Произносим с ребёнком. Покажи пальчиком на горлышко.
Произносим: «Х-х-х».
Бабушка проснулась, заохала: «Ох-ох-ох». Охай, как бабушка: ох-ох-ох!
А дедушка проснулся, в окно посмотрел и сказал: «Ух!»
Повтори за дедушкой: «Ух!»
6 Выражение просьбы, самостоятельная речь.
У бабушки с дедушкой жили щенок, жеребёнок, котёнок, поросёнок, телёнок.
Выставляем игрушки в ряд.
Ты хочешь с ними поиграть в прятки?
Наступила ночь, закрывай глаза. День открывай глаза. Кто спрятался? Правильно котёнок. Ох, он котёнок! Давай его позовем. Котёнок, иди к нам! Скажи: «Котёнок (или мяу), иди! Иди к нам».
«Мяу, мяу, а вот и я!» -говорит котёнок.
Животные хотят подружиться.
7 Пальчиковая гимнастика «Встретились два котёнка»
Встретились два котенка
И поздоровались: Мяу–мяу-мяу!
(дети соединяют мизинцы)
Встретились два щенка
И поздоровались: Гав–гав-гав!
(дети соединяют безымянные пальцы)
Встретились два жеребёнка
И поздоровались: Иго-го, иго-го, иго-го!
(дети соединяют средние пальцы)
Встретились два телёнка
И поздоровались: Му-му-му!
(дети соединяют указательные пальцы)
Встретились два быка
(дети выставляют указательные пальцы и мизинцы, изображая быка)
Посмотри, какие рога!
Подружились наши животные.
Я предлагаю тебе сложить картинку котёнка из частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...
Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи
Функции воспитателя и логопеда в логопедической группе ДОУ...
Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...
Система коррекционной работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР по средством работы с родителями
Материал представлен в виде еженедельных домашних заданий для выполнения с родителями. Задания на неделю направлены на развитие следующих компонентов речи: лексики, грамматики, обучению грамоте, разви...
- Мне нравится (4)