Использование арт-техник в работе педагога-психолога
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В настоящее время арт-техники широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образования для коррекции психологического состояния человека.Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными.  в свое работе я использую такое техники, как Эбру, песочная техника, арома-техника и интерактивные средства сенсорной комнаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_art-tehnik_v_rabote_pedagoga-psihologa_2.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арт-техник в работе педагога-психолога

В настоящее время арт-техники широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образования для коррекции психологического состояния человека. Упражнений и арт-техник существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Все арт - терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».

Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Сенсорная комната полна волшебства и чудес. Здесь можно услышать шум морской волны и голоса дельфинов; в такие моменты воздух такой свежий и прохладно-звенящий, что хочется вдыхать его полной грудью. Порой загадочно светят звезды, поют ночные птицы, слышны трели цикад, и так вкусно пахнет вечерними травами! Иногда – идет дождь и можно слушать его настроение; а иной раз появляется возможность оказаться на морском дне и изучать секреты моря, сочиняя сказки на самой глубине!

. Техника «Sand-art» буквально переводится как песочное искусство. Рисование песком на световом столе, как техника, которую с удовольствием применяют в своей работе педагоги, воспитатели, психологи, совсем «юная» (в онлайн источниках указывается 2007 Марина Соснина - художник, педагог студии «SandARTist», - проводила с детьми развивающие занятия, применяя рисование песком.), но темнее менее она уже успела стать достаточно популярной, известной среди специалистов.

Условия необходимые при работе с песком:

- Согласие и желание ребенка;

- Творческий подход специалиста к проведению занятий;

- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках;

Психологические проблемы, при которых применимы игры с песком:

- Эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, агрессия, неадекватная самооценка, депрессивное настроение и т. д.);

- Коммуникативные трудности (вступление в контакт, проблемы с эмпатией, детский эгоцентризм и т. д.).

Использование песочной техники позволяет решать не только задачи по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, но и задачи  познавательного характера: формирование и развитие представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности развитие внимание памяти, мышления и воображения.

 Игры с песком:

Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная техника может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.

- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

- способствуют расширению словарного запаса.

Эбру – техника  - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России.

Искусство живописи на воде, древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, и имеет восточные корни.

Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру.

Материалами для рисования на воде, прежде всего, служат краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды.

Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это рисование эмоциями и чувствами.

Эбру–терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.

В работе с детьми эбру:

• является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческогоначала;

• помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключиться с интеллектуальной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального.

• позволяет установить доверительный контакт между психологом и ребенком;

• позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме;

• создает положительный эмоциональный настрой в группе;

• облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

• позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

• помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;

• развивает чувство внутреннего контроля. Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;

• способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

• повышает адаптационные способности. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

• эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития;

• позволяет расслабиться.

Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. Здесь нет категорий «правильно-неправильно»«хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.

• развивает цветовосприятие и восприятие форм;

• развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах;

Таким образом, арт-терапевтическая техника эбру интересна, необычна, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом клиентов самого разного возраста и спектром проблем. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.

Запахи создают настроение, особую атмосферу каждого занятия. Именно рождение атмосферы, на наш взгляд – самое важное свойство эфирных масел.

Использование ароматов в сенсорной комнате позволяет обогатить атмосферу и выйти на работу ещё с одним анализатором – обонятельным. Вы заметите, как по-разному дети воспринимают один и тот же запах, сколь различны их ассоциации! Иногда в таких играх-ассоциациях мы выходим на крайне важные и «острые» темы, казалось бы, напрямую не связанные с ароматами… Кто бы мог подумать? Память очень ассоциативна.

Термин «ароматерапия»  (дословно – «использование запахов в качестве лекарства») впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе в 1928 году. В наши дни вокруг проблемы действия ароматов на настроение и поведение развернулась обширная исследовательская индустрия. Не так давно, к примеру, было установлено, что неприятные запахи способствуют антисоциальному поведению, а запахи цветов повышают способность к обучению и запоминанию. 

Эфирные масла гармонизируют взаимодействие правого и левого полушарий: их деятельность становится более согласованной практически сразу после попадания активных веществ масел в организм; когда оба полушария находятся в гармонии, мы испытываем спокойствие и жизненный комфорт.

Применение ароматерапии позволяет снизить уровень заболеваемости, уменьшить частоту невротических проявлений и осуществлять мягкую коррекцию психо-эмоциональной сферы детей, имеющих отклонения в своем интеллектуальном, эмоциональном и соматическом развитии. Сеансы ароматерапии способствуют улучшению настроения и работоспособности детей. В условиях сенсорной комнаты – как темной, так и светлой, - воздействие эфирных  масел на обоняние является еще одним «ключиком» к гармонизации эмоционального и психического состояния ребенка, а также мягким способом стимуляции сенсорной сферы со стороны обонятельного анализатора.

В индивидуальной работе есть возможность подбирать эфирные масла с учетом психоэмоционального и соматического состояние ребенка, а также (иногда) – с учётом пожеланий. Так, при состояниях, вызванных нервным напряжением и волнением, можно использовать масла лаванды, валерианы. При умственной перегрузке положительный эффект даёт смесь масел лимона, розмарина, лаванды. Розмарин, кедр устраняют неуверенность в своих силах, что позволяет использовать их перед ответственными контрольными и экзаменами.

Стимулирующие ароматы (мелисса, пихта, розмарин), являются внешним раздражителем, повышающим уровень нервно-психической напряженности, поэтому в условиях малой подвижности ребенка (гиподинамии) они способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность; здесь нужны успокаивающие ароматы, возвращающие тонус организма в оптимальную зону (валериана, лаванда). 

Профилактика простудных заболеваний в учреждении

Ароматерапия представляет ценность в профилактике многих заболеваний, особенно инфекционных и простудных.

Ограничения и меры предосторожности

Эфирные масла в детской практике нельзя использовать безгранично. В коррекционном образовательном учреждении – тем более. Учитывая множественные особенности развития детей и, как правило, сложную структуру дефекта, необходимо постоянное сотрудничество с медицинской службой учреждения и компетентность в диагнозах учащихся, а также наблюдение за изменениями в состоянии ребенка во время занятий. Мы называем это «держать руку на пульсе» и руководствуемся всем известной заповедью: не навреди!

Наши рекомендации к использованию аромамасел в сенсорной комнате:

   Использование масел, в первую очередь, для создания атмосферы и мягкого «включения» обонятельного анализатора. Не для целенаправленной ароматерапии!

               Контакт с сотрудниками медицинской службы – постоянно.

       Не рекомендуется применять одно и то же эфирное масло более 21 дня; продолжить его использование можно после 1-2-х недельного перерыва;

  Во избежание ароматического «бардака» не следует использовать «разнонаправленные» масла в течение занятия, раскуривая лампу несколько раз.

Приводим таблицу некоторых противопоказаний при работе с ароматами.

                                                                                                       Таблица 1

 

Состояние здоровья

 

 

Противопоказанное

эфирное масло

Эпилепсия (эпилептическая готовность), беременность

Базилик, душица, можжевельник, розмарин, шалфей, полынь, кориандр, пихта, чабрец, туя, гвоздика, мускатный орех

Болезни почек

Можжевельник, кориандр, сосна, чабрец, пихта, сандал

Пониженное содержание сахара в крови (гипогликемия)

Герань

Повышенная нервная возбудимость ЦНС

Гвоздика, шалфей

 

Повышенное артериальное давление

Сосна, розмарин, шалфей, тимьян

 

Упражнение «Необыкновенные следы»

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству.  –СПб , 1998.
  3.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001.
  4.  Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002.
  5. Большебратская Э.Э. Песочная терапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...

Работа по теме самообразования на 2017-2019 год "Использование кинетического песка в работе педагога-психолога"

План работы педага-психолога по теме самообразования на 207-2019 уч.годМероприятия с родителями, педагогами и детьми...

Коллаж- как арттерапевтическая техника в работе педагога-психолога ДОУ.

Предоставлен практический материал как в работе педагога-психолога можно использовать коллажирование как с сотрудниками, так и с воспитанниками....