Коллаж- как арттерапевтическая техника в работе педагога-психолога ДОУ.
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Предоставлен практический материал как в работе педагога-психолога можно использовать коллажирование как с сотрудниками, так и с воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollazh_master-klass.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллаж- как арттерапевтическая техника в работе педагога-психолога ДОУ.
Подготовила:
Педагог-психолог
Белёнова Я. В.
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования арт-терапевтической технологии коллажирование для формирования эмоциональной стабильности и восстановления псчихологического здоровья у участников образовательного процесса
Задачи: познакомить участников масте-класс с опытом использования коллажирования и применение его на практике.
Материал : старые журналы, ножницы, лист ватмана, посередине солнышко, спокойная музыка.
Арт-терапия – это исцеление творчеством. Она может использоваться с широким кругом клиентов, и имеет явное преимущество в работе с детьми и взрослыми, испытывающими определенные затруднения в вербализации своих переживаний. Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа.
Само слово коллаж происходит от французского collage – наклеивание – техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов, объединенных определенной темой.
Для чего используют коллажирование? Как и другие техники арт-терапии, коллажирование погружает человека в медитативное состояние. В таком состоянии бессознательное охотно «рассказывает» о желаниях, мотивах, страхах.
Используют коллажирование для:
-раскрытия творческого потенциала;
-повышение самооценки;
-диагностики психологического состояния;
-выявления проблемных ситуаций;
-самовыражения через внутреннюю работу с личностью;
-избавления от стресса, эмоциональной разрядки;
-решения личностных и межличностных конфликтов;
-решения конкретных психологических проблем;
-для развития познавательных процессов;
-улучшения командного духа в коллективе.
Основные виды коллажей.
Коллаж из скотча (скотчевая техника).
Флористический коллаж
Рисуночный коллаж
Коллаж из древесного спила.
Цветы и геометрия (поэзия вазы)
Коллаж из сушенных фруктов и ягод
Коллаж из цветной бумаги (конструктивная техника)
Коллаж из бумаги (папье-маше)
Коллаж из шпатлевки
Коллаж из монтажной пены.
Коллаж из рваной бумаги, журналов, газет.
Почему коллаж так интересен? Потому что его нельзя сделать некрасиво, «неправильно». Для его выполнения не требуются художественные способности. Вырезаем картинки из газет, журналов и потом наклеиваем их на лист бумаги. Это может каждый! Да и сам процесс изготовления доставляет удовольствие!
Коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями.
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии.
Работа над коллажем может быть, как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 4-6 человек делает единый коллаж на определённую тему.
Коллаж как техника арт – терапии чаще используется в групповой работе. Коллаж можно использовать на начальных этапах работы в арт- терапевтическом режиме, особенно с участниками групп или клиентами, у которых силен стереотип «Я не умею рисовать». А вырезать картинки из журналов и наклеить их на бумагу может каждый. Картинки могут также вырываться из журнала руками.
При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создаёт очень благоприятную для творчества атмосферу.
Как и для чего вы можете применить данный метод работы:
1) В работе с детьми: для снятия психоэмоционального напряжения ребенка. В процессе выбора картинок, вырезания, наклеивания вся негативная энергия сублимируется и состояние ребенка нормализуется, а когда он видит результат своего труда – глаза блестят! Так же для формирования коммуникативных навыков, познавательного развития, сплочения группы детей. Удивительные вещи происходят на таких занятиях! Дети учатся договариваться, смеются, иногда спорят, но результат всегда один – совместная работа, которая очень ценна для каждого из детей.
2) В работе с родителями коллаж можно использовать при оформлении выставок, родительского уголка, семейного и группового альбомов. В коллаже можно отображать все формы образовательного процесса: совместную образовательную деятельность педагога-психолога и детей, самостоятельную деятельность детей, образовательную деятельность в семье.
3) В работе с педагогами коллаж используется в проведении тренингов, мастер-классов, практических семинаров для развитие самосознания, развитие чувства целостности группы, развитие образно-символического мышления, снятие эмоционального напряжения.
Многие родители хотели бы, наверное, наблюдать и контролировать весь педагогический процесс, смотря в камеру видеонаблюдения. Коллаж даёт родителям исчерпывающую информацию о том, чем занимаются дети.
В коллаже педагоги могут отобразить все темы недели. Если это тема «Краски Осени», то можно выполнить общеразвивающие упражнения с листочками, если тема «Здравствуй, зимушка, зима», то заниматься со снежинками. А листочки и снежинки дети могут сделать дома вместе с родителями, заснять несколько снимков и можно создавать коллаж и т. д.
Беседа после проведения коллажирования:
- Придумайте название для вашей работы. Возможно, название такое же, как было выбрано еще в самом начале? Или оно изменилось?
-Что вам больше всего нравится?
-Может быть, на этом коллаже есть какое-то неприятное место?
-А как это связано с вашей жизнью сейчас? Или в прошлом?
-Когда мы задаем такие вопросы, это помогает понять чувства по поводу той темы, которую человек выбрал для своего коллажа. И потом разобраться в реальной жизненной ситуации, когда эти чувства возникают.
Есть еще несколько моментов, на которые важно обращать внимание. Например, на то, как расположены части коллажа на плоскости листа. Если вы правша, то правая часть листа обычно обозначает будущее, стремление к росту, прогрессу. А левая — прошлое, регресс, «застревание» на каких-то трудных моментах, грустных переживаниях. Для левшей все наоборот.
Возможно, в коллаже есть «пустые» места. Что это означает для вас? Или какая-то часть очень сильно заполнена, совсем нет свободного места. Что вы испытываете, когда смотрите на эту часть своей работы?
Важны цвета в коллаже. Какие ассоциации вызывает у вас, к примеру, желтый цвет? Это радость? Печаль? А красный? Про что он? Это любовь, страсть? А может быть, ярость или страх? Обратите внимание на одинаковые цвета. Может быть, эти части коллажа как-то связаны?
Когда мы анализируем коллаж, становится легче понять, как нам помогают или мешают разные стороны нашей личности. Можно увидеть, как исполнить свои желания, осуществить мечту. А для кого-то важно будет убедиться, что цель выбрана правильно, я иду именно туда, куда мне нужно.
Таким образом, арт-техника коллажа может применяться в психологической работе с личностью или группой, с различным уровнем подготовки и предполагает неограниченное количество тем и возможностей. Следует особенно подчеркнуть, что арт-техника коллажирования сама по себе не обладает 100% достоверностью, поэтому только на ее основе сделать заключение о каких-либо сторонах личности – невозможно, необходимо также применять стандартизированные опросники.
Я предлагаю создать коллаж « Что для меня радость?».
Сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните самые яркие, радостные моменты в вашей жизни, что вы чувствовали, какие испытывали эмоции? Откройте глаза, мы начинаем работать. Звучит спокойная музыка.
После работы высказывание каждого участника.
Источники:
Арт-терапия в эпоху постмодерна. / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 224 с.
Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005.
Практикум по арт-терапии. /Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.
Разумова Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арттерапии.
Жулдыбина Т.Ю. Арт – терапевтический прием «коллаж» как средство организации работы педагога – психолога с подростками группы риска.// Материалы региональной научно-практ.конференции «Мир человека и его измерение». – Березники.: Бер.филиал ПГУ, 2007.
Марьина Ю. Школа флористики: Коллажи и панно. – Издательство: Ниола 21 век, 2005г.; Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ
Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....
Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ
Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ....
Буклет «Используемые арт-терапевтических техники в работе педагога - психолога МБДОУ №1«Русалочка» с детьми дошкольного возраста».
Буклет для педагогов-психологов...
Использование арт-техник в работе педагога-психолога
В настоящее время арт-техники широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образования для коррекции психологического состояния человека.Для лучшего коррекцио...
Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...
ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...
Буклет "Коллаж- как арттерапевтическая техника "
Предоставлен материал для чего используют коллажирование, виды коллажирования, техника "Бабочка"....