Развитие речи у детей с аутизмом в семье.
консультация по коррекционной педагогике

Основные задачи работы по развитию речи у детей с РДА: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развитие речи в обучающей ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_autizm.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей с аутизмом в семье.

Гомылева О.В.

учитель-логопед

ГКУСО МО Клинский РЦ «Радуга»

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

Для детей с ранним детским аутизмом характерны особенности речевого развития: нарушение коммуникативной функции речи, эхолалии (чаще отсроченные), отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений, неразвитость диалога, своеобразное нарушение просодики, неологизмы, склонность к автономной речи.

Основные задачи работы по развитию речи у детей с РДА: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развитие речи в обучающей ситуации.

При установлении контакта с аутичным ребенком необходимо соблюдать следующие правила: обращаться к ребенку на доступном ему эмоциональном уровне; не допускать, чтобы он почувствовал свою несостоятельность в контакте, в ответах на вопросы. Необходимо создать уютную, эмоционально и сенсорно щадящую обстановку, не допускать ситуаций, требующих каких-либо запретов. Обращаться к ребенку лучше опосредованно, используя комментирующую речь.

С целью активизации речевой деятельности родителям в игровой и обучающей ситуациях нужно создать моменты эмоционально-аффективного подъема, заражать ребенка своей активностью, вовлекать его в речевую деятельность. Содержание этой работы зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Формирование спонтанной речи здоровых детей на ранних этапах происходит в свободном речевом общении при ознакомлении с окружающим миром, в игре, быту и т. д. У детей, страдающих РДА, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи следует начинать как можно раньше. При обучении навыкам самообслуживания, в процессе посильной бытовой деятельности взрослому нужно комментировать свои действия и действия ребенка, что позволяет преодолеть разрыв между практикой и речью. Те же цели преследует проговаривание предстоящих или прошедших событий с участием ребенка. Особое внимание нужно обращать на те слова, восклицания и фразы, которые вызывают у аутичного ребенка наиболее яркую, живую реакцию.

У детей, страдающих РДА, игра стереотипна, часто носит характер манипуляций с неигровыми предметами. Игротерапии отводится центральное место в коррекции речевых расстройств при РДА. Отправной точкой в такой работе являются имеющиеся у ребенка аутистические игры и речь, их сопровождающая. Родителям следует включаться в игру ребенка на речевом уровне, осторожно, без давления взять инициативу в игре на себя, ненавязчиво и строго дозированно усложнять речевое оформление игры. Речевую активность в ходе игры могут стимулировать стихи и песни.

Развитие речи в обучающей ситуации предполагает формирование правильной связной речи, особенно диалогической, обогащение словаря, развитие правильных грамматических навыков, звукового оформления речи, отработку интонационно-смысловых оттенков.

Поскольку и общая, и тонкая моторика у детей с РДА нарушена, то необходимо вводить занятия по развитию общей и тонкой моторики, например, изобразительную деятельность, физические упражнения. Наиболее многопланово коррекционное воздействие занятий по ручному труду. Для развития речи в обучающей ситуации необходимо также формировать навыки чтения и письма. Как показывает опыт, развитие речи возможно даже у детей, полностью отказывающихся от речевого общения, если работа начинается еще в младшем дошкольном возрасте. Хороший результат дает опосредованное речевое взаимодействие с ребенком посредством телефона, планшета или компьютера. Формирование у ребенка способности к диалогу основывается на его интересах, если их объектом являются, например, динозавры, то для развития диалога используется эта тематика.

Развитие речи у детей с РДА требует ранней последовательной коррекционной работы. Начальные этапы работы проводятся индивидуально, в тесном взаимодействии родителей, педагогов, психологов и врачей-психиатров.

Важнейшей задачей коррекционной работы с детьми, страдающими РДА, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика "Учимся читать и говорить одновременно" (развитие речи у детей с аутизмом и алалией)

Данная методика доказала свою эффективность, в процессе коррекционной работы с детьми, которым был поставлен диагноз алалия, в том числе при расстройствах аутистического спектра....

"Моя семья"Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Моя семья» с использованием театрально-игровых технологий

Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием театрально-игровых технологий...

Развитие речи у детей с аутизмом в семье

Как развивать речь у аутистов...

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОВЗ «Дружная семья»

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОВЗ ...

Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего возраста «Моя Семья»

- Помочь детям понять родственные отношения в семье.- Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает;- Развивать мелкую моторику;- Воспитывать интерес и уважительное отношен...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей младшего возраста «Дружная семья».

Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей младшего возраста....

Мастер - класс по теме "Развитие речи у детей 3-4 летв семье и в детском саду".

практическое занятие для родителей. воспитателей....