Родителям о развитии речи у детей с аутизмом
консультация

Родителям о развитии речи у детей с аутизмом

.

Аутизм — это нарушение развития головного мозга и психических функций, которое вызывает трудности с социальным взаимодействием и общением, поведенческие проблемы. Природа этого заболевания все еще не до конца ясна, но есть признаки, которые помогают выявить его в раннем возрасте.

Родители могут заметить первые симптомы уже в поведении грудничка. Ребенок отказывается от тактильных контактов — кричит и изгибается, когда его берут на руки, успокаивается только при возвращении в кроватку. Он также не проявляет эмоционального ответа на  знаки внимания мамы. Не смотрит в лицо, избегает зрительного контакта, не фиксирует взгляд.

 Он странно реагирует на свет, вкусы, запахи, осязание . Проявляет к ним гиперчувствительность, кричит и плачет. Или, наоборот. Например, он равнодушен к ярким и шумным игрушкам.

Нарушения речи и коммуникации.

Ребенок с аутизмом может постоянно молчать и не реагировать на слова и просьбы, обращения  взрослых.

Задержка речевого развития может, проявляется и специфическими нарушениями. Ребенок:

·             часто издает многократно повторяющиеся звуки

·             неконтролируемо копирует,  повторяет звуки, а в более старшем возрасте -  фразы, которые услышал от другого человека или при просмотре передач

·             говорит о себе в третьем лице, не использует личные местоимения и обращения

·             не может объединять слова во фразы (долго нет фразовой речи)

 

Нарушение социального взаимодействия

·             избегает зрительного контакта (не смотрит в глаза собеседника)

·             не реагирует на обращения

·             использует жесты вместо речи, чтобы о чем-то попросить

·             игнорирует других детей и не хочет с ними контактировать

·             любит проводить время в одиночестве                                  

·             не проявляет особых эмоций в общении, проявляет равнодушие

·             не проявляет интереса к игрушкам, не понимает их роли (например, вместо игры с мишкой просто дергает конечности игрушки и т.д.)

·             вместо игрушек использует предметы, которые не предназначены для забав (кухонные приборы, одежда)

Стереотипное ограниченное поведение

Ребенок предпочитает однообразные действия и поведение:

·             строго придерживается привычного расписания

·             не проявляет любопытства и интереса к новым предметам, событиям, увлечениям

·             зацикливается на одном занятии (часами собирает пазл, играет одним и тем же предметом, смотрит один мультфильм по кругу, выстраивает игрушки в бесконечный ряд,  и т.д.)

·             увлекается коллекционированием на одну тематику

·             ест однотипные продукты, отказывается пробовать новые, может  невероятно долго проявлять интерес к одной и той же игрушке , своей одной и той же вещи

·             передвигается по дому по одинаковым маршрутам

·             совершает монотонные повторяющиеся движения при стрессе: качает или бьется головой о что-либо, раскачивается, машет руками

При этом ребенок остро реагирует на какие-либо изменения (например, смена обстановки в доме, распорядок дня, новые люди). Перемены могут вызвать тревожность, панику, истерику.

Вспышки гнева

Из-за нарушений речи и социального взаимодействия детям с аутизмом бывает очень тяжело сообщить о своих нуждах или неудобстве. Поэтому они нередко доносят до окружающих свое состояние через агрессивное поведение: крики, слезы, возбужденные движения.  Если человек не интересен, то ребенок может оттолкнуть его и даже  ударить.

Основные задачи работы по развитию речи у детей с аутизмом:

-установление эмоционального контакта взрослого с ребенком;

-активизация речевой деятельности;

-формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

-развитие речи в обучающей ситуации.

С целью активизации речевой деятельности родителям надо постараться создавать элементы эмоционального подъема, вовлекать в речевую деятельность.

У детей, страдающих аутизмом, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи надо начинать как можно раньше.

Примерные задания для детей с аутизмом по развитию речи.

  • Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую (говорите спокойным голосом, можете проговорить слово 3 раза с разной  интонацией: Кукла? Кукла. Кукла!!! )
  •  Рассмотрите и назовите с ребенком части туловища игрушки.( Рука, рука; нога, нога,…) Заведите небольшой  альбом и наклейте картинки, на которых изображены игрушки (кукла, мишка,…)
  • Рассмотрите

- Во что одета кукла?

- Что на ногах?

- Что на голове?

Помогать ребенку, чтобы он отвечал полными короткими предложениями.

  • Наклейте в альбоме картинку «Семья» и отдельные фотографии всех членов семьи : мама, папа, брат.
  • Рассмотрите картинки.

- Кто это? (Мама)

-Кто это ?(Папа)

Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне: его тарелку, назовите ее (тарелка), его чашка,… Составьте предложения, начало предложений одинаковое. Пример:

Это моя тарелка.

Это моя чашка.

 Это  моя ложка.

Затем в  свой  альбом снова  наклейте  картинки  новых предметов. Назовите их.

Если речевые возможности ребенка уже  позволяют, то спросите у него, для чего нужны чашка, ложка, вилка,  нож. Составьте предложения с каждым словом. Можно параллельно частично использовать жестовую речь (ножом резать - жест)

  • Рассмотрите вместе с ребенком части посуды: ручка,  дно у чашки.
  • Наклейте в альбоме картинки по теме «Посуда».
  • Обсудите, из чего сделана посуда (железная- из железа, стеклянная- из стекла, глиняная-…, деревянная- …)
  • Обсудите, для чего нужна посуда (в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т.д.).

 

  • Игра «Назови ласково». Подобрать подходящие картинки (чашка - чашечка, ложка - ложечка и т д.).
  • «Один - много» (чашка - чашки, ложка- ложки и т.д.).
  • Составьте рассказ по картинке.
  • Папа пьет чай. Мама пьет чай. Брат пьет чай.
  •  Наклейте в альбоме или нарисуйте картинки с изображениями одежды: детская, женская, мужская.
  • Вместе рассмотрите одежду ребенка.

- Подберите картинки к глаголам, которые ребенок постоянно путает: одевает, одевается, снимает, шьет, вяжет, стирает.

- Вместе с ребенком составьте предложения, используя эти картинки.

Сходите с ребенком в магазин одежды, посмотрите, обсудите, какую одежду там продают.

Делайте акцент, как называются части, детали рубашки, платья,брюк. Учите употреблять следующие слова: воротник, рукава, пуговицы, молния, петли, карманы, пояс.

  • Наклейте в альбом картинки с изображением обуви.

Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: туфли, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки, тапки

Сходите с ребенком в магазин обуви, покажите, какую обувь там продают.

  • Наклейте в альбом картинки по теме «Овощи».

Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова.

- Кабачок овальный и зеленый. Он  твердый,  тяжелый,  без запаха.

Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, что вы там увидели. Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустах). Покажите, если есть возможность, как растут овощи. Капуста растет на земле. Морковь растет в земле. Помидоры растут на кустах.

Таким же образом  можно организовать знакомство с  фруктами, затем домашними животными,   с транспортом, мебелью, едой и т.д.

Уважаемые родители, если у вашего ребенка  на данный момент почти нет речино обращенную речь он понимает, уже умеет довольно долго работать за столом, проявляет интерес к изучению звуков и букв. Запомнил и повторяет гласные, пытается повторять только некоторые короткие слова и звукокомплексы. Но коммуникация   осуществляется путем не выразительных жестов и тихих “Угу” или «И-И-И « и т.д.  В таком  случае  можно рассмотреть  альтернативный способ коммуникации ПЕКС.

Карточки ПЕКС (PECS) с английского дословно – коммуникационная система обмена изображениями.

Придумали ее как альтернативную вербальной (речевой)  коммуникации в 1985 году в рамках программы по аутизму, действующей в штате Делавэр (США) под руководством доктора философии Энди Бонди и магистра, логопеда Энди Бонди. 

Карточки ПЕКС – это картинки с изображением предметов, действий, пиктограмм.

              

Их размещают на специальных листах с липучками - липкими лентами в ряды так, чтобы ребенку  было удобно размещать  разрезанные, заламинированные  и посаженные на липучку, карточки с картинками и обозначающими их словами. Листы с карточками формируются в альбом, который ребенок использует для коммуникации. Общение при помощи карточек значительно упрощают понимание желаний и чувств неговорящего, снимает напряжение и стресс.

Карточки ПЕКС, листы и альбом можно купить в интернет-магазинах. Можно рисовать и подписывать изображения самим, что для ребенка будет особенно ценным.

      

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx50.03 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о развитии речи у детей с аутизмом

.

Аутизм — это нарушение развития головного мозга и психических функций, которое вызывает трудности с социальным взаимодействием и общением, поведенческие проблемы. Природа этого заболевания все еще не до конца ясна, но есть признаки, которые помогают выявить его в раннем возрасте.

Родители могут заметить первые симптомы уже в поведении грудничка. Ребенок отказывается от тактильных контактов — кричит и изгибается, когда его берут на руки, успокаивается только при возвращении в кроватку. Он также не проявляет эмоционального ответа на  знаки внимания мамы. Не смотрит в лицо, избегает зрительного контакта, не фиксирует взгляд.

 Он странно реагирует на свет, вкусы, запахи, осязание . Проявляет к ним гиперчувствительность, кричит и плачет. Или, наоборот. Например, он равнодушен к ярким и шумным игрушкам.

Нарушения речи и коммуникации.

Ребенок с аутизмом может постоянно молчать и не реагировать на слова и просьбы, обращения  взрослых.

Задержка речевого развития может, проявляется и специфическими нарушениями. Ребенок:

·             часто издает многократно повторяющиеся звуки

·             неконтролируемо копирует,  повторяет звуки, а в более старшем возрасте -  фразы, которые услышал от другого человека или при просмотре передач

·             говорит о себе в третьем лице, не использует личные местоимения и обращения

·             не может объединять слова во фразы (долго нет фразовой речи)

Нарушение социального взаимодействия

·             избегает зрительного контакта (не смотрит в глаза собеседника)

·             не реагирует на обращения

·             использует жесты вместо речи, чтобы о чем-то попросить

·             игнорирует других детей и не хочет с ними контактировать

·             любит проводить время в одиночестве

·             не проявляет особых эмоций в общении, проявляет равнодушие

·             не проявляет интереса к игрушкам, не понимает их роли (например, вместо игры с мишкой просто дергает конечности игрушки и т.д.)

·             вместо игрушек использует предметы, которые не предназначены для забав (кухонные приборы, одежда)

Стереотипное ограниченное поведение

Ребенок предпочитает однообразные действия и поведение:

·             строго придерживается привычного расписания

·             не проявляет любопытства и интереса к новым предметам, событиям, увлечениям

·             зацикливается на одном занятии (часами собирает пазл, играет одним и тем же предметом, смотрит один мультфильм по кругу, выстраивает игрушки в бесконечный ряд,  и т.д.)

·             увлекается коллекционированием на одну тематику

·             ест однотипные продукты, отказывается пробовать новые, может  невероятно долго проявлять интерес к одной и той же игрушке , своей одной и той же вещи

·             передвигается по дому по одинаковым маршрутам

·             совершает монотонные повторяющиеся движения при стрессе: качает или бьется головой о что-либо, раскачивается, машет руками

При этом ребенок остро реагирует на какие-либо изменения (например, смена обстановки в доме, распорядок дня, новые люди). Перемены могут вызвать тревожность, панику, истерику.

Вспышки гнева

Из-за нарушений речи и социального взаимодействия детям с аутизмом бывает очень тяжело сообщить о своих нуждах или неудобстве. Поэтому они нередко доносят до окружающих свое состояние через агрессивное поведение: крики, слезы, возбужденные движения.  Если человек не интересен, то ребенок может оттолкнуть его и даже  ударить.

Основные задачи работы по развитию речи у детей с аутизмом:

-установление эмоционального контакта взрослого с ребенком;

-активизация речевой деятельности;

-формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

-развитие речи в обучающей ситуации.

С целью активизации речевой деятельности родителям надо постараться создавать элементы эмоционального подъема, вовлекать в речевую деятельность.

У детей, страдающих аутизмом, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи надо начинать как можно раньше.

Примерные задания для детей с аутизмом по развитию речи.

  • Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую (говорите спокойным голосом, можете проговорить слово 3 раза с разной  интонацией: Кукла? Кукла. Кукла!!! )
  •  Рассмотрите и назовите с ребенком части туловища игрушки.( Рука, рука; нога, нога,…) Заведите небольшой  альбом и наклейте картинки, на которых изображены игрушки (кукла, мишка,…)
  • Рассмотрите

- Во что одета кукла?

- Что на ногах?

- Что на голове?

Помогать ребенку, чтобы он отвечал полными короткими предложениями.

  • Наклейте в альбоме картинку «Семья» и отдельные фотографии всех членов семьи : мама, папа, брат.
  • Рассмотрите картинки.

- Кто это? (Мама)

-Кто это ?(Папа)

Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне: его тарелку, назовите ее (тарелка), его чашка,… Составьте предложения, начало предложений одинаковое. Пример:

Это моя тарелка.

Это моя чашка.

 Это  моя ложка.

Затем в  свой  альбом снова  наклейте  картинки  новых предметов. Назовите их.

Если речевые возможности ребенка уже  позволяют, то спросите у него, для чего нужны чашка, ложка, вилка,  нож. Составьте предложения с каждым словом. Можно параллельно частично использовать жестовую речь (ножом резать - жест)

  • Рассмотрите вместе с ребенком части посуды: ручка,  дно у чашки.
  • Наклейте в альбоме картинки по теме «Посуда».
  • Обсудите, из чего сделана посуда (железная- из железа, стеклянная- из стекла, глиняная-…, деревянная- …)
  • Обсудите, для чего нужна посуда (в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т.д.).

 

  • Игра «Назови ласково». Подобрать подходящие картинки (чашка - чашечка, ложка - ложечка и т д.).
  • «Один - много» (чашка - чашки, ложка- ложки и т.д.).
  • Составьте рассказ по картинке.
  • Папа пьет чай. Мама пьет чай. Брат пьет чай.
  •  Наклейте в альбоме или нарисуйте картинки с изображениями одежды: детская, женская, мужская.
  • Вместе рассмотрите одежду ребенка.

- Подберите картинки к глаголам, которые ребенок постоянно путает: одевает, одевается, снимает, шьет, вяжет, стирает.

- Вместе с ребенком составьте предложения, используя эти картинки.

Сходите с ребенком в магазин одежды, посмотрите, обсудите, какую одежду там продают.

Делайте акцент, как называются части, детали рубашки, платья,брюк. Учите употреблять следующие слова: воротник, рукава, пуговицы, молния, петли, карманы, пояс.

  • Наклейте в альбом картинки с изображением обуви.

Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: туфли, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки, тапки

Сходите с ребенком в магазин обуви, покажите, какую обувь там продают.

  • Наклейте в альбом картинки по теме «Овощи».

Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова.

- Кабачок овальный и зеленый. Он  твердый,  тяжелый,  без запаха.

Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, что вы там увидели. Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустах). Покажите, если есть возможность, как растут овощи. Капуста растет на земле. Морковь растет в земле. Помидоры растут на кустах.

Таким же образом  можно организовать знакомство с  фруктами, затем домашними животными,   с транспортом, мебелью, едой и т.д.

Уважаемые родители, если у вашего ребенка  на данный момент почти нет речино обращенную речь он понимает, уже умеет довольно долго работать за столом, проявляет интерес к изучению звуков и букв. Запомнил и повторяет гласные, пытается повторять только некоторые короткие слова и звукокомплексы. Но коммуникация   осуществляется путем не выразительных жестов и тихих “Угу” или «И-И-И « и т.д.  В таком  случае  можно рассмотреть  альтернативный способ коммуникации ПЕКС.

Карточки ПЕКС (PECS) с английского дословно – коммуникационная система обмена изображениями.

Придумали ее как альтернативную вербальной (речевой)  коммуникации в 1985 году в рамках программы по аутизму, действующей в штате Делавэр (США) под руководством доктора философии Энди Бонди и магистра, логопеда Энди Бонди. 

Карточки ПЕКС – это картинки с изображением предметов, действий, пиктограмм.

https://documents.infourok.ru/3757539b-7c32-43b6-a44f-abe5671cbac5/0/image001.jpg      https://documents.infourok.ru/3757539b-7c32-43b6-a44f-abe5671cbac5/0/image002.jpg       https://documents.infourok.ru/3757539b-7c32-43b6-a44f-abe5671cbac5/0/image003.jpg

Их размещают на специальных листах с липучками - липкими лентами в ряды так, чтобы ребенку  было удобно размещать  разрезанные, заламинированные  и посаженные на липучку, карточки с картинками и обозначающими их словами. Листы с карточками формируются в альбом, который ребенок использует для коммуникации. Общение при помощи карточек значительно упрощают понимание желаний и чувств неговорящего, снимает напряжение и стресс.

Карточки ПЕКС, листы и альбом можно купить в интернет-магазинах. Можно рисовать и подписывать изображения самим, что для ребенка будет особенно ценным.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика "Учимся читать и говорить одновременно" (развитие речи у детей с аутизмом и алалией)

Данная методика доказала свою эффективность, в процессе коррекционной работы с детьми, которым был поставлен диагноз алалия, в том числе при расстройствах аутистического спектра....

Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.

Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названи...

Консультация для родителей «Советы для родителей по развитию речи у детей младшего возраста»

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАСРечь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Р...

Развитие речи у детей с аутизмом в семье

Как развивать речь у аутистов...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи у детей с ранним детским аутизмом«Поиграем вместе»

Дорогие родители!                        Что скрывается за буквами ≪РДА≫ в истории бо...

Развитие речи у детей с аутизмом в семье.

Основные задачи работы по развитию речи у детей с РДА: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развити...

Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»

Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»...