Развитие речи у детей с аутизмом в семье
консультация на тему

Как развивать речь у аутистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_rodit_razv_rechi_u_det_s_autizm.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования САО города Москвы                             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                Инженерно-техническая школа города Москвы имени дважды героя     Советского Союза П.Р.Поповича                                                                (дошкольное отделение) улица Черняховского, дом 15, корпус 3

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В СЕМЬЕ»

                                                                                                                                                                               

                                                         Подготовила учитель-логопед        

                                  Рахманова Е.С.                                                                                                                                                                                                                                              

                                                     

                                                  Москва, 2018 г.

Для детей с РДА характерны следующие особенности речевого развития:

-нарушение коммуникативной функции речевого развития;

-эхолалии;

-отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений;

-неразвитость диалога;

-склонность к авторской речи.

Основными задачами работы по развитию речи у детей с РДА являются:

-установление эмоционального контакта с ребенком;

-активизация речевой деятельности;

-формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

-развитие речи в обучающей ситуации.

С целью активизации речевой деятельности родителям в игровых и обучающих ситуациях нужно создавать элементы эмоционального подъема, вовлекать в речевую деятельность.

У детей, страдающих РДА, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи надо начинать как можно раньше.

Примерные задания для детей с РДА по развитию речи.

Задание № 1.

Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую.

- Назовите вместе с ребенком игрушки ласково (мишка- мишутка, кукла- куколка и т.д.).

- Назовите ласково кукол по именам (Таня- Танечка, Света-Светочка и т.д.).

- Рассмотрите и назовите с ребенком части туловища игрушечных зверей (нос- носик, хвост- хвостик и т.д.), а также кукол (лоб- лобик, палец- пальчик и т.д.).

- Наклейте в тетрадь для индивидуальных занятий картинки, на которых изображены игрушки.

Задание № 2.

Назови куклу ласково.

- Какие у Танечки глазки, щечки, волосики, ротик, носик, лобик, бровки, реснички?

- Во что одета Танечка?

- Что на ножках у Танечки?

- Что на головке?

Помогать ребенку, чтобы он отвечал полными предложениями.

Задание № 3.

Наклейте в тетради картинку «Семья» и фотографии всех членов семьи с бабушкой и дедушкой.

- Покажи, где папа (мама, бабушка и т.д.).

- Кто это?

- Назови ласково: брат- братик, дед- дедушка, сестра- сестренка и т.д.

Задание № 4.

Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне.

- Уточните названия предметов посуды. Спросите у ребенка, для чего нужны чашка, ковшик, сковорода, кастрюля, чайник, поварешка, терка, блюдце, ложка, вилка, кружка, нож. Составьте предложения с каждым словом.

Рассмотрите вместе с ребенком части посуды: ручка, крышка, носик, дно, стенки.

Сходите с ребенком в магазин посуды. Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают.

Наклейте в тетради картинки по теме «Посуда».

Обсудите, из чего сделана посуда (железная- из железа, стеклянная- из стекла, глиняная-…, деревянная- …)

Обсудите, для чего нужна посуда(в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т.д.).

Задание № 5.

Какая бывает посуда?- Виды посуды.

Например: для чая- чайная ложка, чашка и т.д., для обеда- столовая ложка, тарелка.

- Назови ласково (чашка- чашечка, ложка- ложечка и т д.).

«Один- много» (чашка- много чашек, ложка- много ложек и т.д.).

Задание № 6.

Составьте рассказ по картинке «Все за работой».

- Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чистит рыбу ножом).

Старайтесь включать глаголы в речь ребенка.

Задание № 7.

Наклейте в тетради или нарисуйте картинки с изображениями одежды: детская, женская, мужская, зимняя, летняя, спортивная, рабочая, домашняя.

Вместе рассмотрите одежду ребенка. Обсудите, к какому виду она относится.

- Подберите картинки к глаголам, которые ребенок постоянно путает: шьет, вяжет, вышивает.

- Вместе с ребенком составьте предложения, используя эти картинки.

Сходите с ребенком в магазин одежды, посмотрите, обсудите, какую одежду там продают.

Делайте акцент, как называются части, детали рубашки, платья. Учите употреблять следующие слова: воротник, рукава, пуговицы, петли, карманы, пояс.

Обязательно рассмотрите, из какого материала сшита одежда. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных:

из меха - меховая;

из шерсти - шерстяная;

из шелка - шелковая;

из кожи - кожаная.

Задание № 8.

Наклейте в тетради картинки с изображением обуви.

Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: сапоги, ботинки, туфли, босоножки, сандалии, валенки.

Учите ребенка различать, когда и где какую обувь носят:

Летом – летнюю (босоножки);

Зимой – зимнюю (валенки, сапоги);

Осенью - осенью (ботинки, сапоги);

Дома - домашнюю (тапки);

на улице - уличную (уличную).

Сходите с ребенком в магазин обуви, покажите, какую обувь там продают.

«Мой, моя, мое, мои». Попросите ребенка показать свои игрушки, одежду, обувь, назвать их, добавляя слова мой, моя, мое, мои.

Задание № 9.

Наклейте в тетради картинки по теме «Овощи».

Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова. Учите его правильно назвать форму, цвет, размер, тактильное ощущение, вкус, сочность, запах.

- Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая, хрустящая, сочная, без запаха.

Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, что вы там увидели. Купите овощи, рассмотрите их с ребенком. Покажите, как моют, чистят, режут, трут, варят, жарят, тушат овощи.

Объясните ребенку, что овощи растут в огороде ( в земле, на земле, на кустах). Покажите, если есть возможность, как растут овощи. Капуста растет на земле. Редиска растет в земле. Помидоры растут на кустах.

Задание № 10.

Наклейте в тетради или нарисуйте картинки на тему «Фрукты». Повторяйте их названия, чтобы запомнить. Постепенно добавляйте признаки каждого фрукта. Например: лимон желтый, овальный, кислый, твердый, душистый. Вишня круглая, красная, мягкая, сладкая.

- Где растут деревья? (Наклейте в тетради картинку «Сад».)

Учите образовывать прилагательные:

Сок из яблок- яблочный,

Из груш-…,

Из лимонов-…,

Из апельсинов-… и т.д.

Задание № 11.

Наклейте в тетради картинки с изображением лошади, кошки, коровы, козы, собаки, овцы, барана и т.д.

«Кто какую песенку поет?»

Собака лает- гав, гав, гав.

Свинья хрюхает- хрю, хрю, хрю.

Кошка мяукает- мяу, мяу, мяу и т.д.

«Кто как ест?»

Кролик грызет морковку.

Собака грызет косточку.

Кошка лакает молоко.

Корова жует траву.

Детенышей животных называть и показывать.