«Включение семьи в инклюзивное образовательное пространство»
консультация по коррекционной педагогике

Искужина Гульназ Ильдаровна

 

«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, и которое наиболее подходит этому ребенку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Сопровождая семью, воспитывающую ребенка с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним.

Целью такой работы с семьей является:

  • научить родителей воспринимать собственного ребенка с ограниченными возможностями, как человека со скрытыми возможностями;
  • помочь близким взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды;
  • оказать помощь в поиске духовной поддержки;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • помочь в поиске адекватных способов преодоления трудностей, скрытых ресурсов;
  • формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми;
  • оказать информационную поддержку;
  • создать программу совместной деятельность педагогов, детей и их родителей.

Направления работы приемлемые для работы с семьей:

Образовательное

  • помощь родителям в обучении и воспитании,
  • помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение,
  • помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.

Психологическое:

  • социально-психологическая поддержка и коррекция, которая с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.

Посредническое:

  • помощь в организации, координации и информировании:

-        организация заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.);

-        координация направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки

-        информирование направлено на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Методы работы:

Убеждение - помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Наблюдение - помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в группе и со сверстниками.

Беседа - один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы работы:

Работа с конкретной семьей:

  • педагог отвечает на вопросы родителей;
  • педагог наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
  • педагог демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем;
  • родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
  • родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки и материалов по их ребенку.

Работа с группой родителей:

  • встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  • организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.
  • предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, логопед);
  • передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;

Развитие контактов между семьями:

  • помогать родителям в организации клубов по интересам и мероприятий для детей;
  • добиваться того, чтобы родители защищали свои права, вовлекались в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка, предоставления услуг.

Таким образом, необходимо отметить, что формы и методы взаимодействия с семьей могут быть различными. Всегда нужно помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат зависит от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и семьями, только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод как средство включения родителей в единое образовательное пространство

Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обуславливает в воспитательно-образовательном процессе перенос акцентов на обучение во всех режимных моментах, с...

Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

Проект: «Дорога добра»Тип проекта:  инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.Вид проекта:  долгосрочный.Возраст: старшая, подготовительная  группы  детского сада.Срок ...

Сотрудничество педагога с родителем ребенка с ОВЗ как условие инклюзивного образовательного пространства

Сотрудничество педагога и родителя ребенка с ОВЗ в понимании инклюзивного образовательного пространства проходит через вариативные формы взаимодействия  с семьей....

Выпускная квалификационная работа "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации"

В 2015 году я проходила курсы повышения квалификации в рамках обучающих мероприятий Государственной программы "Доступная среда". И данная работа является моей ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБО...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

РОЛЬ ТЬЮТОРА И ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

В интегративном образовании позиция тьютора сохраняет свои основы, но также приобретает новые специальные компоненты...