Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда
статья по коррекционной педагогике

Марук Мария Ивановна

Проводя традиционные занятия с детьми, мы заметили, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Очень хочется, чтобы работа с ребёнком была динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 «РОМАШКА»

СООБЩЕНИЕ

к педагогическому совету:

на тему: «Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе»

                                                                      Подготовила:

Учитель-логопед

Марук М.И

                                                                                                       

                                                                                                                               

                                                                                                           

                                                     

                                                       

                                                                   

 

                                                     

г. Видное

2018 г.

Основная деятельность дошкольника – это игра. Через игру он познает себя и окружающий мир. Поэтому довольно сложно вызвать интерес к занятию и удержать его внимание. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: развитие речи у детей через применение нетрадиционных способов логопедической работы.

Задачи:

  • Коррекция нарушений речи через использование нетрадиционных способов логопедической работы.
  • Положительная мотивация к коррекционным занятиям.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

Чтобы заинтересовать учеников я использую нетрадиционные способы логопедической работы:

  • Логосказки
  • фонетическая ритмика
  • песочная терапия
  • лэпбук
  • мультипликация

Логосказки – это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

  • развитие диалогической и монологической речи;
  • повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
  • коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
  • приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;
  • осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

Выполнять артикуляционные упражнения ребята устают, и им становится скучно их выполнять. Чтобы ребятам было интересно на занятиях, мы занятие превращаем в сказку. Занятие проходит в подгрупповой форме: ребята сидят за партами и смотрят в индивидуальные зеркала. Я читаю ребятам артикуляционную сказку, а ребята выполняют артикуляционные упражнения по тексту сказки.

Для развития мелкой моторики и графических навыков на подгрупповых занятиях я использую пальчиковые логосказки. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок одевает на пальчик игрушку, он выполняет движения руками и одновременно рассказывает слова.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показывает, что:

  • у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • улучшается фонематический слух;
  • нормализуется речевое дыхание;
  • формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
  • уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
  • повышается речевая активность детей.

Песочная терапия – для детей применяют для диагностики, коррекции и развития речи.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

Виды игр с песком:

  • Игры на развитие фонематического слуха 

«Найди подходящую фигурку». Выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук. Составить предложения с этими предметами.

«Место звука в слове». Песочница делится на три части. В первую часть мы кладём фигурки, где есть заданный звук в начале слова, во вторую часть – в середине слова и в третью часть – в конце слова.

«Спрячь руки в песок». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

  • Игры на дифференциацию звуков

«Два домика».  Строятся два домика: в одном живет один звук, а в другом домике – другой звук. Игрушки с дифференцированными звуками спрятаны в песке. Ребенок их должен найти, назвать и поселить в один из домиков.

«Найди лишний». Игрушки спрятаны в песке. Ребенок их должен найти и назвать какая игрушка из них лишняя (все игрушки, кроме одной начинаются с одного звука)

  • Игры на развитие связной речи 

«Город». Ребёнок строит город, селит жителей, проговаривая свои действия. Придумывает историю одного из жителя.

  • Игры на развитие грамматической стороны речи

«Какой?». Ребёнок ищет спрятанные предметы в песке, затем к найденным предметам подбирает прилагательные.

«Меняем слова». В словах-действиях меняем приставку. Свои действия озвучиваем вместе с ребенком: насыпь, засыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь песок.

  • Развитие мелкой моторики

«Отпечатки рук». Ребёнок оставляет на поверхности песка отпечатки ладошек, кулачков.

«Узор». Рисуем пальцами рук на песке узор. Сначала правой, потом левой. Затем обеими руками.

«Пишем буквы». Написание пройденной буквы на песке. Сначала пишем букву пальчиком, затем палочкой, держа её как ручку.

Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на заданную тему. 

Самый распространенный в постановке звук это [р]. Исходя из этого я решила сделать свой лэпбук на автоматизацию звука [р]. Сюда я включила следующие задания: слоговые рычалочки, артикуляционная гимнастика, игра «наоборот», загадки, стихи, игра «закончи предложения», лабиринт, игра «большой - маленький»,чистоговорки.

Мультипликация - киносъёмка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съёмкой.

По лексической теме «домашние животные» у ребят возникла сложность в запоминании, что у лошади детёныш – жеребёнок. И мы решили составить рассказ о жеребёнке. На основе этого рассказа мы создали мультфильм. Ребята озвучивали следующих животных: лошадь, овца, коза, свинья, корова, жеребёнок. В этом мультфильме жеребёнок потерялся и ищет маму, а в этом ему помогают его друзья.

Ребятам понравилось участвовать в создании мультфильма и теперь они точно знают, что у лошади детёныш жеребёнок.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нетрадиционные способы логопедического работы благотворно влияют на речь и на развитие дошкольника в целом.

Список использованной литературы

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
  2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Раздаточный материал для работы с детьми 5 – 7 лет: приложение к книге «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» / Ю.В.Иванова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 64 с.
  3. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
  4. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
  5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
  6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. –  М.: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Использование метода Томатис в работе учителя-логопеда с дошкольниками

Представлен опыт работы по использованию метода Томатис в работе логопеда...

Мастер - класс "Использование метода "мнемотехника" в работе учителя - логопеда с детьми с ОНР"

quot;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету"        ...