Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Ночь полна красоты».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Наталия Николаевна Нигиль

Цель: снятие повышенного уровня тревожности, страха темноты, преодоление замкнутости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский  сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Берёзка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

 «Ночь полна красоты».

Разработала:

Нигиль Наталия Николаевна,

педагог-психолог

г. Новочебоксарск

2016 г.

Занятие «Ночь полна красоты».

Цель: снятие повышенного уровня тревожности, страха темноты, преодоление замкнутости.

Задачи:

  1. Снятие физического напряжения.
  2. Развитие уверенности в себе.
  3. Снижение эмоционального напряжения.
  4. Помощь в преодолении негативных переживаний.
  5. Помощь в снятии страхов, повышенной тревожности.
  6. Развивать зрительное восприятие предметов.

Оборудование: текст сказки, бумага, цветные карандаши, небольшой  мешок, искусственный цветок, презентация «Найди по тени».

Продолжительность занятия: в старших группах – 25 минут, в подготовительных к школе группах – 30 минут (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13).

Форма проведения:  подгруппа детей из 4 - 6 человек. Занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Педагог - психолог ведёт беседу с детьми об их настроении («Какое у тебя сейчас настроение?», «Чем ты занималась?») и предлагает: «Давайте вместе возьмемся за руки и скажем друг другу ласковые слова (например, «Ты самая смелая и веселая девочка», «Ты очень добрая и любишь путешествовать» т. п.). Чтобы узнать действительно ли вы смелые, мы попадём в сказку, а для этого нам понадобится волшебный цветок. Мы сейчас произнесем волшебные слова:

«Волшебный цветок, в сказку веди,

Не дай, цветок, ослабнуть в пути.

Ты смелость и свет нам скорей подари

И сказку новую оживи!»

  1. Рассказывание сказки.

(Рассказывание истории педагогом - психологом «Белочка Нуся»).

В одном сосновом лесу жила-была белочка Нуся. Была она очень хорошая, добрая и веселая. И были у нее мама и папа, которые очень ее любили: заботились о ней, приносили орешки, играли, читали на ночь сказки. Но вот однажды зимой Нусины мама и папа ушли в соседний лес за шишками и оставили ее дома одну. Нуся не часто оставалась дома одна, это было для нее непривычно и не очень приятно. В тот день неожиданно поднялась метель, от которой в беличьем домике сделалось очень темно и неуютно. Испугалась Нуся. Ей всегда было жутковато, когда наступала ночь, и делалось темно. А тут вроде еще ночь не наступила, а страшно, да и родителей все нет. Забилась белочка в дальний угол комнаты, сидит и дрожит. Ждет не дождется, когда же придут мама с папой. Нусины зубки так сильно стучали от страха, и так громко она вздыхала и охала, что белочка, живущая по соседству, не выдержала и крикнула ей:

—        Эй ты! Маленькая трусишка! Перестань дрожать из-за всяких пустяков!

—        Да,— отозвалась слабым голосом Нуся,— тебе хорошо, ты не боишься. А я одна в темной комнате, то и дело чудятся всякие ужасы и привидения. И что же мне делать, если я не

могу, не умею быть смелой?!

—        Эх, ты! Глупая плакса,— прокричала соседка.— Я вот тоже одна, в темноте, но я ничего не боюсь. А тебе лишь бы поплакать да покапризничать.

Обидными показались Нусе эти слова. Собралась она с духом и говорит:

—        Неправда! Пусть я боюсь темноты, но я не плакса и не капризуля. И вообще, я очень даже хорошая белочка. Помогаю маме и слушаюсь ее. Но... почему-то мне всегда страшновато в темноте.

—        Хм, нашла чего бояться. Я понимаю, медведя там, волка или охотника. А-а-а... ты, наверное, еще очень маленькая. И как тебе не стыдно! Ведь родители тебя оставили дома одну, как большую, а ты...

Слушала это Нуся и все больше понимала, что и впрямь она уже не так мала, раз оставили ее дома одну, как ее соседку. Негоже ей уже дрожать как осиновый листок, оказавшись в темноте. Но как же ей не бояться ее? Напряглась Нуся. Терпела-терпела, думала-думала, как победить ей страх. Наконец, набралась она смелости, вздохнула поглубже и как выскочит на середину комнаты, размахивая лапками:

—        Я самая смелая из всех белочек! Никого и ничего не боюсь! Уходите прочь, страшные призраки и духи! Вот я вам сейчас задам!

Осмотрелась она в темноте и почувствовала, что и впрямь ничего не боится, и никаких привидений в помине нет. Засмеялась тогда Нуся над собой и поняла, что нечего ей в темноте бояться, разве что собственного страха.

А тут, словно испугавшись Нусиной смелости, и метель кончилась, снова на небе появилось солнышко. В это же время подошли и Нусины родители:

—        Нуся, Нуся! Как же ты тут одна, без нас, в эту страшную метель? Мы так к тебе спешили!

—        Ничего, мамочка! Мне было ни капельки не страшно!—отозвалась белочка.

—        Вот умница! Совсем ты у нас взрослая.

С тех пор Нуся уже никогда не боялась оставаться одна в темноте.

3.  Практическая часть

Вопросы для обсуждения (дети отвечают на вопрос):

  • Давайте подумаем, а чего так испугалась белочка?

Игра «Чего я боюсь».  Дети предлагают, чего можно бояться и как преодолеть свой страх.

Педагог - психолог: А как вы думаете, где живет страх? А как он выглядит? Давайте нарисуем его. Я предлагаю вам взять в руки карандаши и нарисовать то, чего вы боитесь (при этом педагог не делает подсказок что надо изображать, каждый ребенок должен сам справиться с этим заданием. Дети рисуют). Теперь я попрошу каждого из вас поделиться с нами своими страхами. Ведь когда о них знают твои друзья уже не так и страшно (ответы детей). Ребята, я знаю отличный способ, как избавиться от страхов. Хотите поделюсь? (Ответы детей). Давайте возьмём ваши рисунки, порвём их на мелкие кусочки и выкинем в «Мешок страхов». Вы согласны? (ответы детей)

Педагог - психолог: «А что ещё вы можете сделать? Дети встают в позу «Смельчака», произносят «Я смелый! (-смелая! улыбаются и смеются).

Педагог - психолог: «Молодцы! Вы смелые!»

Вопросы для обсуждения (дети отвечают на вопрос):

  • Давайте подумаем, что еще можно было сделать?

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь, превращусь». Дети в кругу, держась за руки, и проговаривают хором слова: «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь, превращусь». Когда называют какой-либо страшный персонаж (Кощея, Бабу-Ягу и. т. п.), детям нужно «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного (например, Кощея) и тот становится водящим.

Вопросы для обсуждения (дети отвечают на вопрос):

  • Давайте подумаем, что помогло Нусе перестать бояться?

Игра "Найди по тени". Ребята, когда наступает ночь, всё вокруг меняется. Вроде бы ничего не узнаёшь. Чтобы приучить ночь, можно попробовать научиться ориентироваться с тенью предметов. Нужно подобрать пару - картинку с таким же размером и внешними очертаниями. (Педагог-психолог показывает презентацию. Дети находят пары: картинка - тень).

4. Заключение.

Педагог - психолог: «А теперь мы должны покинуть эту сказку. Наше время истекло. Скорее к чудо - цветку.

«Волшебная сказка прошла,

Много чудес она принесла.

Скорее домой, цветочек, неси

И все, что узнали, в нас сохрани».

По окончании занятия педагог - психолог спрашивает участников:

- Понравилась ли Вам сказка? (ответы детей)

Педагог – психолог: А сейчас я хочу вам дать хороший совет: когда вы ложитесь спать вечером, когда в комнате погашен свет, вы обязательно вспомните о белочке Нусе, о её волшебных словах, о её силе и смелости и вам станет спокойно, и вы почувствуете себя самыми смелыми.

5. Источники информации.

  • http://www.maam.ru/
  • Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. М., Академический проект, 2007 г.
  • Доктор Катрин Дольто – Толич. В темноте / [Пер.: Н. Василькова]. М.: Алтей, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия по снижению тревожности старших дошкольников

Конспект занятия включает в себя игры и игровые упражнения направленные на повышение самооценки, снижение уровня страхов и тревожности....

Программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают п...

Игровое занятия для снижения эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста (с родителями).

Игровое занятия для снижения эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста (с родителями)....

Конспект игровой деятельности для коррекции тревожности у детей среднего дошкольного возраста

Конспект игровой деятельности для коррекции тревожности у детей среднего дошкольного возраста...

Арт-терапия как способ снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Использование арт-терапии в работе с тревожными детьми старшего дошкольного возраста, виды арт-терапии...

Конспект занятия по снижению тревожности у детей младшего дошкольного возраста

Цель: коррекция и снижение страха самостоятельности, тревожности и общей боязливости у детей младшего дошкольного возраста....

Конспект игровой образовательной ситуации «Помоги Незнайке» для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов....