Арт-терапия как способ снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)

Сабирьянова Светлана Раисовна

Использование арт-терапии в работе с тревожными детьми старшего дошкольного возраста, виды арт-терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл арт-терапия18.45 КБ
Файл metody_art-terapii._prezentatsiya_pptx.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия как способ снижения тревожности у детей дошкольного возраста.

        Проблема тревожности в старшем дошкольном возрасте очень актуальна в современной педагогике. Задача формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста является одной из главных в основополагающих документах, на базе которых осуществляется педагогический процесс в дошкольной образовательной организации.

                Дефицит внимания со стороны родителей, завышенные требования к ребенку, отсутствие персонализированного подхода в детском дошкольном учреждении, наряду с проблемой адаптации в нем служат основой для развития различного рода нарушений, среди которых эмоциональные занимают одно из ведущих мест.

        Мы, современные педагоги ДОУ стремимся найти оптимальные методы, снижающие проявления эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста. Интерес к применению арт-терапии как одного из наиболее эффективных методов оказания помощи ребенку в практической психологии и педагогике растет как в нашей стране, так и за рубежом. Она используется как средство гармонизации и развития психики человека через занятия художественным творчеством, что особенно актуально в детском возрасте. Арт-терапия позволяет посредством художественных приемов и творчества раскрывать присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, делая акцент на естественном проявлении чувств, настроений, эмоций.

Данный метод способствует повышению самооценки, позволяет овладеть приемами расслабления, избавления от негативных эмоций и легко применим, в том числе в устранении эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.

Слово «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Самыми популярными  видами арт-терапии среди педагогов ДОУ и психологов являются:

1.        изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, сюда же входит лепка, аппликация, декоративно-прикладное искусство, занятие керамикой. Психологи, педагоги советуют здесь разные техники как: марание, штриховка, каракули, монотипия (кляксография), рисунок на стекле, рисование пальцами, рисование ладошкой, выполнение рисунка с использованием сухих листьев (сыпучих материалов и продуктов), рисование предметами окружающего пространства, техника медитативного рисунка – мандала, рисование легкими (выдувание)

        Наиболее эффективно использовать рисование с детьми в возрасте 5-11 лет. Это период активного интереса к рисованию. Здесь дети рисуют непринужденно и свободно. При этом рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирование взаимоотношений и выражение эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, таких как страх. Через рисунки можно лучше понять глубокие переживания детей и не всегда раскрываемые, например, при непосредственной беседе.

2. игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и на различные вещества, такие как песок, краска или вода. Клиент выбирает для себя такие игрушки, на которые он может спроецировать свой прежний опыт, затем использует эти объекты, чтобы примерить на них исследуемые роли и взаимоотношения. Важность символической игры состоит в том, что это способ исследования клиентом своего прошлого опыта с возможностью оставаться на безопасном расстоянии от реальной действительности.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.

3. песочная терапии - психокоррекционный, развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятия внутреннего напряжения, с использованием песка;

Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана - в этом и проявляется его сила волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

4. сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Техника терапии прозой или поэзией позволяет застенчивому ребенку в форме сказки, стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится.

Можно выделить следующие виды сказок:

- художественные сказки — все литературное наследие наших предков, то, что мы и привыкли называть сказками, мифами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей, как отдельного автора, так и этноса в целом.

- дидактические сказки — это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Психокоррекционные сказки — это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы пациента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр.

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

1) для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

2) взрослый и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

3) ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

5.        музыкотерапия - это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;

6.        танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности;

На занятиях ребенок свободно проявляет свою фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику.

Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).

Занятия проводятся педагогом в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются скрытые умения, вызывающие у детей положительные эмоции и чувство удовлетворения от результатов своего творчества.

Таким образом, в ходе учебного процесса дошкольник учится общению со сверстниками и приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы арт-терапии Подготовила: Сабирьянова Светлана Воспитатель ГБДОУ №127

Слайд 2

1. изотерапия (терапия изобразительным творчеством)

Слайд 4

- монотипия на мокрой бумаге (монотипия на стекле) - рисование на мокрой ткани - рисование восковыми мелками и акварелью

Слайд 5

2. сказкотерапия -сказки для преодоления различных страхов, ночных кошмаров, страха темноты, тревожности, общей боязливости -придумывание сказки с помощью мягкого пластилина -инсценировка известных сказок -придумывание своих сказок с напальчиковыми куклами

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....

Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов Арт - терапии

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это мето...

Программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают п...

Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Ночь полна красоты».

Цель: снятие повышенного уровня тревожности, страха темноты, преодоление замкнутости....

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Конспект занятия по снижению тревожности у детей младшего дошкольного возраста

Цель: коррекция и снижение страха самостоятельности, тревожности и общей боязливости у детей младшего дошкольного возраста....

Коррекционно - развивающая программа снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста «От улыбки станет всем светлей!»

Программа для детей старшего дошкольного возраста с высоким и средним уровнем тревожности. Может быть полезна для родителей, воспитателей и педагогов, практикующим педагогам-психологам, а также всем т...