Консультация для педагогов коррекционных групп «Статико-динамический режим в образовательном процессе детей с нарушением зрения».
консультация по коррекционной педагогике

Абасова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов коррекционных групп

для детей с нарушением зрения.

Тема: «Статико-динамический режим в образовательном процессе детей с нарушением зрения».

Двигательная активность является основным источником полноценного развития детского организма.  В  условиях  образовательно  воспитательного  процесса  в  детских  садиках,  школах  речь  идет о статико-динамическом режиме, отражающем  целесообразную  смену  покоя  и  двигательной активности. Статико-динамический  режим  в жизнедеятельности детей способствует:

  • поддержанию их психоэмоционального тонуса в кратковременный  (занятие,  урок,  учебный  день)  и  долговременный (учебная четверть и год) периоды;
  • совершенствованию физического развития;
  • профилактике  мышечного  утомления.

Дидактические  принципы  и  методы  взаимодействия с детьми.

В образовательном процессе детей с нарушением зрения поддержание и повышение их психоэмоционального тонуса обеспечивается соблюдением дидактических  принципов  и  методами  взаимодействия с детьми, статико-динамическим режимом в ходе занятия и урока.

На занятиях и уроках статического плана важно  способствовать  смене  видов активности  детей:  перцептивной,  речевой,  практической, моторной  и  др.,  также  дети  должны  менять  позу.  К  таким приемам можно  отнести:  

  • задания  на  зрительно-двигательную,  зрительно-двигательно-слуховую,  речеслуховую  координацию;  
  • упражнения,  направленные  на  развитие  чувства  ритма;
  • зрительные (наглядные) модели, слуховые (звуковые) с переводом

 в зрительные, речевые, речевые с переводом в графические;

  • задания на ориентацию в пространстве;
  • элементы драматизаций и др.

            Прогулки с физическими нагрузками.

Физические упражнения на  воздухе  способствует  интенсивному  обогащению всех систем организма кислородом, улучшая их питание и тем  самым  повышая  нервно-мышечный  и  психоэмоциональный  тонус.  Основным  видом  упражнений  на  прогулках выступает ходьба и подвижные игры.  Для слабовидящих  детей  актуальны  ежедневные  пешие  прогулки  после  учебных  занятий.  

Ходьба  как  вид  упражнений   эффективна,  особенно  для  ослабленных  детей  с  тяжелыми нарушениями  зрения,  имеющих  противопоказания  и  ограничения в физических нагрузках. Ценность ходьбы как физического упражнения заключается в том, что она доступна детям с нарушениями зрения всех возрастно-половых групп и при любых дефектах  зрения.   Ходьбу  можно   дозировать и наращивать  по  темпу  и  объему: 0,5–1 км  идти  прогулочным  медленным  шагом,  затем столько же — быстрым спортивным шагом.

Воспитание  двигательной  активности.

Дефицит  движений  и  двигательной  активности  дошкольников и школьников с нарушением зрения ведет к снижению  различных показателей  физического  развития  (антропометрических данных,  функциональной  деятельности  систем  и  органов, объема  и  качества  двигательных  умений,  физических  качеств и др.).

Дефицит движений у детей с нарушением зрения связан с  рядом  причин:

  • Нарушение  зрительных  функций,  осложняющих  пространственную ориентацию и как следствие ограничивающих передвижение и движения слабовидящих детей;
  • Недостаточная  развитость  компенсаторных  механизмов, сформированность которых способствует своевременному овладению ребенком с глубоким нарушением зрения двигательными  умениями  и  навыками  ориентации  в  пространстве;
  • Медицинские  ограничения  в  физических  нагрузках  и в определенных  видах  движений,  обусловленные  клиническим проявлением глазного заболевания, наличием хронических  заболеваний.
  • Неадекватная  позиция  семьи  к  возможностям  и  потребностям ребенка с нарушением зрения, что проявляется в стиле воспитания. Стиль воспитания — доминантная позиция взрослых членов семьи.
  • Воспитание в культе болезни — позиции чрезмерной опеки ребенка, подавление его личностных потребностей и интересов, безразличие взрослых и др.;
  • Плохая организация  физического  воспитания  детей  с  нарушением  зрения  в  образовательных учреждениях.

Гигиенические нормы суточной двигательной активности в детском возрасте

 (по Сухареву А. Г., 1983):

3-4 года – 9-12 локомоций

5-6 лет – 11-15 локомоций

7-10 лет – 15-20 локомоций

              Продолжительность двигательных компонентов соответственно - 5,5-6ч./5-5.5ч./ 4-5 ч.

Подъемы двигательной активности наиболее выражены в первой половине дня: с 9 до 12 часов, во второй половине дня: с 16 до 18 часов. Двигательная активность неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение  недели  и  в  разное  время  года.

Закаливание  

Воздух,  солнце  и  вода  являются  средствами  закаливания  организма.  Закаливание  способствует  повышению  устойчивости организма к влияниям внешней среды.  Закаливающие  процедуры:   воздушные  ванны  в помещении  и  на  улице,  световоздушные  (под  навесом,  в тени) ванны и прямые солнечные ванны, водные процедуры (обливание, обтирание, купание в бассейне), контрастное  закаливание.            

Общие  гигиенические требования к организации закаливания ребенка:

  • систематичность  выполнения  процедур,  во  все  времена года, без перерывов;
  • постепенное  увеличение  длительности  и  интенсивности закаливающего воздействия;
  • учет  реакции  организма  ребенка,  чтобы варьировать продолжительность  и  силу  воздействия  закаливающего фактора;
  • не проведение закаливающих процедур против воли и желания ребенка.

Неблагоприятные факторы для детей с нарушением зрения в процессе получения ими закаливающих процедур (солнечные ванны):

  • интенсивность  лучистой  энергии  в  яркий  солнечный  день  вызывает  неприятные  ощущения  в  глазах  и  оказывает  вредное  влияние  на  глаза. Во время прогулок  по  открытой  местности,  ярко  освещенной  солнцем, рекомендуется  пользоваться  светозащитными  очками.
  • повышенная  возбудимость  и  некоторые  заболевания  глаз, такие  как  глаукома,  злокачественная  близорукость  с  изменениями  на  глазном  дне.
  •  длительное  пребывание  на солнце  может  вызвать  у  слабовидящих  этой  группы  излишний прилив крови к глазам, голове.

Водные процедуры приемлемы для всех слабовидящих. Но не всем можно нырять,  прыгать  с  вышки.  Нельзя детям,  страдающим высокой близорукостью, афакией, подвывихом хрусталика, глаукомой и т. д. Купание  в  бассейне,  недопустимо при  острых  гнойных  конъюнктивитах,  после  операций  по  поводу  косоглазия.  К  водным  закаливающим процедурам относят и умывание глаз холодной водой. Холодная, а не прохладная вода — эффективное средство повышения тонуса глаз и окружающих их тканей.

Режим  дня

Режим  дня,  который  предусматривает  определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна, также является  специфическим  средством  физического  воспитания.

Двигательную активность детей можно реализовать за счет хорошо организованных  физкультурных мероприятий:  

  • физкультурно-оздоровительные  занятия (утренняя  гимнастика,  двигательная  разминка  между  занятиями,  физкультминутка,  подвижные  игры  и  физические  упражнения  на  прогулке,  прогулки и походы,  гимнастика  после  дневного  сна  и  др.);  
  • учебные  занятия  по физической  культуре;  
  • самостоятельная  двигательная  деятельность;  
  • физкультурно-массовые  занятия  (неделя здоровья,  каникулы,  физкультурный  досуг,  физкультурно - оздоровительные  мероприятия  и  др.),  
  • вне групповые  - дополнительные виды занятий.

Утренняя  гимнастика  проводится  не  для  тренировки, а  для  подготовки  организма  к  повседневной  деятельности.  Продолжительность  гимнастики  для  детей  2–3  лет  —4–5 минут,  3–4  лет  —  5–6  минут,  4–5  лет  —  6–8  минут,5–6 лет — 8—10 минут, 6–10 лет — 10–12 минут. Для детей с нарушением зрения полезно сочетать утреннюю гимнастику с дыхательными  упражнениями  или  с  комплексом  упражнений  для  глаз  для  повышения  их  тонуса.  

В  комплекс  общеразвивающих  упражнений  с  участием  мышц  плечевого  пояса  следует включать  упражнения  с  мячом  или  с  гимнастическими палками,  имеющими  яркий  цветной  стимул  в  середине, предлагая детям прослеживать его перемещение в процессе  выполнения  движений.  Другой  вариант  гимнастики  для  глаз  в  утренней  зарядке - слежение детьми глазами (без очков) за движущимся стимулом, например, «бабочка на удочке» (стимул в поле зрения  детей  перемещает  взрослый)  в  положении  лежа  на спине или в положении стоя.

Так же рекомендуется  проводить  гимнастику до  уроков  и  динамическую  переменку.  Цель гимнастики до уроков — активировать процессы обмена,  стимулировать  дыхательную  функцию,  повысить работоспособность и организовать учащихся. Упражнения должны  носить  активирующий  характер, без сложной координации и силовой нагрузки. Не следует выполнять  физические  упражнения  в  классных  комнатах. Рекомендуемое  время  для  младших  классов  5  минут, для остальных — 6–7 минут без учета времени на организацию (2–3 минут).

Динамическая  перемена  (подвижная  перемена)  с проведением  игр.  

Для детей с нарушением зрения необходимо рациональное  проведение перемен. Малые  перемены  10  минут,  большие  перемены  по  20  минут каждая. Нельзя задерживать детей на уроке, что приводит к сокращению перемены.

  Слабовидящие  дети  дошкольного возраста,  испытывая  трудности  зрительного  отражения пространства, более пассивны в подвижных играх, чем их сверстники.

Педагог должен активно привлекать слабовидящих  детей  к подвижной  игре,  доступной  по  содержанию  игровых  действий,  двигательным  возможностям  ребенка. Для малоподвижных слабовидящих детей подвижная игра — это средство оптимизации двигательной активности  в  течение  дня  и  обеспечение  баланса  между процессами  торможения  и  возбуждения  в  деятельности нервной  системы.

Для  детей  с  повышенной нервной возбудимостью, что характерно для части детей с амблиопией и косоглазием, подвижные игры в режиме  дня  также  необходимы для удовлетворения  двигательной  активности,  которая  у  этой  группы  детей  на 25–30% выше нормы. При  подборе  игр  необходимо учитывать  характер  и  глубину  зрительного  дефекта,  реальные  двигательные  возможности  ребенка  и  его  индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.

Выделяют четыре зоны интенсивности (напряженности) для игр с различной степенью подвижности.

Первая зона самой низкой интенсивности (ЧСС до 100 уд/мин). Игры проводятся преимущественно лежа или сидя с воздействием  на  мелкую  моторику  (пальчиковые игры), активизацию дыхания, координацию, точность движений. Амплитуда небольшая, продолжительность 10–15  минут,  включая  паузы  для  отдыха. В  течение  дня  эти  игры  можно  предлагать  неоднократно детям любой группы заболеваний.

Вторая зона умеренной интенсивности (ЧСС 100–120 уд/мин). Характерна для таких подвижных игр, как «Запрещенное  движение»,  «Совушка»,  «Поезд»  и  др.  Эти  игры служат не только для развлечения, они развивают внимание,  четкость  и  слаженность  движений,  быстроту  реакции, координацию движений (особенно мелких и средних мышечных групп). Способ организации — мало-групповой, по 4–8 человек. Продолжительность 3–4 раза, в зависимости от желания детей.

Третья зона тонизирующей нагрузки (ЧСС 120–140 уд/мин).  Игры:  «Охотники  и  утки»,  «Круговая лапта», «Лохматый пес» и др. Двигательная активность наиболее  типична  для  многих  подвижных  игр,  частота  пульса  (120–140  уд/мин)  отражает  степень  физической  и  психической  напряженности.  Продолжительность одной игры 2–3 минуты, но повторяются игры многократно.  Тренирующее  воздействие  достигается  за  счет  суммарной  величины  нагрузки.  В  процессе  каждой  подвижной игры организм приспосабливается к небольшому утомлению и восстановлению между играми. Форма организации — малогрупповая, от 6 до 10 человек. Индивидуальное  участие  зависит  от  медицинских  показаний, физического состояния, личного интереса детей.

Четвертая  зона  тренирующего  воздействия  (ЧСС  выше140–160 уд/мин).  Характерными для этой зоны являются игры  «Пятнашки»,  «Космонавты»,  «Кто  быстрей»,«12 палочек»  и подвижные  игры,  переходные к спортивным: «Мяч капитану», «Челночный бег», «Живая корзина»,  «Встречная  эстафета»,  а  также  спортивные игры  по  упрощенным  правилам:  мини футбол,  волейбол  в круге, баскетбол, хоккей на полу, бадминтон, настольный теннис.

Подвижные игры в зоне тренирующего воздействия характеризуются  тем,  что  многократные  усилия  (ускорения в беге, прыжки через скакалку, ведение мяча и т. п.) в течение 10–15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыхом, а затем снова и снова повторяются. На такую  нагрузку  организм  отвечает  повышенной  реактивностью  со  стороны  всех  систем  и  функций.  Участие  в  подобных играх требует предварительной подготовки.

Мероприятия  по  поддержанию  тонуса мышц шеи и спины, а также мышц грудной клетки и профилактике их значительного напряжения.

Одним из факторов снижения зрительной работоспособности,  наступления  быстрого  утомления,  снижения  зрительных  функций  у  детей  с  нормальным  и  нарушенным зрением выступает механическое нарушение нормального снабжения кровью и нервными импульсами глаз.

Большинство слепых и слабовидящих, детей с неглубокими  расстройствами  зрения  имеют  нарушения  осанки. Частой причиной сколиоза является мышечная слабость, характерная для большинства слабовидящих,  что  связано  с  их малой подвижностью.  Многие дошкольники  с  амблиопией  и  косоглазием  имеют нарушения опорно-двигательного  аппарата  в виде  вялости  осанки,  сколиозы и др.

Осанка  слепых  и  слабовидящих детей, может характеризоваться  следующими  признаками:  неполное  выпрямление коленных суставов, опущенные вниз и выдвинутые вперед  плечи,  крыловидные  лопатки,  впалая  грудь  и  наклон головы вниз. В некоторых случаях можно заметить поворот головы в сторону невидящего или слабовидящего глаза, дугообразное  искривление  всего  позвоночника,  выпуклостью назад,  круглую  спину  с  некоторыми  добавлениями.  

При сужении или ограничении поля зрения дети в процессе зрительной работы также принимают вынужденное  положение  головы  —  поворот  ее  в  сторону нарушения  поля  зрения.  Такое  же  явление  наблюдается, хотя  и  не  столь  выраженно,  и при монокулярно зрении (одноглазье, глубокое  слабовидение,  тяжелая  по  степени амблиопия,  лечебная окклюзия).

Правильная рабочая поза  и правильная мебель.

Дети  с  нарушением  зрения  испытывают  трудности  в  становлении  зрительно-моторной  координации  в  системе  «глаз —  рука». Аномальная поза ребенка с нарушением зрения в процессе зрительного труда обусловлена рядом причин: характером  нарушения  зрения,  особенностями  зрительного  восприятия, слабой мышечной системой, заболеваниями опорно-двигательного  аппарата,  специфичностью  осанки  на фоне определенных глазных заболеваний, незрелостью зрительно-моторной координации и др.

Рабочая поза во время письма характеризуется следующим образом: ребенок сидит на стуле всей поверхностью бедра, имеется небольшое расстояние (ширина ладошки) между передним краем сидения и внутренней  стороной  коленной  чашечки;  ноги  прямые  — угол 90°, всей  поверхностью  стопы  стоят  на  полу  (или подставке), спина и голова в положении прямо с легким наклоном  вперед,  поясница  упирается  в  спинку  стула,  плечи на одном уровне, предплечья лежат на столе, локти слегка выступают за край крышки, тело и голову держат не предплечья, а мышцы спины. Следует  ориентироваться  на  то,  что  правильную рабочую позу поддерживают определенные величинные соотношения между столом и стулом, размером мебели и ростом ребенка, определенная конструкция мебели.

При  чтении  рабочая  поза  учащегося  может  быть  более свободная, ребенок спиной опирается на спинку стула, но при  этом  текст  должен  располагаться  перед  глазами  на расстоянии 30–33 см с хорошим зрением и  на  расстоянии,  доступном  для  зрительного  различения шрифта, при слабовидении, — 17–25 см.

Ученическая  мебель  должна  соответствовать  не  только  росту,  пропорциям  тела,  но  и  зрительным  возможностям  слабовидящих учащихся. Поэтому для школ слабовидящих используют столы (парты) с поднимающимися крышками, что  дает  возможность  приближать текст  или  объект  восприятия  на  нужное  расстояние  к  глазам. Такой же подход следует соблюдать при рассматривании  картинок. Для  этого  можно  использовать  специальное  оборудование в  виде  ящика  с  верхней  наклонной  поверхностью,  который легко устанавливается на детском столике.

Детей  с  нарушением  зрения  следует  приучать  к  тому, что  при  рассматривании  мелких  объектов  их  необходимо подносить к глазам, а не склонять низко голову над ними. При  выполнении  слабовидящими  и  частично  зрячими детьми трудовых операций под контролем зрения рабочая поза свободная.

Физкультурная пауза.

С целью снятия напряжения с  мышц  спины  и  шеи  на  физминутках  детям  необходимо предлагать  массивные  крупные  движения  плечевого пояса. Упражнения должны способствовать нормализации дыхания. Правильное дыхание заключается  в  плавном  глубоком  вздохе  с  опусканием диафрагмы  и  выпячиванием  вперед  живота,  при  выдохе живот  втягивается,  диафрагма  поднимается  кверху  и  как бы  «направляется  к  спине».

Таким образом, эффективность мероприятий  статико-динамического  режима  по  поддержанию  зрительной  работоспособности  детей  с  нарушением зрения  усиливается  не  только  за  счет  рационального  использования  рассмотренных  приемов  и  мероприятий  но, прежде всего, за счет их использования в комплексе с хорошей освещенностью рабочей зоны и соблюдением режима нагрузок в процессе зрительного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Консультация для педагогов на тему: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе»

Консультация для педагогов на тему: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе» Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является иск...

Консультация для педагогов на тему: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе»

Консультация для педагогов на тему: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе»...

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для педагогов: "Проектная деятельность как средство повышения уровня образовательного процесса в ДОУ".

Консультация для педагогов: "Проектная деятельность как средство повышения уровня образовательного процесса в ДОУ"....

Консультация дя педагогов «Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологи...