"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)
консультация (старшая группа) на тему

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловатость, крыловидные лопатки, асимметрия плеч и др.), свода стопы и другие отклонения в опорно – двигательной системе. (45 – 50% дошкольников). Увеличение детей с нарушением ОДА определило необходимость поиска эффективных путей их коррекции в условиях детского сада. Поэтому и была создана наша группа. Дети поступают в группу со следующими диагнозами: нарушение осанки, деформация грудной клетки, плоскостопие, х-образная голень, сколиоз, ГМС.  Эти заболевания оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечно – сосудистую, дыхательную, нервную), на показания здоровья вообще и уровень работоспособности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель

МДОУ д/с «Ландыш» г. Балашова

Авдонина Ольга Васильевна

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

(консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловатость, крыловидные лопатки, асимметрия плеч и др.), свода стопы и другие отклонения в опорно – двигательной системе. (45 – 50% дошкольников). Увеличение детей с нарушением ОДА определило необходимость поиска эффективных путей их коррекции в условиях детского сада. Поэтому и была создана наша группа. Дети поступают в группу со следующими диагнозами: нарушение осанки, деформация грудной клетки, плоскостопие, х-образная голень, сколиоз, ГМС.  Эти заболевания оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечно – сосудистую, дыхательную, нервную), на показания здоровья вообще и уровень работоспособности.

          Мы постарались создать оптимальные условия в группе для образовательной и облечивающей работы с детьми.

         Для развития познавательной деятельности за последние три года созданы соответствующие условия для развивающей среды, соответствующие требованиям образовательному процессу, развитию познавательной и двигательной активности детей.

             Я стремлюсь развивать в детях не только познавательную, игровую и продуктивную деятельность, но и воспитывать в них такие нравственные качества как дружелюбие, взаимопомощь, любовь к близким людям, к своей Родине. В этом направлении новшеством в работе явилось создание мини - музея Боевой Славы – это расширяет кругозор детей, обогащает знания детей об истории народа, края, воспитывает чувство патриотизма, уважение к героям войны.

             Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает созданная в детском саду комната «Русского быта». Здесь собрано большое количество предметов старинной утвари, образцов декоративно – прикладного искусства.  

              Целям развития познавательных интересов способствует создание коллекций полевых, культурных растений, злаков, растений, встречающихся в природном окружении детского сада.

             В группе изготовлено несколько познавательно – игровых макетов: сельский двор, зоопарк, животные жарких стран, исторический макет с изображением древнего войска и современных вооруженных сил, на космическую тему, макет «Животные Прихоперского края». Это расширяет и обогащает знания детей об окружающем. Макеты занимают меньше пространства, соответствуют интересам старших дошкольников и одновременно экономят время для лечебно – оздоровительной работы по коррекции нарушений ОДА.

             В психолого – педагогических науках большое значение придается психико – эмоциональному развитию детей. Этому в немалой мере способствует такая деятельность как театрализация. Посредством театрализованной деятельности намного эффективнее происходит коррекция речевого развития, как сопутствующая нарушениям ОДА. Нами созданы несколько разновидностей театра: теневой театр, который будит фантазию детей, пальчиковый театр - способствует развитию мелкой моторики, настольный театр игрушек, где фантазия детей не ограничивается; фланелеграф, который позволяет легко изображать массовые сцены.  Действуя от персонажей, дети расковываются и это способствует исправлению речевых нарушений и закреплению правильной речи. В ДОУ имеется комната для театрализованных игр, которую мы с детьми посещаем в соответствии графика. Особенно детям нравится театр «Живой руки».

           Предметно – игровую среду организуем так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Дети участвуют во всем многообразии игр: сюжетно – ролевых, режиссерских, строительных, развивающих, в играх  с готовым содержанием и правилами, театрализованных и других.

          Сюжетно - ролевые игры способствуют проявлению интереса детей к труду взрослых, стимулируют интерес к своему будущему, осмыслению и словесному выражению детьми своих чувств, переживаний, желаний, профессиональных интересов. Нами созданы зоны для сюжетно – ролевых игр – почта, консервный завод, фермерское хозяйство, библиотека, супермаркет, салон красоты, поликлиника, космос, современная игра «Связной»,  МЧС.

             В группе создана полноценная физкультурно – оздоровительная среда, предусматривающая наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц и оказывающего положительное  влияние на формирование опорно –двигательного аппарата. В группе есть спортивный комплекс, который позволяет детям  выполнять основные виды движений (лазанье по канату, лестнице, раскачивание и висы на кольцах и перекладине); гимнастическая стенка; ортопедические мячи с ручками; мяч – гигант (фитбол); диск «здоровье»; комплекс спортивно – оздоровительного оборудования; а также есть необходимый спортивный инвентарь на каждого ребенка (мячи – ежи, скакалки, обручи, гантели, гимнастические палки и т.д.) – это позволяет детям  проявлять активность, демонстрируя свои умения и достижения.

Наряду с заводскими тренажерами мы широко используем свое оборудование из бросового и природного материала (разные массажеры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации).  

        Все занятия, кроме физкультурного, проводятся в «рюкзачках» - корректорах осанки и с ковриками – раздражителями под ногами.  Все мы знаем, что занятие для детей – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы. В этой связи особую актуальность приобретает здоровьесберегающая  технология В.Ф.Базарного, которую мы используем в своей работе.  Занятия проводятся в режиме динамических поз и постоянного поиска, этому способствуют такие приемы, как:

1.«Кресты» (В четырех сторонах группы с потолка на веревках свисают «кресты» (две перекрещенные рейки), на которые крепится наглядный материал.

2. «Сенсорно – координаторные тренажеры» (В четырех верхних углах размещены образно – сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картинки составляют единый сюжет. А под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Дети, находясь в свободном состоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете.

3. «Экологическое панно»

В зависимости от времени года вывешивается панно, на котором изображена природа. У детей на глазах зимой кот ловит рыбу, а в небе летят птицы и каждый может принести загадку или другое задание. Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный персонаж.

4. «Офтальмотренажер»

На стене нарисована диаграмма. При этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест – коричневый, восьмерка – ярко – голубым цветом.

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

          Успешное решение оздоровительных задач возможно на основе совместной деятельности всего педагогического коллектива. Мы тесно взаимодействуем со всеми специалистами.  В ДОУ имеется физкультурный зал. Воспитатель по физической культуре, учитывая специфику нашей группы, в ход занятий включает элементы коррегирующей гимнастики, способствующие профилактике нарушений осанки и плоскостопия, дыхательную гимнастику, упражнения с мячами, палками.

               Также есть бассейн. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно – двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

             Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы: музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно – психического здоровья детей, развития психо – эмоциональной сферы. Музыкальный руководитель включает в занятия дыхательные и музыкально – ритмические упражнения для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата; этюды и упражнения, способствующие развитию и коррекции психо – эмоциональной сферы.

             Работа по воспитанию у детей здорового образа жизни осуществляется в тесном контакте с семьей. Главное в работе – формирование их активной позиции в воспитании и оздоровлении своего ребенка. Для привлечения родителей к активному участию применяем различные формы работы с ними: родительские собрания, тематические консультации, беседы, стенды для родителей. Это позволяет достичь преемственности между детским садом и семьей, повышает осведомленность родителей в коррекционно – профилактических вопросах. Обязательно учитываем точку зрения родителей, вместе находим решение спорных вопросов. Родители помогают нам в создании коррекционно – развивающей среды для детей.

             В результате, такая целенаправленная, всеобъемлющая работа приносит стабильные, положительные результаты. Приобщая дошкольников к здоровому жизни, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, воспитываем волю для преодоления трудностей, закладываем основу для нормальной жизни без вредных привычек. Положительная динамика ежегодно отмечается психолого-медико-педагогической комиссией.

                   

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология БОС ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата

Компьютерные программы на основе технологии БОС - ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата....

презентация " Технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"

В презентации представлен материал. который может быть интересен специалистам, работающим с детьми. имеющими НОДА...

Презентация "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"

Презентация "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"...

Текст презентации "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"

Текст презентации "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"...

Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»

Инклюзивное образование   («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учителя-дефектолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА...